Сущность процесса заключается в электролитическом осаждении металла на предварительно подготовленную поверхность при прохождении тока через электролит, т.е. при электролизе.
Такие способы применяют для восстановления малоизношенных деталей.
Общие достоинства процесса:
- процесс высокопроизводителен;
- высокая износостойкость покрытия.
- отсутствие термического воздействия на детали, вызывающего в них нежелательные изменения структуры и механических свойств;
- получение с большой точностью заданной толщины покрытий, что приводит к снижению до минимума припуска на последующую механическую обработку и ее трудоемкости или вовсе исключению обработки;
- осаждение покрытий с заданными непостоянными по толщине физико-механическими свойствами;
- одновременное восстановление большого числа деталей (в ванну загружают десятки деталей), что снижает трудоемкость и себестоимость единицы изделия;
- возможность автоматизации процесса.
Недостатки:
- многооперационность;
- сложность и экологическая вредность технологии.
Более 85% деталей тракторов и автомобилей и 95% деталей двигателей выбраковывают при износе не более 0,3 мм. Их целесообразно восстанавливать гальваническими покрытиями.
Если в растворитель (кислоту, щелочь) или в раствор какой-либо соли опустить металлический стержень (например, медный стержень в раствор серной кислоты), то металл будет растворяться и переходить в раствор, образуя положительно заряженные ионы. По мере увеличения концентрации ионов в растворе металл расширяется слабее. При достижении определенной концентрации раствор становится насыщенным и устанавливается подвижное равновесие: какие-то ионы металла переходят в раствор, и в то же время такое же количество ионов из раствора оседает на металле.
|
Ионы, образовавшиеся в результате электролической диссоциации, движутся в электролите беспорядочно. Если же в него на некотором расстоянии один относительно другого поместить два токопроводящих электрода, присоединенных к источнику постоянного тока, то под действием электрического поля ионы будут двигаться направленно. В цепи возникнет электрический ток.
Электрод, присоединенный к отрицательному полюсу источника тока, называют катодом, а электрод, присоединенный к положительному полюсу, - анодом.
Положительно заряженные ионы (ионы металлов и водорода) перемещаются к катоду и поэтому их называют катионами, отрицательно заряженные ионы (ионы металлоидов и кислотных остатков) - к аноду, отсюда их название - анионы.
Достигнув поверхности электродов, ионы разряжаются, превращаясь в нейтральные атомы или группы атомов. На катоде выделяются (осаждаются) металлы и водород, а анод растворяется, и на его поверхности выделяется кислород. На электродах происходят также дополнительные процессы.
Электролизом называется химический процесс, происходящий на электродах при прохождении электрического тока через электролит.
Устройства, в которых за счет внешней электрической энергии совершаются химические превращения веществ, называют гальваническими ваннами.
При гальваническом покрытии деталей в качестве электролита обычно применяют раствор соли осаждаемого металла (в электролит вводят также некоторые компоненты, улучшающие свойства покрытий, увеличивающие электропроводность электролита и т.д.).
|
Катодом служат предварительно очищенные и подготовленные детали, подлежащие покрытию, а анодом — пластины из осаждаемого металла. Иногда используют аноды из металла или сплава, которые в данном электролите не растворяются (свинец), а также нерастворимые аноды из графита. На таких анодах обычно выделяется кислород.
Электролиз сводится в основном к тому, что находящиеся в электролите ионы металла разряжаются (осаждаются) на катоде. Атомы образуют кристаллическую решетку, покрывая поверхность детали слоем металла.
При электролизе одновременно с осаждением металла на катоде выделяется водород, а также протекают и другие побочные процессы, на что затрачивается часть электрического тока.
Из гальванических процессов наиболее широко применяются хромирование и железнение, а также никелирование, цинкование и меднение. Применяются также химические процессы: химическое никелирование, оксидирование и фосфатирование.
Применяют два вида анодов: растворимые и нерастворимые. Растворимые аноды изготавливают из металла, который осаждается на детали, а нерастворимые - из свинца.
Технологический процесс нанесения гальванических покрытий
Процесс нанесения покрытий на детали включает в себя три группы операций - подготовку деталей к нанесению покрытия, нанесение покрытия и обработку деталей после покрытия.
Сцепление металла покрытия с металлом детали обусловливается их межмолекулярным взаимодействием. Межмолекулярные силы заметно проявляются только в том случае, если расстояние между атомами составляет не более 5 -10 мкм. Они убывают пропорционально третьей степени межатомного расстояния.
|
Покрываемым поверхностям придают необходимую шероховатость. С них удаляют различные загрязнения, жировые и оксидные пленки. Металл осаждается на активном чистом катоде, свободном от чужеродных частиц. В результате покрытие физически сращивается с основным металлом настолько прочно, что не отслаивается от детали даже при её разрушении и работает как одно целое с основным металлом. Нарушение технологии подготовки уменьшает «сцепляемость» покрытия и может привести к отслаиванию его от детали.
Подготовка деталей к нанесению покрытия включает следующие операции: механическую обработку поверхностей, подлежащих наращиванию; очистку деталей от окислов и предварительное обезжиривание; монтаж деталей на подвесное приспособление; изоляцию поверхностей, не подлежащих покрытию; обезжиривание деталей с последующей промывкой в воде; анодную обработку (активацию).
Активацию (анодную обработку) производят для удаления тончайших окисных пленок с поверхности детали и обеспечения наиболее прочного сцепления гальванического покрытия с деталью. Эта операция непосредственно предшествует нанесению покрытия. По завершении активации детали, подлежащие железнению, промывают сначала в холодной, а затем в горячей воде при температуре 50... 60°С, где их одновременно подогревают до температуры, близкой к температуре электролита для железнения. Подогретые детали загружают в ванну для железнения и после выдержки в течение 10...20 с. включают ток. Наращивание покрытия вначале, в течение 2... 5 мин., ведут при катодной плотности тока 1...5 А/м2, а затем постепенно (в течение 2... 10 мин.) повышают плотность тока до установленной режимом величмны.
Обработка деталей после нанесения покрытия включает следующие операции: нейтрализацию детали от остатков электролита; промывку деталей в холодной и горячей воде; демонтаж деталей с подвесного приспособления и удаление изоляции; сушку деталей; термическую обработку (при необходимости); механическую обработку деталей до требуемого размера.
Хромирование деталей
Из всех гальванических процессов, применяемых в авторемонтном производстве, наиболее широкое применение получило хромирование, которое применяется для следующих целей:
-защитно-декоративное хромирование арматуры автомобилей, велосипедов, мотоциклов, вагонов и т.д.;
- увеличение износостойкости и ресурса пресс-форм, штампов, измерительных и режущих инструментов, трущихся поверхностей деталей машин (поршневых колец, штоков гидроцилндров, плунжеров топливных насосов) и др.;
-восстановление малоизношенных ответственных деталей автомобилей, тракторов и различного оборудования;
-повышение отражательной способности при изготовлении зеркал, отражателей и рефлекторов.
- компенсации износа деталей, а также в качестве антикоррозионного и декоративного покрытия.
Широкое применение хромирования объясняется высокой твёрдостью (4... 12 ГПа) электролитического хрома и его большой износостойкостью, которая в 2...3 раза превышает износостойкость закаленной стали 45. Электролитический хром имеет высокую кислотостойкость и теплостойкость, а также прочно сцепляется почти с любыми металлами.
Наряду с достоинствами процесс хромирования имеет и недостатки, к числу которых следует отнести: сравнительно низкую производительность процесса (не более 0,03 мм/ч) из-за малых значений электрохимического эквивалента (0,324 г/А ч) и выхода металла по току (12...15%); невозможность восстановления деталей с большим износом, так как хромовые покрытия толщиной более 0,3...0,4 мм имеют пониженные механические свойства; относительно высокую стоимость процесса хромирования.
Свойства хромовых покрытий зависят от режима хромирования и прежде всего от плотности тока и температуры электролита. Изменяя соотношение плотности тока и температуры электролита, можно получить 3 вида хромовых покрытий, отличающихся своими свойствами: матовые (серые), блестящие и молочные.
Блестящие хромовые покрытия отличаются высокой твердостью (6...9 ГПа), повышенной износостойкостью и хрупкостью. На поверхности покрытий имеется сетка пересекающихся трещин.
Молочные покрытия имеют также высокую износостойкость, большую вязкость и пониженную твердость (4...6 ГПа). Сетка трещин на этих покрытиях отсутствует. Матовые покрытия хрома отличаются очень высокой твердостью (9...12 ГПа), хрупкостью и пониженной износостойкостью. Хромовые покрытия бывают двух видов: гладкие и пористые. Гладкими восстанавливают стержни клапанов, направляющие поверхности толкателей, прецизионные пары топливной аппаратуры, изношенные шейки валов и осей и др.
Пористые покрытия применяют для поверхностей деталей, которые должны удерживать на себе смазку или масло. Для этого широко используют электрохимический способ. Он заключается в том, что покрытие осаждают с сеткой микротрещин. Для их расширения и углубления покрытие подвергают анодной обработке в электролите того же состава, что и при хромировании (поверхность трещин активнее и растворяется гораздо быстрее других участков хрома). Пористое хромирование поршневых колец увеличивает их износостойкость в 2...3 раза, а износостойкость гильзы - в 1,5 раза.
. Железнение деталей
Железнением называется процесс получения твердых износостойких железных покрытий из горячих хлористых электролитов.
По сравнению с процессом хромирования он имеет следующие преимущества:
- высокий выход металла по току, достигающий 85... 90% (в 5...6 раз выше, чем при хромировании);
- большая скорость нанесения покрытия, которая при ведении процесса в стационарном электролите достигает 0,3-0,5 мм/ч (в 10... 15 раз выше, чем при хромировании);
- высокая износостойкость покрытия (не ниже, чем у закаленной стали 45);
- возможность получения покрытий с твердостью 2,0-6,5 ГПа толщиной в 1... 1,5 мм и более.
Простой и дешевый электролит применяют в следующих случаях:
- при восстановлении малоизношенных деталей (наращивании до номинального или ремонтного размера) автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, различного оборудования;
- при исправлении брака механической обработки;
-при упрочнении рабочих поверхностей деталей из малоуглеродистой и среднеуглеродистой сталей, не прошедших в процессе изготовлении термической обработки. Восстанавливаются цилиндрические поверхности толкателей, клапанов, шейки валиков масляного и водяного насосов, шейка вала рулевой сошки, шейки вала КПП и др.
Электролитическое натирание
Электролитическое натирание применяют при восстановлении цилиндрических поверхностей деталей, имеющих небольшой износ. Восстанавливаемую деталь, являющуюся катодом, устанавливают в патроне токарного станка или другого устройства, обеспечивающего ее вращение со скоростью 10-20 м/мин.
Анодом служит графитовый стержень, покрытый адсорбирующим материалом (сукно, стеклянное волокно, хлопчатобумажная ткань и др.). Па анод непрерывно подается электролит, который пропитывает адсорбирующий материал. Процесс осуществляется при относительном перемещении анода и катода. В зависимости от применяемого электролита, можно наносить покрытия из хрома, цинка, меди, железа и других металлов.