ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
СБОРНИК
Клинических задач
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА ПО ДОПУСКУ ЛИЦ,
НЕ ЗАВЕРШИВШИХ ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ЛИЦ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОЛЖНОСТЯХ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
По специальности «Сестринское дело»
Введение
Предлагаемый сборник содержит проблемно-ситуационные задачи, задачи по оказанию доврачебной помощи при неотложных состояниях с эталонами ответов. Решение задач предполагает выявить у выпускников способность определять нарушенные потребности и проблемы пациента, обозначать цели и составлять план сестринских вмешательств, а также уровень владения навыками профессионального общения и сестринской педагогики, техникой сестринских манипуляций.
Содержание:
Ст.4- 45 Сестринское дело в хирургии
Ст.45-144 Сестринское дело в педиатрии
Ст. 144-202 Сестринское дело в терапии
Критерии оценок
Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по специальности:
0 5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи с алгоритмами действий;
1 4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
|
2 3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
3 2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.
Критерии оценки при решении задач по оказанию неотложной помощи
0 5 «отлично» – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа;
1 4 «хорошо» – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий затруднение в аргументации этапов;
2 3 «удовлетворительно» – правильная оценка характера патологии; неполное перечисление или нарушение последовательности действий, затруднения в аргументации;
|
3 2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.
Критерии оценки выполнения практических манипуляций
(в составе задач экзаменационных билетов)
0 5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;
1 4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
2 3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;
3 2 «неудовлетворительно» - затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.
|
ЗАДАЧИ ПО ХИРУРГИИ
ЗАДАЧА 1.
Медсестра школьного медпункта оказывает помощь школьнику, упавшему на перемене с опорой на правую кисть. При расспросе она выявила, что ребенок жалуется на боль в н/3 правого предплечья, не может пользоваться конечностью. При осмотре она обнаружила деформацию предплечья в н/3, отек. Общее состояние ребенка ближе к удовлетворительному, пульс - 88 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств. АД - 100/70 мм.рт.ст. Дыхание через нос свободное 18 в мин.
ЗАДАНИЯ.
1. Определите характер повреждения.
2. Перечислите объективные симптомы, характерные для этого
повреждения.
3. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у
пациента.
4. Сформулируйте проблемы пациента, выберите приоритетную,
сформулируйте цель.
5. Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
6. Наложите транспортную иммобилизацию при данном повреждении.
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. По данным расспроса и осмотра пациента можно предположить
наличие перелома костей правого предплечья в н/3.
2. Объективными симптомами перелома являются: деформация
конечности, укорочение конечности, патологическая подвижность,
крепитация отломков.
3. У пациента нарушено удовлетворение потребности: быть
здоровым, избегать опасности, есть, одеваться.
4. Проблемы пациента.
Настоящие:
1. Боль в правом предплечье.
2. Деформация предплечья.
3. Дефицит самоухода.
Потенциальные:
1. Риск вторичного смещения.
Приоритетная проблема - боль в правом предплечье.
Цель краткосрочная: через 15-20 мин. у пациента уменьшится
боль до терпимой.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Планирование. | Мотивации
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с по назначению школьного врача |- уменьшить боль
введет в/м 1,0 50% анальгина. |
2. М/с наложит транспортную иммобили- |- уменьшить боль,создать покой
зацию предплечья шиной Крамера при- | конечности
дав среднефизиологическое положение |
конечности. |
3. М/с осуществит вызов бригады "Ско- |- доставка пациента для оказа-
рой помощи". | ния квалифицированной помощи
| и лечения.
6. Студент демонстрирует манипуляцию в соответствии с
алгоритмом.
ЗАДАЧА 2.
М/с процедурного кабинета по назначению врача переливает пациенту в/в желатиноль. После переливания 200 мл пациент жалуется на зуд кожи по передней поверхности туловища и паховых областях.
При осмотре пациента м/с обнаружила крупно пятнистую ярко красную сыпь, слегка выступающую над поверхностью кожи. При обследовании пациента состояние ближе к удовлетворительному. Пульс - 84 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств. АД - 130/80 мм.рт.ст. Дыхание через нос свободное 18 в мин.
ЗАДАНИЯ.
1. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у
пациента.
2. Определите приоритетную проблему пациента и цели.
3. Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
4. Подготовьте медикаменты для оказания помощи пациенту.
5. Заполните одноразовую систему для переливания.
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. Нарушено удовлетворение потребности - быть здоровым, спать,
избегать опасности, быть чистым.
2. Приоритетная проблема пациента - аллергическая реакция при
переливании в виде крапивницы.
Потенциальная проблема - риск развития анафилактического шока.
Цель краткосрочная - пациент отметит уменьшение зуда через 2
часа.
Цель долгосрочная - у пациента высыпания и зуд исчезнут к
3-4 дню.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Планирование. | Мотивации
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с прекратит переливание, но из |- предупредить дальнейшее раз-
вены не выйдет. | витие аллергических проявле-
| ний
| сохранит возможность в/в пре-
| паратов для лечения крапивни-
| цы
2. М/с доложит врачу о изменении сос- |- быстрого оказания помощи па-
тояния пациента. | циенту, решения вопроса о
| продолжении введения желати-
| ноля
3. М/с подготовит медикаменты для ока- |- при отсутствии медикаментов
зания помощи пациенту. взять их у старшей м/с
4. М/с выполнит назначения врача. |- лечение пациента
5. М/с осуществит контроль за состоя- |- оценить эффективность дейст-
нием пациента, его ощушениями и | вий
кожными покровами в динамике. |
4. М/с подготовит десенсибилизирующие препараты: димедрол 1%,
тавегин, супрастин, преднизалон.
5. Студент заполнит систему в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 3.
В хирургическом отделении находится пациент с диагнозом "Заболевание желудка". Пациента беспокоит боль в эпигастрии не связанная с приемом пищи. За последние 3 месяца похудел на 8 кг. Отмечает снижение аппетита, отвращение к мясной пище, чувство переполнения в желудке после приема пищи. Иногда сам для облегчения вызывает рвоту.
При обследовании выявлено, что опухоль расположена в пилорическом отделе желудка. На обходе врач сказал пациенту, что ему предстоит операция, после чего пациент стал волноваться, в разговоре с сестрой высказал опасения, что вряд ли перенесет операцию, так как его знакомый якобы умер от подобной операции.
ЗАДАНИЯ.
1. Какие дополнительные и специальные методы исследования проводились пациенту для подтверждения диагноза.
2. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
3. Определите проблемы пациента, выделите приоритетную, сформулируйте цели.
4. Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
5. Составьте план подготовки пациента к операции.
6. Подготовьте все необходимое для определения группы крови.
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. При обследовании пациента проводится R-графия желудка с барием, ФГДС с биопсией, УЗИ печени, поджелудочной железы.
2. Нарушение удовлетворения потребности - быть здоровым, есть, выделять, избегать опасности, работать.
3. Проблемы пациента.
Настоящие:
1. Потеря веса.
2. Снижение аппетита.
3. Рвота.
4. Страх перед предстоящей операцией.
Приоритетная проблема - страх перед предстоящей операцией.
Цель - к моменту операции пациент будет ощущать себя в
безопасности во время и после операции.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Планирование: | Мотивации
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с ежедневно по 5-10 мин.будет об- |- оказать моральную поддержку
суждать с пациентом его страхи и |
волнения. |
2. М/с отвечая на вопросы пациента оз- |- вселить уверенность пациента
накомит его с методами обезболива- | в том, что все действия мед-
ния, планом предоперационной подго- | работников направлены на про-
товки, течением послеоперационного | филактику осложнений во время
периода. | наркоза и послеоперационного
| периода
3. М/с познакомит пациента с больным, |- подкрепить свои слова устами
перенесшим удачно подобную операцию | перенесшего операцию
|
4. М/с обеспечит моральную поддержку |- оказать моральную поддержку
родственников. | близкими людьми
5. М/с организует досуг пациента. |- отвлечь пациента от мыслей
| о неблагоприятном исходе
6. К моменту операции м/с убедится, |- оценить свои действия
что пациент преодолел страх. |
5. План предоперационной подготовки:
1. Накануне операции вечером покормить легким ужином, предупредить
пациента, чтобы утром он не принимал пищу и питье.
2. На ночь сделать очистительную клизму.
3. По назначению врача на ночь обеспечить прием снотворных препаратов.
4. Вечером провести полную санитарную обработку.
5. Утром в день операции:
а) измерить температуру
б) очистительная клизма
в) побрить операционное поле
г) по назначению врача промыть желудок через зонд
д) перед премедикацией предложить пациенту помочиться
е) провести премедикацию
ж) подать пациента на каталке в операционную
6. Студент выполнит манипуляцию согласно алгоритма.
ЗАДАЧА 4.
У пациентки по поводу рака грудной железы проведена радикальная мастэктомия. В послеоперационном периоде предложено провести 6 курсов химиотерапии. Пациентка расстроена, так как проведенный предоперационный курс химиотерапии перенесла плохо: выпадали волосы, во время химиотерапии отмечала слабость, тошноту, рвоту. В анализе крови отмечалось снижение лейкоцитов до 3.10 9. В разговоре с м/с высказывает сомнение в необходимости проведения химиотерапии.
ЗАДАНИЯ.
1. Перечислите основные клинические симптомы рака грудной
железы.
2. Какие методы исследования проводят пациентке для
подтверждения диагноза.
3. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у
пациентки.
4. Определите проблемы пациента, сформулируйте приоритетную
проблему и цель.
5. Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
6. Наложите повязку на грудную железу.
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. К основным клиническим симптомам рака грудной железы
относятся:
- увеличение грудной железы
- пальпаторно определяемое опухолевидное образование
- втяжение соска
- выделения из соска
- увеличение регионарных лимфоузлов.
2. Маммография, пункционная биопсия, экспресс биопсия
удаленной опухоли.
3. Нарушено удовлетворение потребности - быть здоровым, быть
чистым, избегать опасности.
4. Проблема пациента.
Настоящая:
1. Выпадение волос.
2. Страх перед предстоящей химиотерапией.
Потенциальная проблема - риск метастазирования.
Приоритетная проблема - страх перед предстоящей химиотерапией.
Цель: пациентка убедится в необходимости проведения
химиотерапии и настроится на прохождение курса химиотерапии.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Планирование. | Мотивации
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с 1 раз в день будет проводить |- убедить пациентку в возмож-
беседу с пациенткой в течение 5-10 | ности снятия негативных про-
минут о необходимости лечения хи- | явлений химиотерапии
миопрепаратами, уверяя ее в том, |
что многие негативные проявления |
(тошноту, рвоту) можно сгладить ме- |
дикаментозной терапией. |
2. М/с убедит пациентку, что после хи- |- моральнопсихологическая под-
миотерапии волосы восстановятся.По- | держка пациента
знакомит пациентку с подобной после |
проведения ранее химиотерапией,убе- |
дит, что временное облысение можно |
заменить ношением парика. |
3. М/с ответит на вопросы пациента в |- расширить уровень знаний па-
отношении цели проведения химиоте- | циента о возможностях химио-
рапии, подберет и обеспечит пациен- | терапевтического лечения
та необходимой литературой. |
4. М/с проведет беседу с родственника- |- моральнопсихологическая под-
ми пациента. | держка пациента
5. К 4-5 дню пациентка согласится с |- определить эффективность ме-
мнением м/с о необходимости химио- | роприятий м/с.
терапии. |
6. Студент выполнит манипуляцию, согласно алгоритма наложения
повязок.
ЗАДАЧА 5.
Пациентка прооперирована по поводу механической непроходимости. После операции обнаружена опухоль сигмовидной кишки и наложена колостома. На 2 день после операции повязка обильно начала промокать кишечным содержимым. Пациентка расстроена, угнетена, ее беспокоит отношение родственников к ней. Она считает, что она будет обузой семье дочери, с которой проживает. Больше всего ее беспокоит наличие кишечного свища. Она сомневается, что сможет сама обеспечить уход за кожей в области свища.
ЗАДАНИЯ.
1. Какие изменения кожи в области свища могут возникнуть при
плохом уходе?
2. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у
пациента.
3. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную
проблему и цели.
4. Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
5. Подберите препараты для защиты кожи вокруг свища.
6. Соберите набор инструментов для операции на органах брюшной
полости.
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. При плохом уходе за кожей вокруг свища появляется
гиперемия, мацерация кожи, изъязвления.
2. Нарушено удовлетворение потребности быть здоровым, быть
чистым, выделять, избегать опасности, общаться.
3. Проблема пациента.
Настоящая:
- каловый свищ
- нарушение целости кожных покровов (операционная рана)
- ощущение ущербности
- страх перед предстоящей жизнью в семье.
Потенциальная - риск изъязвления кожи вокруг свища, риск
метастазирования.
Приоритетная проблема - кишечный свищ.
Цель краткосрочная - у пациентки не возникнет за время
пребывания в стационаре грубых изменений кожи.
Цель долгосрочная - к выписке пациентка и ее дочь смогут
самостоятельно осуществлять уход за кожей вокруг свища.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Планирование. | Мотивации
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с по мере загрязнения повязки бу- |- предохранить кожу пациента
дет проводить смену ее с обработкой | от раздражения, мацерации,
кожи вокруг всища. | изъязвления
2. М/с обучит пациентку и ее дочь ухо- |
ду за кожей вокруг свища: |
1-2-3 день будет проводить перевяз- |- обучить пациентку и дочь ухо-
ки в присутствии родственников, | ду за кожей и пользованием
объясняя им необходимость частых | калоприемником
перевязок, пути удаления каловых |
масс с кожи, знакомя с препаратами |
для защиты кожи, демонстрируя изго- |
товление импровизированного кало- |
приемника из перевязочного материала
4-5 день проконтролирует правильно- |
сть действий пациентки и дочери, |
внесет коррективы |
7-8-9 день обучит пациентку и дочь |
пользоваться калоприемником, проко- |
нтролирует их действия. |
3. М/с проведет беседу с пациенткой о |
характере питания и приеме жидкости |
4. М/с проведет беседу с родственника- |- моральнопсихологическая под-
ми о моральной поддержке пациентки. | держка пациентки
5. Перед выпиской пациентки м/с проко- |- оценить эффективность своей
нтролирует правильность выполнения | работы и уровень знаний паци-
манипуляций. | ентки
5. Для защиты кожи используют: густой вазелин, цинковую пасту,
клей БФ-6, лифузоль.
6. Студент выполнит манипуляцию согласно алгоритма.
ЗАДАЧА 6.
В травматологическое отделение поступил пациент по поводу закрытого перелома большеберцовой кости правой голени в н/3 без смещения. После проведения рентгенограммы костей голени, учитывая, что смещения отломков нет, врач наложил глубокую гипсовую лонгетную повязку, назначил 50% анальгин в/м по 2,0. Измеряя температуру пациенту вечером последний пожаловался м/с на сильную боль в голени. При осмотре м/с обнаружила, что пальцы на стопе отечны, синюшны,
холодные на ощупь.
ЗАДАНИЯ.
1. Определите уровень транспортной иммобилизации при оказании помощи.
2. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
3. Сформулируйте проблемы пациента, выберите приоритетную, сформулируйте цели.
4. Проведите планирование сестринских вмешательств с мотивацией.
5. Подготовьте набор инструментов для операции на костях.
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. При оказании помощи на догоспитальном этапе необходимо провести иммобилизацию по задней поверхности голени от кончиков пальцев до с/3 бедра.
2. Нарушено удовлетворение потребностей: быть здоровым, избегать опасности, работать, одеваться, раздеваться.
3. Настоящие проблемы пациента:
1. Боль в голени.
2. Дефицит самоухода.
3. Сдавление конечности лонгетной повязкой.
Потенциальные проблемы:
1. Риск вторичного смещения.
2. Риск развития контрактуры коленного и голеностопного
сустава.
3. Риск развития атрофии мышц.
Приоритетная проблема - сдавление конечности лангетной
повязкой.
Краткосрочная цель - пациент через 30 мин. отметит
уменьшение боли.
Долгосрочная цель - отек пальцев стопы исчезнет к 5 дню.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Планирование. | Мотивации
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с доложит врачу о изменении сос- |- оказание помощи пациенту
тояния пациента. | своевременно и в полном
| объеме
2. М/с рассечет спиральные туры бинта, |- уменьшить сдавление лонгетной
отведет в стороны края лонгетной | повязкой, уменьшить боль
повязки. |
3. М/с придаст конечности возвышенное |- уменьшить отек, снизить инте-
положение. | нсивность боли
4. М/с наложит пузырь со льдом на мес- |- уменьшить отек, гематому
то перелома. |
5. По назначению врача м/с введет р-р |- уменьшить боль
анальгина. |
6. М/с проконтролирует состояние паци- |- оценить эффективность своих
ента через 30 мин. | действий
5. Студент выполнит манипуляцию согласно перечню инструментов.
ЗАДАЧА 7.
В ожоговое отделение поступил пациент с медицинским диагнозом "Термический ожог передней поверхности туловища, обеих бедер. Ожоговый шок". При расспросе м/с выявила, что ожог получен 3 часа назад кипятком дома. При осмотре пациента м/с обнаружила, что повязки на пациенте нет. Передняя поверхность туловища и бедер гиперемирована, отечна, значительное количество пузырей разных размеров, наполненных светлым содержимым. Пациент вял, адинамичен, на вопросы отвечает, жалуется на боль. Кожные покровы бледные. Пульс - 104 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств. АД - 110/70 мм.рт.ст. Дыхание через нос свободное, поверхностное 24 в мин. Мочится пациент редко, мочи мало.
ЗАДАНИЯ.
1. Определите степень ожога, подсчитайте площадь ожоговой поверхности.
2. Перечислите факторы, ведущие к развитию ожогового шока.
3. Перечислите, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента.
4. Сформулируйте проблемы пациента, определите приоритетную проблему, сформулируйте цели.
5. Составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
6. Составьте набор инструментов для ПХО раны.
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1.Пациент получил термический ожог I-II степени, площадь поражения 27%.
2. Ожоговый шок возникает в результате потери жидкости, белка и боли.
3. Нарушено удовлетворение потребности быть здоровым, быть чистым, избегать опасности, одеваться, раздеваться, работать, дышать.
4. Настоящие проблемы пациента:
1. Боль.
2. Нарушение целостности кожи в области передней
поверхности туловища и бедер.
3. Олигурия.
4. Одышка.
Потенциальные проблемы:
1. Риск развития анурии.
2. Риск смерти от шока.
3. Риск нагноения ожоговой раны.
4. Риск развития пневмонии.
Приоритетные проблемы - боль, олигурия.
Цель краткосрочная - пациент ощутит уменьшение боли до
терпимой через 30 мин.
Цель долгосрочная - к концу 2 суток пациент будет выделять
достаточное количество мочи.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Планирование. | Мотивации
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с по назначению врача введет обе- |- уменьшить боль
зболивающие препараты. |
2. М/с проведет катетеризацию мочевого |- подсчет почасового диуреза,
пузыря. | контроль эффективности лече-
| ния
3. М/с обеспечит пациента теплым питьем- борьба с обезвоживанием
4. М/с по назначению врача проведет |- борьба с обезвоживанием и
инфузионную терапию. | увеличение
5. М/с обеспечит контроль за почасо- |- контроль эффективности ле-
вым диурезом в течение первых двух | чения
суток. |
6. М/с пригласит лаборанта для прове- |- выявить степень сгущения
дения анализа крови. | крови
6. Студент выполнит манипуляцию согласно алгоритма.
ЗАДАЧА 8.
В стоматологическое отделение поступил пациент с диагнозом "Закрытый перелом нижней челюсти справа". М/с при расспросе выявила, что пациента беспокоит боль, самостоятельно не может жевать. При осмотре пациента обнаружила гематому и отек в области угла нижней челюсти, нарушение прикуса. После R-контроля врач провел шинирование нижней челюсти. Зайдя в палату м/с обнаружила, что пациент расстроен, не представляет, как он будет питаться, чистить зубы.
ЗАДАНИЯ.
1. Перечислите потребности, которые не может удовлетворить пациент.
2. Сформулируйте проблемы пациента, выберите приоритетные, определите цели.
3. Проведите планирование сестринских вмешательств с мотивацией.
4. Подберите антисептики для обработки ротовой полости.
5. Наложите повязку "уздечка".
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. Пациент не может удовлетворить потребность быть здоровым,
есть, пить, общаться, работать, избегать опасности.
2. Настоящие проблемы пациента:
1. Боль.
2. Невозможность самостоятельно жевать пищу.
3. Трудности общения.
Потенциальные проблемы:
1. Риск развития стоматита.
2. Риск замедленной консолидации.
3. Снижение веса.
Приоритетные проблемы - невозможность самостоятельно
жевать, риск развития стоматита.
Краткосрочная цель - пациент к концу 2 суток
продемонстрирует м/с, как он обучился принимать пищу, продемонстрирует
обработку рта после приема пищи.
Цель долгосрочная - к выписке потеря веса пациента будет не
более 2 кг, стоматит у пациента не разовьется.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Планирование. | Мотивации
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с закажет на пищеблоке челюстной |- обеспечить питание пациента
стол. |
2. М/с в 1 сутки проведет беседу с па- |- обучить пациента приему пищи
циентом о характере принимаемой пи- |
щи и условии ее приема, проконтро- |
лирует прием пищи пациентом. |
3. М/с проведет беседу с родственника- |- обеспечить полноценное пита-
ми о характере передач. | ние
4. М/с проведет беседу с пациентом о |- предупредить развитие стома-
необходимости обработки ротовой по- | тита
лости после приема пищи. |
5. В 1 сутки м/с окажет помощь при об- |- оказание помощи при обработке
работке ротовой полости пациентом. | рта
6. М/с обеспечит пациента растворами |- предупредить развитие стома-
для обработки ротовой полости. | тита
7. М/с будет проводить контроль веса |- контроль эффективности дейст-
пациента за время пребывания в ста- | вий м/с
ционаре. |
4. Для предупреждения стоматита м/с подготовит 0,5% р-р KMo4, р-р фурациллина 1:5000, 1-2% р-р борной кислоты.
5. Студент выполнит манипуляцию согласно алгоритма.
ЗАДАЧА 9.
В нейрохирургическом отделении находится пациент с диагнозом "Закрытый перелом 4-5 поясничных позвонков с повреждением спинного мозга. Рваная рана правой кисти". М/с, заступившая на дежурство, во время расспроса выявила, что травма произошла 2 недели назад. В настоящее время боли пациента не беспокоят, стул был сегодня после клизмы. При осмотре пациента м/с обнаружила наличие постоянного катетера в мочевом пузыре, под пятками подложены ватно-марлевые круги. М/с обработала спину пациента камфорным спиртом, смела крошки, поправила постельное белье. Для профилактики порочного положения стоп поставила под стопы упор. Осматривая кисть отметила, что повязка сухая, лежит хорошо.
ЗАДАНИЯ.
1. Перечислите симптомы, характерные для перелома позвоночника с повреждением спинного мозга.
2. Уточните, как правильно провести транспортировку пострадавшего с места происшествия.
3. Перечислите потребности, которые не может удовлетворить пациент.
4. Сформулируйте проблемы пациента, выберите приоритетную, определите цели.
5. Проведите планирование сестринских вмешательств с мотивацией.
6. Наложите повязку "варежка".
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. Для перелома позвоночника с повреждением спинного мозга характерно: отсутствие движений нижних конечностей, отсутствие чувствительности в конечностях и промежности, нарушение функции тазовых органов.
2. Транспортировку пациента с места происшествия необходимо провести лежа на спине, на жестких носилках с небольшим валиком под поясницей.
3. У пациента нарушено удовлетворение потребности быть здоровым, быть чистым, выделять, двигаться, избегать опасности, работать.
4. Настоящие проблемы пациента:
1. Отсутствие движений и чувствительности в нижних
конечностях.
2. Дренированный мочевой пузырь.
3. Нарушение целостности кожи.
Потенциальные проблемы пациента:
1. Риск возникновения запора.
2. Риск развития пролежней.
3. Риск развития атрофии мышц и порочного положения стоп.
4. Риск развития пневмонии.
Приоритетная проблема - дренированный мочевой пузырь.
Цель - за время пребывания в стационаре воспалительный
процесс мочевыделительной системы у пациента не возникнет.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Планирование. | Мотивации
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с ежедневно будет проводить про- |- для профилактики воспаления
мывание мочевого пузыря теплым р-ром мочевого пузыря
фурациллина 1:5000 или 3% р-ром бо- |
рной кислоты в количестве 50-100 мл |
2. М/с обеспечит отток мочи в мочепри- |- для предупреждения попадания
емник. | инфекции восходящим путем
3. М/с визуально контролирует цвет и |- для выявления изменения мочи
количество выделяемой за сутки мочи | (хлопья, муть)
4. В течение суток не реже 6 раз обес- |- для предупреждения попадания
печит опорожнение мочеприемника с | инфекции в мочевыделительные
последующей дезинфекцией его 0,5% | пути
хлорамином. |
5. М/с не реже 1 раза в 5 суток обес- |- ранней диагностики воспалите-
печит исследование мочи в лаборато- | льного процесса мочевыделите-
рии. | льной системы
6. Студент выполнит манипуляцию в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 10.
В поликлинику на прием к хирургу обратилась женщина, которая 5 минут назад нечаянно выпила налитую в стакан уксусную эссенцию. Пациентка взволнована, просит оказать помощь, боится за исход. При расспросе м/с выявила, что пациентку беспокоит боль во рту по ходу пищевода и эпигастрии. При осмотре м/с обнаружила, что слизистая оболочка рта ярко гиперемирована, местами покрыта белым налетом, отмечается обильное слюнотечение. Пульс - 96 в мин., ритмичный, удовлетворительных качеств. АД - 130/80 мм.рт.ст. Дыхание через нос свободное 24 в мин., голос осиплый.
ЗАДАНИЯ.
1. Назовите осложнение, которое возникает в результате химического ожога пищевода.
2. Перечислите, какие потребности не может удовлетворить пациент.
3. Сформулируйте проблемы пациента, выберите приоритетную, сформулируйте цель.
4. Проведите планирование сестринских вмешательств с мотивацией.
5. Соберите набор инструментов для трахеостомии.
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. Осложнением химического ожога пищевода является рубцовый стеноз пищевода.
2. Пациент не может удовлетворить потребности быть здоровым, избегать опасности, дышать, есть, пить, выделять.
3. Настоящие проблемы пациента:
1. Химический ожог ротовой полости, пищевода, желудка
уксусной эссенцией.
2. Боль по ходу пищевода, желудка.
3. Затруднение дыхания, страх за исход ожога.
Потенциальные проблемы:
1. Риск развития рубцового стеноза пищевода.
2. Риск перфорации желудка.
Приоритетная проблема - химический ожог ротовой полости,
пищевода, желудка.
Цель - пациентке в течение 30 мин. будет оказана
необходимая помощь.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Планирование. | Мотивации
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с по назначению врача подготовит |- промыть желудок
зонд и 10 л воды для промывания же- |
лудка. |
2. М/с по назначению врача введет в/м |- обезболить, уменьшить слюно-
2,0 50% анальгина и 1,0 0,1% атро- | отделение
пина. |
3. Под контролем врача м/с проведет |- удалить попавшую в желудок
промывание желудка через зонд. | уксусную эссенцию
4. М/с обеспечит подачу увлажненного |- облегчить дыхание
кислорода. |
5. М/с обеспечит вызов бригады "Скорой |- доставка в лечебное учрежде-
помощи". | ние для оказания специализи-
| рованной помощи
5. Студент выполнит манипуляцию в соответствии с алгоритмом.
ЗАДАЧА 11.
В урологическое отделение больницы поступил пациент 67 лет с жалобами на невозможность помочиться, боли в животе, плохой сон. М/с при осмотре выявила: пациент жалуется на боли внизу живота, невозможность самостоятельного мочеиспускания. Пульс - 82 в мин., удовлетворительных качеств. АД - 140/80 мм.рт.ст. ЧДД - 20 в мин., температура - 37,2 град. Живот при пальпации мягкий, над лоном определяется переполненный мочевой пузырь.
ЗАДАНИЯ.
1. Выявить, удовлетворение каких потребностей нарушено.
2. Определите проблемы пациента, выявите приоритетную.
3. Определите цель и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.
4. Подготовьте набор для катетеризации мочевого пузыря.
5. Продемонстрируйте технику катетеризации мочевого пузыря мягким катетером.
ЭТАЛОН ОТВЕТА.
1. У пациента нарушено удовлетворение потребностей: выделять, поддерживать температуру, спать, отдыхать.
2. Проблемы пациента.
Настоящие:
1. Острая задержка мочи.
2. Боли в животе.
3. Повышение температуры.
Из данных проблем приоритетной является - острая задержка мочи.
3. Краткосрочная цель - устранить острую задержку мочи.
Долгосрочная цель- подготовить пациента к плановой операции
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Планирование | Мотивации
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. М/с срочно пригласит уролога. |- для консультации и получения
| назначений
2. М/с подготовит стерильный набор для |