При восстановлении деталей из чугуна методом сварки возникают значительные трудности:
- из-за отсутствия площадки текучести у чугуна, хрупкости и небольшого предела на растяжение, что часто служит причиной образования трещин;
- отсутствия переходного пластического состояния при нагреве до плавления: из твердого состояния чугун сразу переходит в жидкое. Жидкотекучесть затрудняет ремонт деталей даже с небольшим уклоном от горизонтального положения;
- получения отбеленных участков карбида железа (F3C - цементит), трудно поддающихся механической обработке.
При восстановлении чугунных деталей применяют два основных способа сварки: «горячую» (с подогревом детали) и «холодную» (без подогрева).
При горячем способе сварки сначала производят механическую подготовку детали к сварке (засверливание концов трещин, разделку кромок и т.п.), а затем в специальных печах ее подогревают до температуры 550...600°С.
Сварку производят ацетилено-кислородным пламенем.
В качестве присадочного материала используют стержни диаметром 6...8 мм, отлитые из серого чугуна с повышенным содержанием кремния (до 3...3,5%).
Для защиты наплавленного металла от окисления и удаления окислов используют флюс, состоящий из 50%-ной смеси буры и двууглекислого натрия.
Режим сварки рекомендуется следующий: мощность сварочной горелки выбираю т из расчета расхода 0,10...0,12 м3/ч ацетилена на 1 мм толщины свариваемого металла; сварочное пламя должно быть нейтральным или с небольшим избытком ацетилена.
После сварки детали медленно охлаждают в термостатах (копильниках).
Холодный способ сварки чугуна в технологическом отношении проще и поэтому в авторемонтном производстве нашел широкое применение. Холодную сварку выполняют без предварительного подогрева деталей.
|
Чугун можно сваривать дуговой сваркой металлическим или угольным электродом, газовой сваркой, заливкой жидким чугуном, порошковой проволокой, аргонно-дуговой сваркой и т.д.
Выделяют:
- заварка трещин косвенной дугой;
- сварка стальными электродами;
- сварка биметаллическими, комбинированными электродами или пучком электродов;
- сварка электродами из специальных сплавов или цветных металлов (электроды с содержанием никеля, меди);
- пайка твердыми припоями и специальными флюсами.
Заварка трещин косвенной дугой (горячая) заключается в том, что между двумя стальными электродами возбуждается дуга. Тепловой поток расплавляет поверхность чугунных деталей. Выдуваемая большая часть расплавленного чугуна образует своеобразную разделку (канавку) необходимой глубины. Сварку выполняют сразу после разделки, пока деталь нагрета.
При разделке трещины деталь устанавливают вертикально для стекания расплавленного металла, а для сварки ее переводят в горизонтальное положение, удалив предварительно наплывы и подтекания металла. Допускается заваривать трещины на деталях с толщиной стенки до 6 мм без разделки. Канавку глубиной 6….8 мм, полученную после разделки, заваривают в один слой. Более глубокую канавку заваривают в два и более слоя, удаляя шлаковую корку после каждого из них. Такая сварка - лучшая по качеству. Недостаток - энергоемкость.
Сварка методом отжигающих валиков (стальными электродами)
Трещину предварительно разделывают.
|
Вначале на одну кромку разделанной трещины наносят короткими участками (15...25 мм) вразброс подготовительные и отжигающие валики.
Валики наплавляют высотой 4...5 мм снизу, покрывая предыдущий на 60...70%. После того как они будут наложены по всей длине трещины, деталь охлаждают до температуры
70….80°С, а затем заваривают также вразброс промежутки между ними соединительными валиками.
Разработана высокоэффективная технология заварки трещин в стенках водяных рубашек чугунных блоков цилиндров дизелей. Она заключается в следующем. Рядом с трещиной по обе стороны от нее на расстоянии 7... 10 мм шлифовальным кругом разделывают канавку по всей длине трещины. Глубина разделки 1,5....3 мм и ширина 3...5 мм. Заваривают короткими участками (20...50 мм) поперек трещины с заполнением металлом подготовленных канавок.
Валики накладывают поочередно от краев трещины к середине. Каждый из них охлаждают до температуры 40...60°С, прежде чем будет нанесен последующий. Обязательное условие - перекрытие предыдущего валика последующим на 1/3 его ширины. Разделанные канавки вдоль трещины служат упорами в усадке шва и стягивают ее. Данный способ удовлетворяет требованиям на сварной шов по герметичности и прочности.
Сварка чугуна стальными электродами является наиболее простым и экономичным способом сварки, однако при этом возможны науглероживание и закалка шва, что ухудшает его обрабатываемость. При этом способе сварки рекомендуется применять электроды марки ТДЧ-4, изготовленные из сварочной проволоки св.08 с толстым покрытием, содержащим титан.
|
Сварка чугуна электродами из цветных металлов менее экономична, но дает хорошие показатели с точки зрения прочности, пластичности и плотности шва. Наиболее широкое применение по лучили медные электроды марки ОЗЧ-1 с покрытием, содержащим железный порошок и медно-никелевые электроды марки МНЧ-1, с покрытием типа УОНИ-55. Наилучшие результаты дает сварка электродами МНЧ-1. Сварочный шов при этом состоит из железо- никелевого сплава и обладает высокой прочностью и пластичностью.
Холодную сварку чугуна рекомендуется производить электродами диаметром 3...4 мм на постоянном токе обратной полярности при напряжении 20-25 В и силе тока 120-150 Л.
Наиболее хорошие результаты дает применение пайки-сварки латунными электродами марок: ЛОМНА-54-10-4-0, ЛОК-59-1-03 и Л-62. Пайко-сварку чугунных деталей производят ацетиленокислородным пламенем с использованием флюса марки ФГТСИ-2, содержащего 50% борной кислоты, 25% углекислого лития и 25% углекислого натрия. При пайке-сварке кромки деталейнагревают до 700...750°С.
Восстановление деталей пайкой
Пайкой называют процесс получения неразъемных соединений деталей в твердом состоянии при помощи расплавленного сплава, называемого припоем.
По температуре плавления все припои подразделяются на низко- и высокотемпературные. К низкотемпературным относятся припои с температурой плавления ниже 450°С, а к высокотемпературным - выше 450°С.
Оловянно-свинцовые припои относятся к низкотемпературным. Их температура плавления не более 280°С. Они обладают достаточно высокой противокоррозионной стойкостью и высокими технологическими свойствами - прочность пайки этими припоями по пределу прочности на разрыв не превышает 50 - 80 МПа. Из оловянно-свинцовых припоев наибольшее применение ни шли ПОС-40 и ПОС-61.
Медно-цинковые припои относятся к высокотемпературным. Их температура плавления 825...905°С. Эти припои содержат от 16 до 65% меди (остальное - цинк).
Серебряные припои, имеющие высокую стоимость, применяются только в тех случаях, когда шов должен обладать большой механической прочностью, повышенной стойкостью против коррозии и когда место пайки не должно снижать электропроводность детали. Серебряный припой представляет собой сплав серебра с медью и цинком. Содержание серебра в припое в пределах 10-70%.
Припои для пайки алюминия и его сплавов подразделяются на две группы: высокотемпературные на основе алюминия и низкотемпературные на основе олова, цинка и кадмия.
Восстановление деталей напылением
Сущность процесса напыления состоит в том, что расплавленный тем или иным способом металл наносится струей сжатого воздуха или инертного газа с большой скоростью на специально подготовленную поверхность детали. Для восстановления изношенных поверхностей применяют напыление без последующего оплавления и напыление с одновременным или последующим оплавлением. Последующее оплавление осуществляется газовым пламенем, токами высокой частоты или плазменной струей. Мелкие частицы распыленного металла достигают поверхности детали в пластическом состоянии, имея большую скорость полета. При ударе о поверхность детали они деформируются и, внедряясь в ее поры и неровности, образуют покрытие. Соединение металлических частичек с поверхностью детали и между собой носит, в основном, механический характер, и только в отдельных точках имеет место их сваривание.
Газоплазменное напыление осуществляется при помощи специальных аппаратов, в которых плавление напыляемого металла производится ацетилено-кислородным пламенем, а его распыление - струей сжатого воздуха. При проволочной металлизации напыляемый материал поступает через центральное отверстие горелки и расплавляется в пламени горючего газа. Струя сжатого воздуха (азота) распыляет (диспергирует) материал на мелкие частицы, которые наносятся на предварительно подготовленную поверхность с образованием покрытия нужной толщины.
Проволока подается электродвигателем через редуктор или ролики, приводимые в движение встроенной в горелку воздушной турбинкой. Последняя работает на сжатом воздухе, используемом для напыления.
При порошковой металлизации поступающий из бункера порошок разгоняется потоком транспортирующего газа и на вы ходе из сопла попадает в пламя, где и нагревается до необходимой температуры.
Горючим газом может быть ацетилен или пропан-бутан. Транспортирующим газом служит кислород.
Достоинства:
- Небольшое окисление металла;
- Мелкое его распыление;
- Достаточно высокая прочность покрытия.
Недостатки:
- Невысокая производительность.
Область применения
Газопламенное напыление применяют для восстановления посадочных мест под подшипники на валах коробки передач, опорных шеек распределительного вала, постелей коренных подшипников в блоке цилиндров и др.
Электродуговое напыление.
Сущность процесса заключается в расплавлении электрической дугой проволоки и нанесении ее частиц на поверхность детали с помощью сжатого воздуха.
Электродуговое напыление производится аппаратами, в которых расплавление металла осуществляется электрической тугой, горящей между двумя проволоками, а распыление - струги сжатого воздуха.
Схема электродугового напыления:
1- проволока; 2 - подающий механизм; 3 - направляющие наконечники;
4 — воздушное сопло; 5 — напыляемая поверхность
Электродные проволоки подаются двумя парами изолированных один относительно другого роликов, контактируют, выходя из латунных наконечников. Последние находятся под напряжением, что приводит к возникновению электрической дуги, в которой плавятся проволоки. Струя сжатого воздуха распыляет образующиеся капельки жидкого металла на мельчайшие частицы и с силой подает их на поверхность детали.
Раскаленные частицы, соприкасаясь со струей сжатого воздуха, охлаждаются, но достигают поверхности детали в пластическом состоянии. Ударяясь в нее с большой скоростью (до 200 м/с), они расплющиваются, заполняя неровности (образуется пористое покрытие).
Достоинства:
- простота применяемого оборудования;
- низкая удельная себестоимость.
Недостатки:
- выгорание легирующих элементов;
- повышенное окисление металла.
Область применения
Для восстановления изношенных поверхностей деталей цилиндрической и плоской формы из стали, чугуна, цветных металлов, работающих в условиях трения скольжения и подвижных посадок, и для нанесения антикоррозионных покрытий. Высокочастотное напыление основано на использовании принципа индукционного нагрева при плавлении исходного материала покрытия (проволоки).
Детонационное напыление. При этом способе напыления расплавление металла, его распыление и перенос на поверхность детали достигаются за счет энергии взрыва смеси газов, ацетилена и кислорода.
Схема детонационного напыления:
1 - электрическая свеча;! «8 - подача соответственно кислорода и ацетилена; 3 - сжатый азот; 4 - металлический порошок; 5 – ствол
Детонационное напыление позволяет наносить любые материалы на любые подложки без изменения свойств материала основы. Сущность этого способа заключается в следующем: в трубу – ствол вводят заряд взрывчатой газовой смеси и определённую дозу напыляемого порошка. Фронт пламени подожжённой смеси распространяется вдоль ствола с возрастающей скоростью и порождает детонационную волну, скорость которой составляет 2-4 км/с. Этот поток придаёт необходимое ускорение напыляемому порошку и наносит его на изношенную поверхность детали. При этом предварительной обработки изношенных поверхностей не требуется. Покрытия обладают высокой твёрдостью и прочностью сцепления, низкой пористостью. Недостатками этого способа являются значительный шум, неэкологичность, низкая производительность и высокая стоимость.
Ионно-плазменное напыление. При этом способе напыления детали, на которые наносится покрытие, помещают в вакуумную камеру. В этой камере напыляемый металл за счет тепла электрической дуги переводится в плазменное состояние. Положительно заряженные ионы металлической плазмы перемещаются на поверхность деталей, которые являются катодом. В вакуумную камеру вводится реактивный газ (азот), за счет взаимодействия которого с частицами металлической плазмы происходит улучшение свойств покрытия. Ионно-плазменная установка ПУСК-77 применяется для упрочнения режущего инструмента путем нанесения покрытия из нитрида титана и для улучшения прирабатываемости и повышения износостойкости поршневых колец двигателя за счет нанесения покрытия из нитрида молибдена. Эта установка может быть применена также при восстановлении деталей с небольшим износом в пределах 10... 15 мкм.
Плазменное напыление - это такой способ нанесения металлических покрытий, при котором для расплавления и переноса металла на поверхность детали используются тепловые и динамические свойства плазменной дуги. При открытой плазменной дуге ток течет между электродом и деталью.
Схема плазменного напыления:
1 - порошковый дозатор; 2 - катод; 3 - изоляционная прокладка;
4 - анод (сопло); 5 - транспортирующий газ; 6 - охлаждающая вода;
7 - плазмообразующий газ
Плазмообразующий газ совпадает с дуговым разрядом на всем пути его следования от катода до анода. Такой процесс сопровождается передачей большего количества теплоты детали, поэтому открытая плазменная дуга необходима при резке металлов.
При закрытой плазменной дуге плазмообразующий газ течет соосно с дугой лишь часть пути и, отделяясь от нее, выходит из сопла плазмотрона в виде факела плазмы. Температура такой дуги (ее сжатой части) на 25...30% выше, чем открытой. Ее используют при плавлении подаваемых в сжатую часть дуги тугоплавких порошков, напыляемых на поверхность детали.
При комбинированной плазменной дуге горят две дуги: между вольфрамовым электродом и деталью, тем же электродом и водоохлаждающим соплом.
При добавке алюминия образуется прочная оксидная пленка, что позволяет восстанавливать детали без защитных газов.
Достоинства:
- высокая производительность;
- возможность нанесения покрытий из любых материалов толщиной 0,1-10 мм.
Недостатки:
- высокие требования к производственному помещению по пожаробезопасности и взрывобезопасности;
- высокое энергопотребление процесса
Область применения.
Восстановление кулачков и опорных шеек распределительных валов, фаски тарелки и торца клапана, юбки толкателя, шейки поворотного кулака, отверстия под подшипники в коробках передач и редукторах и т.д.