В производственном процессе капитального ремонта автомобилей, их агрегатов и узлов важное место занимает разборочный процесс, который дает авторемонтным предприятиям около 60...70% деталей для повторного использования.
Разборочный процесс включает в себя следующие виды работ: моечно-очистные, собственно разборочные, подъемнотранспортные, по перемещению объектов ремонта и контрольносортировочные. От общей трудоемкости разборочного процесса на долю собственно разборочных работ приходится 60...65%.
При капитальном ремонте разборка автомобилей производится по следующей схеме: общая разборка автомобиля на агрегаты, узлы и детали; разборка агрегатов на узлы и детали; разборка узлов и сборочных единиц на детали.
В зависимости от объема производства разборка может быть организована на стационарных постах или на поточных линиях.
Пост - это часть производственной площади, предназначенная для выполнения определенных операций технологического процесса, на котором имеется необходимое оборудование, приспособления и инструмент.
Рабочее место - это зона трудовой деятельности одного или нескольких рабочих.
Основными организационными формами разборки являются непоточная и поточная организации.
Такт разборки – это промежуток времени между разборкой двух последовательных автомобилей или агрегатов на поточной липни, т.е. промежуток времени, через который последние составные части разбираемого объекта ремонта снимают с последнего поста (рабочего места) поточной линии.
Технологический процесс разборки
Проектирование технологического процесса разборки включает в себя выполнение следующих работ:
|
выбор метода рациональной организации разборки;
изучение конструкции разбираемого изделия;
разбивку изделия на разборочные группы и подгруппы;
определение содержания разборочных операций и установление режимов разборки и норм времени на выполнение разборочных операций;
разработку задания на конструирование необходимого инструмента, приспособлений и оборудования;
назначение технических условий на разборку изделий, узлов и сопряжений;
определение рациональных способов транспортировки изделий и разборки;
разработку технологической планировки разборочного участка (цеха);
разработку и оформление технической документации.
Технологическая документация оформляется в виде маршрутной и операционных карт. Разборными соединениями считаются такие, которые могут быть разобраны без повреждения сопряженных деталей. Количество разборных соединений в автомобилях в зависимости от конструктивных особенностей составляет 70... 80% всех соединений.
Неподвижные неразборные соединения деталей с плоскими поверхностями выполняются при помощи сварки, пайки, клепки, а деталей с гладкими цилиндрическими поверхностями - при помощи сварки, пайки, склеивания, развальцовки и горячих прессовых посадок.
Неподвижные разборные соединения с сопрягающимися плоскими поверхностями выполняются при помощи болтов, шпилек, ввертываемых в резьбовые отверстия одной из сопрягаемых деталей.
Разборка
При проведении разборки автомобилей и их составных частей должны выполняться следующие общие требования:
|
- на наружных поверхностях изделий и составных частей, поступивших на разборку, не должно быть грязи, остатков смазки и смолистых веществ;
- сборочные единицы, у которых детали соединены сваркой, клепкой или посадкой с натягом (кроме подшипников качения), разбирают только в случае необходимости обеспечения высокого качества очистки и мойки или замены одной из деталей соединения новой или отремонтированной;
- шпильки вывертываются из резьбовых отверстий деталей только тогда, когда это необходимо для ремонта детали или замены шпильки. Для вывертывания сломанной шпильки можно приварить к ней гайку или засверлить отверстие и пробить в нем квадрат или треугольник, можно высверлить и растворить кислотой (в алюминиевой детали) остатки шпильки;
- разборка должна выполняться на предусмотренных для этого рабочих участках или местах, оснащенных необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом, обеспечивающими соблюдение правил техники безопасности и сохранность деталей от поломок, деформации, повреждений обработанных поверхностей;
подшипники качения спрессовывают с валов и выпрессовывают из отверстий специальными съёмниками или оправками.
Передача усилия через тела качения не допускается. Наносить удары стальным молотком по деталям не допускается. При разборке следует применять наставки, оправки, выколотки с наконечниками из мягких цветных металлов;
- детали, имеющие специальные резьбовые отверстия, должны выпрессовываться с помощью демонтажных болтов или съемников;
- все детали разобранных составных частей и сами составные части при разборке могут быть обезличены за исключением сборочных единиц, обработанных совместно на заводе- изготовителе (например, блок цилиндров с крышками коренных подшипников, шатун с крышкой, чашки дифференциала, корпус масляного насоса с крышкой и проставкой), а также таких деталей, как ведущая и ведомая конические шестерни главной передачи, винт рулевого управления с шариковой гайкой, шариками и желобом, плунжерная пара топливного насоса высокого давления, червяк и червячный сектор рулевого управления и т.п.
|
Разборку агрегатов целесообразно производить на специальных стендах, имеющих поворотные устройства для удобства доступа к различным деталям.
Сборочные соединения могут быть подвижными и неподвижными. В автомобилях и их составных частях практически все подвижные соединения являются разборными. Неподвижные разборные соединения с плоскими сопряженными поверхностями выполняются при помощи болтов и шпилек, а соединения с цилиндрическими сопряженными поверхностями выполняются при помощи соответствующих посадок, а также шлицов, резьбы, шпонок, штифтов. Неподвижные неразборные соединения деталей выполняются при помощи сварки, пайки, клепки, склеивания, развальцовки, горячих прессовых посадок.
Наиболее массовыми разборными соединениями являются резьбовые, которыесоставляют до 75% от всех соединений автомобиля. Их разборку производят с помощью ручного или механизированного инструмента. При его выборе следует учитывать необходимый крутящий момент и характеристики электро- и пневмогайковертов.
Для разборки деталей, соединенных при помощи посадок с натягом (подшипников, втулок, шестерен, пальцев и т.п.), следует применять прессы и съемники с гидравлическим и пневматическим приводом.