Коэффициент готовности - вероятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривают.
Коэффициент готовности характеризует готовность объекта к функционированию, т.е. применению по назначению. Под планируемыми периодами, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается, имеют в виду простои автомобиля на плановых технических обслуживаниях, ремонте, хранении и транспортировке. При расчете коэффициента готовности учитывают только оперативное время устранения отказа. Простои по организационным причинам (вызов ремонтной бригады, поиск и доставка запасных частей и др. не учитывают) характеризуют безотказность и ремонтопригодность.
Коэффициент технического использования — вероятность того, что машина окажется в работоспособном состоянии в любой момент времени, включая планируемые перерывы.
Коэффициент технического использования характеризует долю времени нахождения объекта в рабочем состоянии с учетом простоя на техническом обслуживании, ремонте и устранении отказов.
Технический ресурс (ресурс) — наработка объекта от начала эксплуатации или ее возобновления после капитального ремонта до наступления предельного состояния.
Срок службы - календарная продолжительность эксплуатации объекта от ее начала или возобновления после капитального ремонта до наступления предельного состояния.
Срок сохраняемости - календарная продолжительность хранения и (или) транспортирования объекта в заданных условиях, в течение и после которой сохраняются значения заданных показателей в установленных пределах.
|
Гарантийная наработка - наработка объекта, до завершения которой завод-изготовитель или ремонтное предприятие гарантирует и обеспечивает выполнение определенных требований к объекту при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации, в т.ч. правил хранения и транспортирования.
Эксплуатация - термин, рекомендуемый для применения к объектам или изделиям, у которых в процессе использования расходуется ресурс.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТКАЗОВ МАШИН
Отказы объектов в процессе их эксплуатации возникают по трем основным причинам: усталость материала, коррозионное разрушение, изнашивание поверхностей трения деталей.
Классификация отказов:
- по природе происхождения: естественные и преднамеренные (от персонала);
- по месту возникновения: слабые элементы и звенья (требуется усилить или изменить конструкцию);
- по времени возникновения: период приработки (качество сборки, обработки, материал);
- по характеру возникновения: внезапные и постепенные;
- по взаимосвязи: зависимые и независимые;
- по степени воздействия: ресурсные и эксплуатационные;
- по внешним признакам: очевидные и скрытые;
- по причине возникновения: исследовательские, расчетно-конструкторские, производственно-технологические, эксплуатационные;
- по последствиям или затратам: тягчайшие (с человеческими жертвами), тяжелые, средние или незначительные (по мере затрат времени и средств на его устранение).
ВИДЫИЗНАШИВАНИЯ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
|
В современных машинах причина различных изменений (повреждений и разрушений) деталей - это воздействие на них различных видов энергии (механической, тепловой, химической, электромагнитной), внешние и внутренние факторы. Внутренние факторы - усталость материала вследствие перераспределения внутренних напряжений, возникших в процессе структуро - и формообразовании деталей; объемная газовая коррозия. Эти причины возникают в процессе естественного старения материалов.
Изнашивание - процесс разрушения и отделения материала с поверхности твёрдого тела или накопления его остаточной деформации при трении, проявляющемся в постоянном изменении размеров или формы детали.
Износ - результат изнашивания, определённый в установленных единицах (длины, объёма, массы и т.д.)
I Водородное изнашивание
Встречаются две формы водородного изнашивания металлов.
Диффузионно-активная форма - водород в виде ионов растворён в решётке металла. Диффузионно-активная форма не влияет па хрупкость стали, но постепенно переходит в молекулярную форму, способную вызывать разрушение стали.
Молекулярная форма - водород находится в молекулярном состоянии в дефектах кристаллической решётки.
2 Абразивное изнашивание – так называют разрушение поверхности детали в результате её взаимодействия с твёрдыми частицами при наличии относительной скорости между ними;
3 Окислительное изнашивание (трибоокисление) происходит в том случае, когда на соприкасающихся поверхностях образуются плёнки окислов, которые в процессе трения разрушаются и вновь образуются. Продукты износа состоят из окислов.
|
4 Изн ашивание вследствие пластической деформации
Э тот вид изнашивания (смятие) заключается в изменении размеров или формы детали в результате её пластической деформации. Пластическое деформирование обычно показывает износ металлов и наблюдается в зоне, прилегающей к поверхности трения. Смятие характерно для деталей входящих в контакт с ударом.
5 Изнашивание в результате хрупкого выкрашивания поверхностей трения
В тяжёлых условиях работы на поверхностях трения происходят физико-химические изменения. Они являются результатом пластического деформирования, повышения температуры слоев металла прилегающих к зоне контакта, последующего быстрого охлаждения и химического действия окружающей среды. В этих поверхностных слоях возникают внутренние напряжения, которые совместно с рабочими напряжениями приводят к растрескиванию слоя и выкрашиванию его отдельных частиц.
6 Изнашивание в следствии диспергирования (измельчения отдельных участков контактов)
На площадках фактического контакта деталей материал подвергается многократной упругой и пластической деформации, что приводит к разрыхлению в отдельных местах структуры материала с последующим отделением небольших частиц.
7 Коррозия
Коррозией называют разрушение поверхности металла в результате химического или электрохимического воздействия среды
Химическая коррозия возникает при воздействии металлов с сухими газами, парами и жидкими не электролитами.
Электрохимическая коррозия протекает при действии на металлы жидких электролитов. Электрохимическая коррозия обусловлена неоднородностью металла в контакте с электролитом (сплавы).
8 Кавитационное изнашивание
Гидродинамическое изнашивание
Под кавитацией понимают явление образования в движущемся по поверхности твердого тела потоке жидкости пустот в виде пузырей. Образовавшиеся пузыри, перемещаясь вместе с потоком, попадают в зоны высоких давлений. Пар конденсируется, газы растворяются, происходит, сопровождаемое ударом, восстановление сплошности потока. Кавитация наблюдается в полостях системы охлаждения, трубопроводах.
Вибрационная кавитация
При колебаниях твердого тела относительно жидкости давление в жидкости на границе раздела может упасть и вызвать образование кавитационных пузырей. Вибрационную кавитацию могут вызвать звуковые колебания, особенно ультразвуковые. Вибрационная кавитация проявляется в ДВС, особенно на наружных поверхностях гильз в результате их колебаний при работе. Износ от кавитации наружной стенки гильзы может быть в 3-4 раза больше, чем износ внутренней поверхности от действия поршневых колец.
9 Эрозионное изнашивание
Эрозионное изнашивание - это процесс разрушения поверхности материалов вследствие механического воздействия высокоскоростного потока жидкости, газа или пара. Разрушение металлов под действием электрических зарядов также относится к эрозии.
Эрозионное воздействие потока слагается из трения сплошного потока и его ударов о поверхность. В результате трения происходит расшатывание и вымывание отдельных объемов материала. При динамическом воздействии потока возможно вырывание отдельных объемов.
10 Коррозионно-механическое изнашивание
Наблюдается в том случае, когда коррозия становится активной только при наличии трения в сопряженных деталях.
Сжигание в цилиндрах дизелей топлив с повышенным содержанием серы увеличивает интенсивность изнашивания поршневых колец в 3-4 раза.
11. Молекулярно-механическое изнашивание
При этом виде изнашивания наблюдается схватывание и заедание поверхностей при трении. Схватывание - явление прочного соединения металлов в результате трения или совместного деформирования.
12. Фреттинг-коррозия
Фреттинг-коррозия - это разрушение плотно контактирующих поверхностей в результате малых колебательных относительных перемещений (не более 2,5 мм). Разрушение заключается в образовании на соприкасающихся поверхностях мелких язвин и продуктов коррозии в виде налета, пятен и порошка. Вследствие малой амплитуды перемещения соприкасающихся поверхностей, повреждения находятся на небольших площадях контакта. Так как продукты износа не могут выйти из зоны контакта,
возникает высокое давление и увеличивается их абразивное действие на основной металл.
13. Усталостное изнашивание
Усталостное изнашивание происходит в деталях, которые подвергаются длительному нагружению переменными (по направлению и величине) усилиями. Усталостные трещины берут начало на поверхности трения и входят в глубь детали. Развиваясь по длине, мелкие трещины образуют сетку на поверхности. Раскрытие трещин происходит под действием пульсирующего давления масла.
14 Трещинообразование термического характера происходит при нагреве поверхностей с образованием высоких термических напряжений.
15 Трещинообразование от перенаклепа