По мнению Попкорн, XXI век станет свидетелем еще более радикальных изменений в характере покупательского поведения. «Не мы будем ходить в магазин, — заявляет она, — а сам магазин придет к нам». И потребители уже успели сделать гигантские шаги в нужном им направлении. Миллиарды долларов проплывают мимо карманов традиционных розничных торговцев, направляясь на увеличение продаж по каталогам, стимулирование телевизионных «магазинов на диване» и виртуальных магазинов в Интернете. Сетевики, в свою очередь, играют в революции шопинга все более и более значительную роль.
«В будущем мы будем относиться к сетевому маркетингу так же, как сегодня относимся к традиционному маркетингу, — пишет Попкорн. — Бизнес обре тет должную респектабельность и будет пользоваться всеобщим уважением». Попкорн акцентировала внимание на этой тенденции в ходе курса консультаций по программе «Интеллектуальный резерв» (Brain-Reserve), действующей в Нью-Йорке для представителей крупнейших корпораций, в частности, IBM, Campbell Soup, American Express и Eastman Kodak. По свидетельству Попкорн, несколько лет назад клиенты «Интеллектуального резерва» упорно игнорировали ее настоятельные призывы готовиться к приходу Информационной Эры, две ключевые особенности которой, как она предупреждала, будут состоять в конкуренции со стороны Интернета и многоуровневого маркетинга. «Все, что они мне на это отвечали: нет, Интернет нас не беспокоит, МЛМ — это несерьезно», — вспоминает Попкорн.
В последующие два года потребительские продажи через Интернет более чем удвоились, подскочив в своем объеме с 3 до 7 миллиардов долларов. Слушатели Попкорн быстро протрезвели. «Теперь, когда мы делаем экскурсы в будущее и указываем нашим клиентам на наиболее опасных для них конкурентов в ближайшие десять лет, то часто называем сетевиков», *— говорит она. Сегодня клиенты Попкорн в гораздо большей степени склонны со всей серьезностью воспринимать ее предостережения. Она отмечает растущее в корпоративной среде понимание силы МЛМ. «Они говорят так: этот перспективный и динамичный рынок действительно стоит того, чтобы присмотреться к нему повнимательнее».
|
ВОЛШЕБНАЯ ПУЛЯ
Корпорация AT&T стала одним из первых гигантов, столкнувшихся с серьезным препятствием в лице операторов сетевого маркетинга. За пять лет, начиная с 1987 года, AT&T отдала 15% своей доли на рынке междугородной и международной связи компаниям MCI и Sprint (в те годы US Sprint). Вы бы никогда не узнали об этом, читая ведущие бизнес-издания, однако у обоих выскочек было одно общее тайное преимущество, настоящая волшебная пуля, которая и позволила им расти быстрее и проникать на новые рынки более энергично, чем их неуклюжий конкурент. Этой магической пулей был сетевой маркетинг. MCI продавала свои услуги дальней связи через Amway Corporation. «Уже в первый год работы с MCI мы обеспечивали 25% ее бизнеса», — вспоминает дистрибьютор Amway Дон Хелд. Сходный успех сопутствовал и компании Sprint, проводившей маркетинг своих услуг через МЛМ-провайдера Network 2000. «За три с половиной года, начиная с марта 1988-го, — рассказывает Джим Адаме, бывший исполнительный вице-президент Network 2000 по продажам и маркетингу, — мы привели в Sprint более четырех миллионов новых клиентов, то есть обеспечили среднегодовой доход в 500 миллионов долларов. Независимые маркетинговые представители Network 2000 оказались в десять раз более эффективными в привлечении клиентуры, чем группы телефонного маркетинга самой компании Sprint».
|
Корпорация MCI и по сей день реализует услуги связи через Amway. Что касается компании Sprint, то разногласия по поводу выручки и выплаты комиссионных в конце концов привели к разрыву с МЛМ-продавцом (что в конечном итоге вылилось в выплату 91 миллиона долларов в пользу Network 2000). Между тем не вызывает никаких сомнений, что именно совместная работа двух компаний самым решительным образом повлияла на феноменальный успех Sprint. В 1990 году я проинтервьюировал для журнала «Success» руководителя Sprint Уильяма Пликайтиса. В качестве менеджера группы потребительских услуг в US Sprint Пликайтис в свое время курировал программу многоуровневого маркетинга. Он был щедр на комплименты как в адрес Network 2000, так и МЛМ в целом. «Сегодня не существует лучшего способа доведения продукта непосредственно до потребителя», — говорил он мне.
ИЗ УСТ В УСТА
AT&T на собственном опыте убедилась в том, что сетевой маркетинг — достойный конкурент. Он же способен открывать новые перспективы перед творчески мыслящими руководителями компаний. МЛМ предлагает решение одной из наиболее сложных проблем, стоящих перед корпоративной Америкой. «Если выделить один не терпящий отлагательства вопрос, который неизбежно предстоит разрешать маркетологам... — предупреждает Фейт Попкорн, — то это вопрос поиска новых путей подхода к гиперобособившемуся потребителю... Не тешьте себя надеждой, что потребитель, как и прежде, сам будет обращаться к вам. До него придется добираться в самом его коконе».
|
Лучшего маркетингового метода, чем МЛМ, для этого не найти. Даже самый недоступный «коконист» волей-неволей прислушивается к словам приятеля, родственника, партнера или коллеги, рекомендующих ту или иную пищевую добавку, интересный инвестиционный план или Интернет-провайдера. При правильной подаче торговый призыв воспринимается спокойно, не вызывая реакции отторжения. Изустный маркетинг с эффективностью бронебойного снаряда проникает через самую надежную психологическую защиту.
«Никто больше не хочет ходить по магазинам, и альтернативой классической торговле становится сетевой маркетинг, — заключает Попкорн. — Сетевики внедряются непосредственно в кокон, они знают, как покорять крепости и при этом не выглядеть в глазах их защитников завоевателями».
ГЛАВА 7 ФАКТОР РАЗГОВОРА
Для Пола Зейна Пилзера возведение кокона отнюдь не отвлеченный образ, а реальная деструктивная стихия, которая чуть было не разрушила его бизнес. И подобно многим другим предпринимателям и руководителям компаний, Пол спас свой бизнес только благодаря обращению к сетевому маркетингу. В итоге он не только вернул компанию на путь возрождения, но и обеспечил ей прежде недостижимый
рост.
Пол не только бизнесмен, но и блестящий, авторитетный экономист. В двадцать три года он стал самым молодым вице-президентом Citibank. Пол был экономическим советником у президентов Рейгана и Буша. Он за несколько лет предупреждал конгресс США о неминуемом финансовом кризисе, обусловленном 200-миллиардным разрывом в уровне сбере жений и заимствований, когда официальный Вашингтон и слышать об этом не хотел. Будучи профессором экономики, Пол оставил академическую практику в намерении опробовать свои теории в условиях реального рынка. Он сумел заработать личный капитал в десятки миллионов долларов на застройке земельных участков и написал имевшие огромный успех бестселлеры, в том числе «Неограниченное богатство», «Деньги других людей» и «Бог хочет, чтобы вы были богатым».
МОЛОДАЯ ПОРОСЛЬ
По крайней мере внешне Пол не был похож на новообращенного приверженца многоуровневого маркетинга. В общественном сознании отрасль долго ассоциировалась с недалекими мечтателями из рабочей среды, наркодилерскими группами и торговцами всякой мелочью в спортивных костюмах, а также с назойливостью людей, которым позарез нужна десятка-другая баксов. Впрочем, ко времени, когда Пол вошел в бизнес, подобные стереотипы уже в значительной степени устарели. Новый тип сетевика — это опытный, высокообразованный профессионал, занятый поиском доходной ниши на рубеже киберперехода. Пол удивительно полно воплощает в себе именно этот образ.
Долгий и извилистый путь Пола к успеху в сетевом маркетинге начинался в 1989 году, когда он выпустил свой первый CD-ROM с материалом, основанным на видеозаписи его экономической дискуссии с популярным мастером публичной мотивации Энтони Роббинсом. Успех самого диска навел Пола на мысль о возможности использования этого тогда еще нового средства в обучении детей. Пол понял, что то безраздельное погружение в предмет, которое дети обычно проявляют, играя в видеоигры, может быть перепроецировано, скажем, на уроки алгебры, стоит только оживить их захватывающей интерактивной графикой. Этой своей идеей Пол намного опережал время. Потенциальный рынок был безграничен. Однако план Пола был лишен одного ключевого компонента, что чуть не обернулось для его проекта катастрофой.
ПРОБЛЕМА
Пол не представлял себе способов проникновения в кокон потребителя, а в отсутствие соответствующей стратегии его бизнес был обречен. У него ушли бы годы на то, чтобы продать обучающий диск с использованием обычных каналов, вроде прямой почтовой рассылки, магазинов и работы через школы. Его расположенной в Далласе фирмой Zane Publishing было затрачено 25 миллионов долларов на маркетинг продукта. Однако ни один канал распространения не приносил прибыли. Чтобы продажи пошли, Полу надо было преодолеть не один, а целых три препятствия психологического характера. Во-первых, большинство родителей не видели необходимости лично вникать в процесс обучения своих детей. Это дело школы, так они рассуждали. Во-вторых, родители не понимали, с какой стати они должны были тратить деньги на сомнительные эксперименты с какими-то там новомодными методиками обучения. И наконец, потребители за те несколько секунд, которые обычно отводятся на принятие решения о покупке, просто не могли уяснить, чем диски Пола лучше других подобных. Плотно укутанный в кокон устоявшихся привычек и представлений потребитель не замечал ни рекламных листовок Пола, ни его продукта на магазинных стеллажах. «Коконисты» воспринимали разного рода новинки и предложения лишь как очередную попытку психологического давления на них в мире, и так уже перенасыщенном рекламой.
ЛИЦОМ К ЛИЦУ
Способ решения проблемы уже существовал, но Пол ничего о нем не знал. Он не понимал, что все, что ему было нужно — это обратиться к личным продажам. Полу нужны были люди, которые могли бы наладить контакт непосредственно с потребителем, обладали бы навыками удерживать внимание, завоевывать доверие, могли бы во всех деталях разъяснить преимущества новой технологии. Словом, ему был нужен устный маркетинг.
Мир классического бизнеса не мог предложить стратегии выдачи персональных рекомендаций лицом к лицу с потребителем. Маркетологи-традиционалисты рассматривали изустное стимулирование сбыта как следствие хорошей рекламы, а не как самоценную рекламную стратегию. Они полагали, что правильно организованная рекламная компания порождает молву, притом что сама молва, подобно погоде, является вещью непредсказуемой и неуправляемой.
Со своей стороны, сетевики относятся к устному маркетингу как к науке. Они знают, что при условии целенаправленной работы с применением ряда хорошо известных принципов молва может формироваться и постоянно поддерживаться с достижением надежных и часто весьма прибыльных результатов. Собственно, именно этим сетевики и зарабатывают себе на жизнь. В обычных условиях Полу понадобились бы годы на то, чтобы только узнать о существовании многоуровневого маркетинга. И стоило этому однажды случиться, он наверняка стал бы самым горячим сторонником метода.
РУБЕЖ ДИСТРИБУЦИИ
К счастью, ему помог случай. В один из дней 1991 года дистрибьютор компании Amway по имени Дон Хелд вставил в магнитофон кассету и прослушал магнитную версию диска Пола Пилзера. На ленте Пол пытался убедить Энтони Роббинса в том, что в 90-е годы большие деньги следует делать не на бесконечном усовершенствовании конструкции мышеловки, а на использовании более совершенных путей реализации этого убойного механизма.
Для иллюстрации своей мысли Пол воспользовался наглядной аналогией. Он напоминает собеседнику примечательную сцену из фильма «Выпускник», в которой благожелательно настроенный бизнесмен дает Бену (его играет Дастин Хоффман) ценный совет по развитию будущей карьеры. Совет выражается одним словом — «пластмассы». Тогда, в 60-е годы, совет был действительно очень ценным. В те времена хорошие деньги можно было заработать за счет снижения производственных расходов. Большие возможности в этом плане открывались при замене металлических элементов разного рода конструкций пластмассовыми. К 1991 году потенциал этого подхода был в значительной степени исчерпан.
Поясняя свою мысль, Пол отмечал, что развитие производственных технологий привело к тому, что доля производственных затрат в розничной цене товаров снизилась до 20% и менее. Возможностей для дальнейшего сокращения затрат производства практически не оставалось. С другой стороны, издержки сбыта в цене единицы продукции соответственно составляли колоссальную долю в 80%. Простор для снижения издержек обращения очевиден. А посему, разъяснял Пол, наибольшие перспективы обещает сегодня поиск менее затратных способов дистрибуции.
ВЫХОД НА МЛМ
Пол не знал тогда, что один из лучших путей снижения издержек обращения предлагается сетевым маркетингом. В отличие от обычного торгового персонала, МЛМ-дистрибьюторы не пользуются никакими иными источниками оплаты труда, кроме комиссионных. Проводимая ими устная реклама способна более эффективно проникать на рынки, чем привычные многомиллионные рекламные кампании, и при этом обходится производителю чуть ли не бесплатно.
Несмотря на все свои регалии популярного автора, президентского советника, профессора экономики и предпринимателя, Пол оставался в неведении относительно всех этих красноречивых фактов. Да, до сей поры он даже не слышал о существовании сетевого маркетинга. Что касается Дона Хелда, то, слушая запись, он немедленно выстроил в уме логическую цепочку.
«Он говорил, что большая прибыль кроется сегодня в дистрибуции, — вспоминает Дон. — Как только я это услышал, то сказал себе: «Господи, ведь именно этим мы и занимаемся!» Дон выяснил координаты известного экономиста и пригласил его выступить на предстоящей общей конференции Amway.
АМЕРИКАНСКИЙ ПУТЬ
Понятно, что Пол Зейн Пилзер и названия-то такого не слышал — Amway. А между тем компания с 1959 года исподволь революционизировала американский бизнес. В тот год два друга, знакомых еще со времен общего детства, прошедшего в городке Гранд-Рапидс в штате Мичиган, Рич ДеВос и Джей Ван Эндел, уволились из Nutrilite Products, Inc. Каждый из них успел неплохо заработать на распространении витаминов и минеральных добавок для первой многоуровневой компании Карла Ренборга. В конце концов друзья решили, что смогут добиться большего, если заведут свой бизнес. Воспользовавшись усовершенствованным вариантом разработанной Ренборгом системы оплаты, ДеВос и Ван Эндел основали собственную компанию и назвали ее Amway Corporation.
Служившие в годы Второй мировой войны в военно-воздушных силах ДеВос и Ван Эндел были горячими патриотами. Были они и глубоко верующими христианами, воспитанными в строгих традициях протестантства, с которыми их предки в числе первых переселенцев некогда прибыли в Америку из Голландии. С самого начала партнеры решили, что Amway станет воплощением и проводником исконных американских ценностей. Само ее название является аббревиатурой от словосочетания Американский Путь (American Way). Общие конференции Amway, призванные мотивировать и поднимать боевой дух сотрудников и продавцов, и по сей день открываются и завершаются совместным пением «God Bless America» и «The Star Spangled Banner» перед развевающимся на гигантском видеоэкране флагом США. Армия дистрибьюторов составлена преимущественно из людей, регулярно посещающих церковь. Бог, страна и многоуровневый маркетинг нашли свое счастливое сочетание в общей философии Amway.
ВПЕРЕД, В НЕВЕДОМОЕ
Рецепт Amway оказался на удивление удачным. То, что начиналось скромным бизнесом по продаже универсального чистящего средства против всех видов органического загрязнения под маркой Frisk, выросло до транснациональной корпорации с оборотом 5,7 миллиарда долларов, с тремя миллионами независимых дистрибьюторов по всему миру, распространяющими более 6500 различных товаров и услуг, и одним из самых больших сайтов розничной торговли в Интернете. Только исследовательские и производственные подразделения Amway занимают восемьдесят зданий общей площадью 4,2 миллиона квадратных футов. ДеВос и Ван Эндел постоянно фигурируют в ежегодно публикуемых журналами «Fortune» и «Forbes» списках самых состоятельных людей Америки.
Когда Пол дал согласие выступить на первой для себя конференции Amway, ничего этого он не знал. Для него речь шла лишь об еще одном собрании в бесконечной череде множества других; он и не подозревал, что делает первый шаг в долгом путешествии, которое однажды, на пороге смены тысячелетий, приведет его на передний край инновационных технологий. Он отправлялся туда, куда ни один «серьезный» экономист до него не проникал. Если бы первые профессора Пола по Уортоновской школе бизнеса узнали, что он намеревался сделать, то, несомненно, осуждающе нахмурили бы брови. Впрочем, они же наверняка изумились бы тем головокружительным возможностям, которые вот-вот должны были открыться перед их учеником.
ГЛАВА 8 МАГИСТРАЛЬ ДИСТРИБУЦИИ
Едва прибыв в конгресс-центр Amway в Сент-Луисе с намерением дебютировать в качестве оратора перед аудиторией компании, Пол Пилзер испытал немалое смущение. Аудитория в 3500 человек пребывала в состоянии лихорадочного возбуждения. Оживленные разговоры, обмен рекомендациями, обсуждение вечернего концерта звезды вестернов Кристала Гейла превращали собрание в напряженно гудящий улей. «Я был несколько обескуражен, — признается Пол. — Я задавался вопросом, как эти люди станут реагировать на то, что какой-то профессор экономики намерен лишить их своей скучной лекцией предвкушения замечательного субботнего вечера? Не забросают ли помидорами и не погонят ли прочь со сцены неодобрительными выкриками и свистом, подобно разгневанным завсегдатаям варьете?»
Такой исход, учитывая буйный настрой присутствующих, не казался Полу столь уж невероятным. Однако вскоре после того, как он взошел на подиум, Пол почувствовал, что его опасения беспочвенны.
Прежде неистовая толпа каким-то волшебным образом вся обратилась во внимание. «Когда я поднялся на сцену, — вспоминает Пол, — свет в зале сделали немного ярче, и присутствующие все как один взяли в руки ручки и блокноты с явным намерением делать пометки. Эти люди вдруг сделались очень серьезны. Я с облегчением почувствовал себя, словно перед столь привычной мне студенческой аудиторией накануне экзаменов».