Загрязнение автомобиля и его агрегатов может быть наружным и внутренним. Снаружи автомобиль загрязнен дорожно-почвенными и масляно-грязевыми отложениями, герметизирующими и лакокрасочными покрытиями, продуктами коррозии.
Внутри агрегатов автомобиля имеются загрязнения, возникающие в результате старения смазок, износа трущихся деталей, а также накипь, нагар, продукты коррозии, асфальто-смолистые отложения.
Эти загрязнения имеют сложный химический состав, и для их удаления используются механические, физико-химические и физические процессы, в основе которых лежат те или иные способы разрушения загрязнений и удаления их с очищаемой поверхности.
Для удаления масляно-грязевых, дорожно-почвенных и асфальто-смолистых отложений и отслоившихся лакокрасочных покрытий используют пароводоструйный способ очистки с применением моющих средств или без них.
Нагар и накипь снимают термомеханическим, гидроабразивным способами и ванно-струйной обработкой щелочным раствором. Такие отложения удаляют также с помощью механического дробления струей мелких твердых частиц (стеклянных шариков, косточковой крошки, полимерных гранул и др.).
Продукты коррозии удаляют гидровиброабразивным способом, погружением в кислотный раствор и другими приемами.
Для очистки автомобильных узлов и агрегатов используют очистные средства, действие которых основано на растворении, адсорбции, эмульгировании, диспергировании и других процессах.
Наибольшее распространение нашли очистные средства на основе органических растворителей и специальные технические моющие средства. Использование нефтепродуктов (бензина, керосина и др.) в качестве моющих средств является устаревшей технологией, приводящей к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию ресурсов. Более эффективно использовать для этих целей специальные моющие растворы.
|
Все моющие средства имеют в своем составе поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые снижают поверхностное натяжение моющего средства и облегчают смачивание загрязненных поверхностей.
Для ускорения процесса очистки используют нагревание очищающих сред, подачу их под высоким давлением, создание вибрационных колебаний сред и другие приемы.
Очистка автомобилей и их агрегатов осуществляется в струйных и погружных моечных машинах, ультразвуковых и дробеструйных установках. Такие аппараты могут работать в периодическом и непрерывном режимах. Последние работают па крупных авторазборочных и авторемонтных предприятиях. Дня мойки автомобиля с применением синтетических моющих средств, предназначена струйная моечная машина ОМ-4267.
Очистка погружением осуществляется в роторной машине ЛК ГБ-227 и конвейерной моечной машине КМ-4
Моечная машина КМ-4 конвейерного типа:
1 - ванна; 2 - контейнер; 3 - растяжка; 4 - цепной конвейер; 5 - балка; 6 - шестерня; 7 – каретка
Многостадийную комбинированную очистку деталей и агрегатов производят в установках ОМ-4244 и ОМ-5458. Установки состоит из четырех ванн с различными составами, в которые поочередно загружают контейнеры с очищаемыми узлами и деталями.
Туннельные моечные машины выпускаются с подвесным и ленточным конвейерами. Их используют для мойки и очистки деталей сложной формы: фланцевых деталей с отверстиями, головок блоков цилиндров, поршней, валов, роторных корпусов, зубчатых колес и др.
|
В туннельных машинах последнего поколения горячий моющий раствор под высоким давлением подается на детали через распылительные форсунки. В этих машинах длина зоны очистки и скорость движения деталей могут устанавливаться с учётом формы очищаемых деталей, степени их загрязнения и необходимой производительности.
При дальнейшем восстановлении деталей обязательным условием является снятие с их поверхностей нагара. Для этого используют химическую, механическую и ультразвуковую очистку.
При химическом способе детали погружают на 40…60 минут в щелочной раствор, нагретый до 80…90°С, после чего их промывают ванне водой. Такой способ очистки от нагара не достаточно эффективен.
При механической очистке деталь подвергается струйной обработки абразивными частицами, которые под воздействием разницы давлений воздуха с большой скоростью подаются на загрязненную поверхность. Удаление нагара производится косточковой крошкой, которая под давлением 0,4...0,5 МПа по шлангу направляется на обрабатываемую деталь. Частицы крошки, ударяясь о поверхность детали, разрушают слой нагара. При этом поверхность детали очищается, и на ней не образуются риски и царапины. Для очистки от нагара мелких деталей в качестве дисперсных чистящих частиц используют металлический песок.
Ультразвуковая (УЗ) очистка деталей от нагара и других загрязнений применяется при обработке деталей сложной конфигурации, имеющих внутренние полости и другие труднодоступные участки поверхности. УЗ очистка деталей основана на передаче энергии ультразвуковых колебаний от преобразователя в моечную ванну, содержащую раствор для очистки. Колебания являются причиной образования мелких воздушных пузырьков, разрушающихся в растворе, что создает эффект кипящей жидкости. Образующиеся пузырьки при соприкосновении с очищаемой поверхностью лопаются и эффективно очищают деталь от различных, сравнительно непрочных отложений, не повреждая самой детали.
|
Эффективность УЗ очистки зависит от частоты ультразвуковых колебаний, интенсивности ультразвука и физико-химических свойств моющего раствора. Для повышения эффективности УЗ очистки в моющий раствор добавляют поверхностно-активные вещества.
УЗ очистка осуществляется в специальных ваннах в моющих растворах с использованием поверхностно-активных веществ. Промышленность выпускает ванны различного объема. Небольшие ванны с объемом моечной камеры до 35 л оснащены пьезокерамическими преобразователями, генератором мощностью 1 кВт, устройством для подогрева моющей жидкости и другим комплектующим оборудованием.
Более крупные ванны объемом от 50 до 200 л снабжены магнитострикционными преобразователями, полупроводниковыми генераторами, системами нагрева и охлаждения моющего раствора.