Одним словом, Travelers Group сумела извлечь максимальную пользу из эффекта синергизма. Ее сетевой коммерческий персонал прекрасно выполнял роль проводника финансовых услуг. Со своей стороны, многочисленные дочерние компании Travelers I Group обеспечивали клиентуре Primerica самый широкий спектр высококачественных предложений. «По сути, одним из мотивов слияния Citicorp и Travelers Group, — признает в апрельском 1999 года номере «Network Marketing Lifestyles» исполнительный директор Primerica Джозеф Пламери, — был расчет на возможность реализации кросс-продаж финансовых услуг всех наших будущих сестринских компаний».
Теперь, когда Primerica оказалась в одной связке со вторым в мировом рейтинге банком Citicorp, Пла-мери рассчитывает на то, что его агенты смогут вскоре начать торговать вразнос чековыми счетами этого банка. «Личный финансовый консультант может прийти к вам прямо на дом, доставить чеки, выполнить индивидуальный финансовый анализ, помочь составить план финансовых действий, которые отныне включают и банковский аспект, — рассуждает Пламери в ноябрьском 1998 года выпуске «American Banker». — Вы получаете в свое распоряжение банкиров, которые готовы работать у вас дома».
Как ранее Фейт Попкорн предрекала в своем отчете конец шопинга, так и в новой своей книге «Щелчок» она прогнозирует конец банковского обслуживания в том виде, каким мы его знаем сегодня. «Представьте себе... банк, где за вами на постоянной основе закреплен служащий, который знает вас по имени, знает вашу кредитную историю... ваш "личный банкир", — интригующе фантазирует она. Сетевой маркетинг может вскоре воплотить эту мечту в действительность совершенно неожиданным образом — через компанию Primerica.
|
МНОГОЯРУСНАЯ СИСТЕМА КОМИССИОННЫХ
Еще задолго до слияния аналитики с Уолл-стрит приметили инновационную систему организации торгового персонала в компании Primerica. Однако для многих сетевой маркетинг был настолько в новинку, что они даже не знали, как его называть. Аналитики превозносили пионеров МЛМ в хотя и восхищенных, но диковинных терминах энтомолога, столкнувшегося с неизвестным науке видом бабочек.
«Признанный специалист по кредитным рейтингам фирма Standard & Poor видит в 100-тысячной агентской сети Primerica... основной фактор ее конкурентной мощи, — отмечалось в типичном докладе Standard & Poor за 1997 год. — Система... на удивление малозатратна... хотя существует немало признаков того, что агенты работают в рамках тщательно контролируемой схемы. Финансовой заинтересованности агентов способствует наличие многоярусной системы комиссионных, которая поощряет рекрутирование новых агентов и допускает формирование каждым агентом собственной организации».
Создавалось впечатление, что многие эксперты пребывали в неведении относительно того факта, что многоуровневый маркетинг уже в течение десятков лет использовался множеством различных компаний. Например, когда занимающееся финансовыми рейтингами страховых компаний агентство А. М. Best повысило в декабре 1996 года рейтинг Primerica с «А-» до «А», было дано следующее пояснение: «Повышение рейтинга отражает прогресс компании в реализации преимуществ уникальной системы дистрибуции...». Понятно, что задействованная в Primerica система была далеко не уникальна. Это была лишь одна из тысяч МЛМ-сетей, давно и успешно покрывших собой огромные территории планеты.
|
МАССОВАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ
С Primerica Революция Четвертой Волны достигла Уолл-стрит. Внешне суперслияние Citicorp и Travelers выглядело как акт консолидации традиционной корпоративной мощи, то есть выражало стремление расти, а не разукрупняться. Однако на самом деле Citigroup неумолимо продвигалась к массовой приватизации. В 1998 году численность персонала была уменьшена на 6%, в результате чего работы в компании лишились 10 400 человек. Но если штат сотрудников в традиционном понимании этого термина сократился, то армия МЛМ-представителей, напротив, пополнилась и насчитывала к 1999 году 139 тысяч агентов.
Как и вся корпоративная Америка в целом, Citigroup сокращала рабочие места, но предоставляла большие возможности для предпринимательской деятельности. Она решила воспользоваться потенциалом Пчелиного Роя. Агенты Primerica опустились на рынок, подобно птичьей стае, готовые взять под свою опеку любые неприметные и труднодоступные рыночные ниши, которые оказались не охвачены вниманием представителей традиционного маркетинга. Тысячи согласованно действующих предпринимателей осуществили то, что крупнейшим мировым финансовым гигантам никогда не удалось бы сделать самостоятельно.
ОБЛЕЧЕННЫЙ МИССИЕЙ
Тайрон Тейлор — один из членов стаи Primerica. Для него массовая приватизация не абстрактная концепция. Она изменила его жизнь. Primerica помогла Тайрону превратиться из контролера фирмы Xerox, зарабатывающего 26 тысяч долларов в год, в предпринимателя с шестизначной суммой годового дохода. Сегодня он использует возможности Primerica, чтобы помочь тем, кто вынужден в одиночку сражаться с бедностью. Сам выросший на задворках Детройта Тайрон видит свою миссию в том, чтобы помочь обрести благополучие как можно большему числу своих собратьев, темнокожих американцев.
|
«Мой даунлайн на 98% представлен афроамериканцами, — говорит он. — Единственное, что отличает бедного человека от богатого — это недостаток знаний. Я живу идеей превращения представителей моего этнического сообщества в финансово независимых людей». Параллельно Тайрону удалось обеспечить значительную финансовую независимость и самому себе. В 1998 году он заработал на своем даун-лайне более 425 тысяч долларов.
Судьба не всегда была благосклонна к Тайрону. Детство его прошло в восточной части Детройта, родители принадлежали к рабочему классу. «Среда давала мало шансов на будущее», — вспоминает Тайрон. Отец его был уборщиком, мать — домохозяйкой. Они изо всех сил старались поддерживать дом и обеспечить детям достойное существование, но желали своим двенадцати отпрыскам иной, лучшей судьбы. «Они всегда настраивали нас на учебу в колледже и _ получение хорошей специальности», — говорит Тайрон.
ТРУТЕНЬ КОРПОРАЦИИ
К сожалению, эта стандартная формула успеха для Тайрона не сработала. К двадцати семи годам он явственно ощутил тупиковость своего положения. В должности контролера производственного процесса в Xerox Corporation Тайрон работал по шесть и даже семь дней в неделю, но система корпоративной иерархии практически не открывала перспектив для роста. Тайрон начал подыскивать возможности для занятий побочным бизнесом.
Старый, еще по колледжу, друг Тайрона предложил его кандидатуру компании по страхованию жизни A. L. Williams Corporation, основанной в 1977 году бывшим футбольным тренером Артуром Уильямсом. В реализации страховых услуг компания опиралась на принципы сетевого маркетинга. Вдохновленный перспективой получения остаточного дохода Тайрон с головой ушел в создание собственного даунлайна. Однажды босс застал его за раздачей визитных карточек на работе. «Он сказал, что либо я прекращаю работать на A. L. Williams, либо увольняюсь, — вспоминает Тайрон. — Я был в шоке. Я почувствовал себя обитателем тюрьмы, кем-то вроде раба корпоративной Америки».
Тайрон обещал не заниматься рекрутированием в рабочее время, но продолжал выстраивать свой бизнес на стороне. Спустя шесть месяцев он уже зарабатывал достаточно, чтобы обойтись без зарплаты в Xerox. Еще два года ушло на то, чтобы обеспечить себе доход, измеряемый шестизначным числом. «Трудиться приходилось, не покладая рук, — признается Тайрон, — но мне действительно нравилось то, что я делал».
АБСОЛЮТНО ЗАКОННО
С момента своего приобщения к компании в 1985 году Тайрон пережил месте с ней немало изменений. В 1988 году A. L. Williams попала под контроль Primerica, которая, в свою очередь, была поглощена в 1994 году Travelers Group Inc. и в конечном итоге вошла в 1998 году в состав Citigroup. Культура компании менялась вместе со сменой собственника. «Думаю, все имеет свои глубокие причины, — размышляет Тайрон. — Артур Уильяме был хорош для своего времени. Он основал компанию и заставил ее работать. Однако по мере того, как мы входили в 90-е годы, нам нужен был мечтатель-провидец, который смог бы повысить наш профессионализм и вооружить системой развития успеха».
Таким провидцем оказался Джозеф Пламери, один из руководителей Travelers, назначенный в 1994 году главным управляющим Primerica. Среди первых инициатив Пламери были меры по дисциплинированию торгового персонала с требованием неукоснительного соблюдения ими правительственных предписаний и постановлений. Аудиторы тщательно проверяли работу каждого агента. Тем, кто не выказывал намерения меняться, было отказано в сотрудничестве. Результатом стала абсолютная безупречность продавцов, что выгодно отличало их теперь от персонала конкурентов, придерживающихся традиционных методов. В то время, как страховой бизнес лихорадило от судебных процессов и санкций со стороны государства, Primerica «оставалась над схваткой», писалось в февральском 1997 года выпуске освещающего проблемы страхового бизнеса журнала «Best's Review». Primerica превозносилась в номере как «ролевая модель для ее заваленных исками конкурентов».
СИСТЕМЫ«ПОД КЛЮЧ»
Далее Пламери внедрил системы, которыми бизнес Primerica стандартизировался и делался более простым и доступным. Одной из таких систем стала программа подготовки рекрутов-новичков PFS University. Обычно до 80% рекрутов Тайрона отсеивалось после провала на экзамене, дающем лицензию на право работы в страховом бизнесе и с ценными бумагами. Теперь, когда преподаватели PFS University готовили рекрутов до сдачи экзамена, доля тех из них, кто успешно проходил его, в среднем возросла до 45%.
Но еще более полезным оказался стандартизированный инструмент продаж, именуемый «Анализом финансовых потребностей» (АФП). Отныне агенты Primerica в качестве первого шага процесса реализации предлагали потенциальным клиентам заполнить анкету АФП, создавая тем самым базу для глубокого исследования финансового состояния человека. Затем уже дома собранные цифры вводились в компьютерную программу, которая почти мгновенно выявляла слабые стороны финансового положения вероятного клиента.
ХОЛОДНЫЙ ДУШ
«Это своего рода холодный душ», — резюмирует старший вице-президент Primerica по связям с общественностью Марк Сьюпик. Встречаясь с потенциальным клиентом в следующий раз, агент оказывается во всеоружии, с полным набором фактов в руках. Он указывает человеку на прорехи в финансовом планировании жизни, в частности, на невозможность при нынешнем уровне доходов обзавестись домом своей мечты, дать образование детям или иметь в будущем обеспеченную старость в соответствии с его желаниями и ожиданиями. «Как только люди сознают слабость своего положения, — говорит Тайрон, — большинство выражают желание что-то реально изменить».
Изменения могут выражаться в оформлении страховки, инвестировании во взаимные фонды или обращении к потребительским кредитам, то есть в приобретении тех продуктов, размещением которых и занимается Primerica. Либо результатом общения может становиться приобщение человека к собственному даунлайну продавца в качестве агента Primerica. «Если чувствуется, что человек внутренне к этому готов, — говорит Тайрон, — вы предлагаете ему в качестве одного из способов пополнения доходов подключение к бизнесу Primerica».
ОДИН ЗА ДРУГИМ
Своей способностью глубоко проникать на рынки, которые в ином случае оставались бы закрытыми, Primerica, как и все прочие компании сетевого маркетинга, обязана умению превращать клиентов в продавцов. Программа компании охватывает некое сообщество, привлекая к себе внимание его представителей одного за другим, благодаря использованию нескончаемой цепи рекомендаций в среде друзей, соседей, родственников и партнеров по бизнесу. Primerica доставляет полный комплект услуг Citigroup непосредственно в кокон — в тщательно оберегаемое святилище человеческого дома, религиозности и семьи.
Primerica использовала маркетинговую стратегию «из уст в уста» для выхода на семьи рабочих и людей со средним достатком, то есть на тех людей, которыми большинство страховщиков пренебрегают. «Очень многие представители этого бизнеса говорили мне: «Ну уж нет, мы не можем позволить себе роскошь продавать кому-то, кто зарабатывает меньше 100 тысяч долларов в год», — пишет исполнительный редактор Эдвард Кинан в выпуске бюллетеня страхователей жизни «Probe» от 16 сентября 1996 года. — Primerica... распространила пакет своих услуг среди людей, которых мы проигнорировали».
НАЗАД К КОРНЯМ
Одной из таких игнорируемых групп были афро-мериканцы, и именно они составляют порядка 20% лидеров продаж Primerica. «Люди моего рынка по-настоящему преданы нашей компании, — говорит Тайрон. — У большинства из них денег немного, и они, как никто другой, стремятся покончить со своей экономической зависимостью». Сегодня Тайрон с женой Кэролин и дочерью Камиллой живут в доме ценой в миллион долларов в престижном пригороде Детройта Франклине. Но он не забыл о своих корнях. Бизнес вновь и вновь возвращает Тайрона в кварталы его детства в Восточном Детройте.
«Я выступаю в церквях и в массе других мест, где собираются афроамериканцы, — говорит он. — В моем родном районе вы увидите много банков и кредитных союзов, но там нет ни одной брокерской фирмы. Дети растут, наблюдая за тем, как их родители в течение тридцати лет работают, регулярно ходят в банк, никогда не могут ничего скопить, и в конце концов сами начинают делать то же самое. Никто не учит их инвестициям. Возможность приобщить обитателей моего района к услугам Smith Barney действительно меня вдохновляет».
ТЕПЕРЬ НЕ ДО СМЕХА
Когда Артур Уильяме в 1977 году объявил о создании своей МЛМ-компании по страхованию жизни, все представители страхового бизнеса давились от смеха. Бывший футбольный тренер, вознамерившийся командовать армией подрабатывающих на него шоферов грузовиков, офицеров дорожной полиции, учителей и заводских рабочих, едва ли мог восприниматься кем-то как серьезный конкурент. Сегодня от былого смеха не осталось и следа. Сила Пчелиного Роя стерла с лиц весельчаков последние признаки язвительной усмешки. Спустя десятилетие после ухода Уильямса на покой в 1990 году его проницательность, воплотившаяся в успехах A. L. Williams, продолжает поражать корпоративный мир. Сегодня, когда все мы стоим на пороге Большого Взрыва — распада корпоративной Америки на мириады крохотных единиц частного бизнеса, — дар предвидения Уильямса представляется прямо-таки мистическим.
ГЛАВА 13 ЭФФЕКТ «МАКДОНАЛДСА»
Мег Келли-Смит была просто в ужасе. Беда свалилась на нее неожиданно, когда жизнь, казалось, не предвещала ничего дурного. Каких-то несколько месяцев назад она была на вершине мира. Занимая пост вице-президента двенадцатой в национальной табели о рангах ссудно-сберегательной ассоциации, Мег управляла 12-миллиардным портфелем кредитов в сфере жилищного строительства. Ее муж Джей Смит также преуспевал. Вот уже в течение двадцати лет он вполне успешно управлял собственной компанией, занимавшейся реализацией страховых услуг и размещавшейся в Мерин-Каунти, штат Калифорния, к северу от Сан-Франциско. Мег и Джей привыкли к тому, что каждый из них имеет свой пятизначный месячный доход. Казалось, деньги всегда будут без остановки течь в их карманы.
Однако так не случилось. В конце 80-х Мег и Джей практически одновременно столкнулись с серьезными проблемами. Ссудно-сберегательный сектор переживал глубокий кризис, страховой бизнес в Калифорнии был на спаде. «Я видела, что над моей компанией нависла опасность», — вспоминает Мег. Бизнес мужа оказался в еще более бедственном положении. Страховые фирмы и компании на Уолл-стрит, которым Джей оказывал услуги по обработке данных, задерживали платежи. На Джея навалились около трехсот его работников, требовавших выплаты зарплаты, на которую поступавших от клиентов денег не хватало. Ему пришлось продавать активы. «Теперь уже не персонал на него работал, а он работал на персонал, — продолжает Мег. — Он избавлялся от активов, но ничего из вырученного не мог оставить себе. После двадцати лет в бизнесе Джей опасался, что уже никогда не сможет уйти на покой».