Другим способом защиты расплавленного металла при сварке от кислорода и азота воздуха является применение защитных газов. Наибольшее применение при ремонте автомобилей получили автоматические и полуавтоматические сварка и наплавка в среде углекислого газа и аргонно-дуговая сварка.
Автоматическую наплавку в среде углекислого газа применяют при восстановлении изношенных поверхностей деталей. Для этой цели обычно используют сварочные автоматы А-580М, применяемые при наплавке под флюсом, но на них устанавливают специальный мундштук с горелкой для подачи защитного газа.
Режим наплавки определяется теми же параметрами, что и при наплавке под флюсом, хотя имеются и некоторые отличия.
Схема наплавки в среде углекислого газа:
1 -мундштук: 2-электродная проволока; 3 - горелка;
4 - наконечник; 5 - сопло горелки; 6 - электрическая дуга; 7 - сварочная ванна; 8 - наплавленный металл; 9 - наплавленная деталь
Диаметр электродной проволоки рекомендуется применять 0,8...2 мм, не более. Сила сварочного тока устанавливается в зависимости от диаметра электрода в пределах 70...220 А при напряжении дуги 18...22 В. Скорость наплавки может быть значительно повышена по сравнению с наплавкой под флюсом до 80... 100 м/ч. Расход углекислого газа устанавливается в пределах 8... 15 л/мин в зависимости от сила тока.
Наплавка в среде углекислого газа по сравнению с автоматической наплавкой под флюсом имеет следующие преимущества:
- меньший нагрев деталей;
-возможность сварки и наплавки при любом пространственном закреплении детали;
-более высокую производительность процесса по площади покрытия в единицу времени (на 20 – 30%);
-возможность наплавки деталей диаметром менее 40 мм;
|
- отсутствие трудоемкой операции по удалению шлаковой корки.
К числу недостатков этого способа наплавки следует отнести:
-повышенное разбрызгивание металла,
-необходимость применения легированной электродной проволоки для получения наплавленного металла с требуемыми свойствами.
Аргонно-дуговая сварка.
Одним из вариантов сварки в среде защитных газов является аргонно-дуговая сварка,
Сварка деталей из алюминия и его сплавов затрудняется по следующим причинам:
-очень плохая сплавляемость металла из-за образования на его поверхности тугоплавкой оксидной пленки АL2Оз;
-при нагреве до 400...450°С алюминий очень сильно теряет
свою прочность и деталь может разрушиться от легкого удара или от действия собственной массы;
-металл не имеет пластического состояния и при нагреве сразу переходит из твердого в жидкое состояние;
-коэффициент линейного расширения в 2, а теплопроводность в 3 раза больше, чем у стали, что способствует появлению значительных остаточных деформаций в свариваемых деталях;
-большая растворимость в расплавленном алюминии водорода способствует образованию пор.
Методы сварки:
- дуговая сварка (выполняют угольными или плавящимися электродами);
- аргонно-дуговая сварка (выполняют неплавящимся вольфрамовым электродом).
-газовая сварка с применением специальных флюсов.
- сварка с механическим удалением оксидной пленки.
При этом способе сварки электрическая дуга горит между неплавящимся вольфрамовым электродом и деталью. В зону сварки подается защитный газ - аргон, который, окружая сварочную дугу, создает зону сосредоточенного нагрева детали.
|
Присадочный материал вводится в сварочную дугу в виде проволоки так же, как при газовой сварке. Аргон надежно защищает расплавленный металл от окисления кислородом воздуха. В качестве неплавящегося электрода используют прутки лантанированного вольфрама диаметром 4-10 мм. Величину тока устанавливают в зависимости от диаметра электрода в пределах 100-500 А.
Наплавленный металл получается плотным, без пор и раковин.
Преимущества аргонно-дуговой сварки;
- высокое качество сварочного шва (отсутствие пор и раковин);
- высокая производительность процесса (в 3...4 раза выше, чем при газовой сварке);
- небольшая зона термического влияния;
- снижение потерь энергии дуги на световое излучение, т.к. аргон задерживает ультрафиолетовые лучи.
Недостатки аргонно-дуговой сварки: высокая стоимость процесса (в 3 раза дороже, чем при газовой сварке) и дефицитность аргона.
Несмотря на указанные недостатки, аргонно-дуговая сварка нашла широкое применение при сварке деталей из алюминиевых сплавов и титана.