В книге «Суверенная личность» ее авторы, специалисты по экономическому прогнозированию, Джеймс Дейл Дэвидсон и лорд Уильям Рис-Могг предсказывают, что в XXI веке люди станут свидетелями «смерти работы» в том виде, какой мы ее знаем сегодня. Только в относительно недавнем прошлом, отмечают авторы, слово «работа» превратилось практически в синоним пожизненной занятости. Более ранними поколениями термин воспринимался как единовременное рабочее задание, для выполнения которого человек и нанимался работодателем. Так, кузнец мог подрядиться подковать лошадь, швея — быть нанятой для пошива платья. Но никто из них не рассчитывал, что эта работа продлится всю жизнь. Никто не рассчитывал на медицинскую страховку, пенсию или золотые часы к Рождеству. «До наступления индустриальной эры, — пишут Дэвидсон и Рис-Могг, — постоянная занятость была явлением крайне редким».
Авторы предсказывают, что в Информационную Эру слово «работа» вновь обретет свое прежнеезначение. Им будет определяться вполне конкретное рабочее задание, ограниченное рамками срока исполнения. Дэвидсон и Рис-Могг отмечают, в частности, что такая крупная корпорация, как AT&T, уже ликвидировала все постоянные рабочие места и должности, и всякое положение, которое занимает в ней человек, рассматривается только как временное.
Бывший министр труда Роберт Рейх полагает, что уже сегодня 20% рабочей силы в США относится к категории самостоятельно занятых. Если Дэвидсон и Рис-Могг не ошибаются в своих прогнозах, то в предстоящие годы этот показатель может приблизиться к 100%.
КОНЕЦ ПЕНСИЯМ
У первых поселенцев был только один верный способ обеспечить себе надежную и комфортную старость — завести собственный бизнес, обычно фермерский, который и приносил владельцу доход до самой его смерти. Пионерам Информационной Эры предстоит иметь дело со сходной ситуацией. Лишенные возможности безмятежно коротать свой век на пенсионное пособие от фирмы или государства люди будут вынуждены создавать собственный устойчивый, саморазвивающийся бизнес.
|
Самостоятельные работники по контракту не имеют права на получение корпоративной пенсии. В XXI веке они почти наверняка лишатся перспектив и на пенсионное обеспечение со стороны государства. Пенсионные схемы, подобные той, что формируют систему социального страхования и построенные по принципу налоговых взносов и последующих выплат, изжили себя. Никто уже не может позволить себе уплату налоговых сумм, которые обеспечили бы действие этих схем. Некоторые продолжают возлагать надежды на возможность официального зачета налоговых взносов по социальному страхованию в планах личного пенсионного фонда, инвестируемого в рынки акций и облигаций. Но эти рынки подвержены подъемам и спадам. Один значительный спад — и вы можете распрощаться со своей пенсией.
Даже если государство решится умыть руки и позволит людям самостоятельно распоряжаться своими деньгами, скажем, помещая их на счета в банках, многим все равно не удастся обеспечить себя достаточными суммами на старость. При нынешних темпах инфляции и процентных ставках по вкладам сегодняшнему сорокалетнему американцу придется оторвать от себя по крайней мере три миллиона долларов, если он хочет наслаждаться в период «золотого возраста» комфортным стилем жизни представителя среднего класса. Много ли семей, причисляемых к среднему классу и способных сэкономить три миллиона долларов, вы знаете?
|
КИБЕРПЕРЕХОД
В XIX веке миллионы переселенцев самостоятельно прибыли к рубежам новой жизни в приобретенных на последние сбережения крытых конных фургонах. Сегодня рубежи будущей жизни надвигаются на нас помимо нашей воли. Всякому современному человеку — хочет он того или нет — придется приноравливаться к жизни в условиях киберэкономики. Насколько сытно и благополучно мы будем жить в предстоящие годы, полностью завит от того, насколько быстро мы осознаем неизбежное, насколько энергично начнем продвигаться к самообеспеченности. Жизнь на этапе киберперехода не обещает быть легкой, нас ждут годы, исполненные тяжкого труда, ожесточенной конкуренции, риска, страхов и неопределенности. Но как наши славные предки-пионеры сколотили в итоге состояния на Диком Западе, так и мы сегодня имеем перед собой яркую перспективу благополучия и процветания, перспективу использования путей и инструментов, о которой невозможно было и помыслить в уходящем в прошлое корпоративном мире.
Эксперты давно предсказывают, что XXI век станет веком наслаждения. Интернет, подобно рогу изобилия, изливающий потоки индивидуализированных услуг, будет обеспечивать исполнение любых потребительских прихотей. Так оно и будет. Однако это наслаждение людям предстоит отрабатывать в поте лица своего, принимая верные решения. Наша жизнь в предстоящие годы будет в огромной степени определяться сделанным уже сегодня выбором, той стратегией, которая будет нами избрана для построения собственного бизнеса в духе Информационной Эры. И те из нас, кто выберет сетевой маркетинг, безусловно, сделают гигантский шаг в правильном направлении.
|
ГЛАВА 2
ПРИНЦИП РЫЧАГА
«Дайте мне точку опоры, — говорил Архимед, — и переверну Землю». Величайший из древнегреческих математиков, конечно же, имел в виду силу рычага, то, что если бы имел надежное основание, плечо рычага достаточной длины и место для помещения своего устройства, то смог бы сдвинуть саму нашу планету примерно так же, как фермер убирает тяжелый камень со своего поля.
Рычаг — одно из древнейших известных человеку приспособлений. Он позволяет рабочему поднимать тяжести, во много раз превосходящие вес его собственного тела. В мире бизнеса Принцип Рычага дает возможность достигать еще более удивительных результатов. Руководитель компании включает в действие принцип рычага (левередж), привлекая заемные средства и расширяя за счет этого объем собственных операций, повышая курс акций компании и увеличивая ее прибыль значительно более быстрыми темпами, чем было бы возможно, используй он одни лишь ресурсы движения денежной наличности. Менеджер задействует левередж, передавая работникам выполнение трудовых заданий, тем самым многократно умножая эффективность собственных усилий. «Я бы предпочел один процент от усилий сотни других щей, — говаривал нефтяной магнат и миллиардер Пол Гетти, — чем сто процентов моих собственных усилий».
Гетти знал, о чем говорит. Ни одному человеку не хватит ни времени, ни энергии на создание в одиночку успешно развивающегося бизнеса. Успех предпринимателя напрямую зависит от объема левереджа, который он способен пустить в дело. И тут самое время вспомнить о сетевом маркетинге. Эта система специально разработана для того, чтобы дать самым обычным людям возможность воспользоваться колоссальным левереджем (гигантским плечом рычага и, соответственно, его огромной подъемной силой).
НАЧАЛО
Первыми американцами, применившими на практике метод левереджной, или «рычажной», торговли, были коренные обитатели континента — индейцы. К большой для себя выгоде они пользовались Принципом Рычага как в торговле между собой, так и в коммерческих сделках с белым человеком. Так, агенты канадской Hudson's Bay Company обнаружили, что индейцы, у которых они закупали мех бобров, задействовали при операциях своего рода франчайзинговую систему. Вместо того чтобы контактировать с англичанами время от времени и один на один, индейцы прибывали в факторию целой флотилией каноэ один раз в год. Флотилией командовал человек, специально выбранный для этого за свое умение вести переговоры. Этот коммерческий начальник назначал плату, которую остальные индейцы должны были внести за право присоединиться к флотилии, то есть они должны были сделать франчайзинговый платеж, обычно равнявшийся одной бобровой шкурке с каноэ. Взамен индейцы пользовались всеми преимуществами принадлежности к экономически мощной группе, компетентной и способной вести торговые сделки.
СИЛА - В ЕДИНСТВЕ
Сила индейского торгового союза выражалась в его способности навязывать белому человеку ту цену, которая индейцев устраивала. Например, цена бобровой шкурки на лондонском рынке мехов снизилась с 20 шиллингов в 1785 году до десяти в 1793 году. Естественно, что белые торговцы в Северной Америке пытались компенсировать это снижение цен уменьшением сумм, выплачиваемым за каждую шкурку местным поставщикам. Однако индейцы продолжали предлагать свой товар по прежней цене.
«Если они считали, что три бобровые шкурки стоят одного топора, то переубедить их было невозможно», — говорит профессор Абрахам Ротстейн из Университета Торонто. Согласно Ротстейну, цены пограничной торговли тридцатью пятью видами товара оставались практически неизменными в течение более ста лет. Неважно, насколько значительно колебалась стоимость товаров на лондонских рынках, — индейцы просто не соглашались ни на какое изменение цены. И поскольку индейцы пользовались Принципом Рычага, то есть вели коллективный торг через коммерческий «франчайзинг», у них доставало силы настоять на своем.
ЯНКИ-КОРОБЕЙНИКИ
Впрочем, белые торговцы тоже умели воспользоваться левереджем. Крупнейшие конгломераты, вроде Hudson's Bay Company или John Jacob Astor's American Fur Company (торговля мехами), все решительнее пробивали себе дорогу в Северной Америке и добивались наиболее благоприятных условий сделок в первую очередь благодаря собственным размерам. По мере того как численность и сила белого населения нарастали, индейцы утрачивали свой вес и были в конце концов окончательно вытеснены из бизнеса.
В этот период зарождалась новая экономика, особенностью которой являлось то, что колонисты приобретали товары у «янки-коробейников», коммивояжеров, неустанно шагавших пешком и колесивших на повозках по дорогам Америки. Коробейники процветали в течение достаточно долгого времени. Однако ими никак не использовался левередж, и каждый полагался только на самого себя и свои силы. Соответственно, у янки-коробейников было мало шансов удержаться на плаву после того, как оптовые торговцы начали использовать Принцип Рычага, а также возникшими в 40-х годах XIX века новыми возможностями железных дорог и системы судоходных каналов для поставки товаров напрямую владельцам магазинов. Новая система распространения товаров пришла на смену усилиям торговцев-одиночек, вследствие чего те практически исчезли в Америке.
РЕВОЛЮЦИЯ ПРЯМЫХ ПРОДАЖ
Только приняв на вооружение Принцип Рычага, бродячие торговцы вновь обрели достаточно устойчивые позиции в торговом бизнесе. Новый тип продавца возник в конце XIX — начале XX века. Подобно своему бродячему предшественнику, он работал на самого себя, однако продавал продукты признанных в стране марок. Именно в этот период среди прочих во всю мощь развернулись такие легендарные в наши дни производители, как Avon Products, Fuller Brush Company и Electrolux, торгуя парфюмерией, щетками и пылесосами буквально переходя от одной двери к другой. Эти гиганты получили наименование компаний прямых продаж, так как работали не столько с магазинами и крупными универмагами, сколько непосредственно с реальным потребителем.
Для производителя такой способ реализации имел то преимущество, что продукция доставлялась прямо в руки покупателя, а не пылилась на магазинных полках, теряясь в бесконечном ряду сотен других товаров. Продавец же пользовался оптовой скидкой, предоставляемой сбытовой сетью, получал собственную территорию для работы и опирался на репутацию уважаемой марки. Когда на пороге дома появлялась дама Avon или джентльмен от Fuller Brush, потребитель мог быть уверен в качестве предлагаемых
ему изделий.
При прямых продажах торговый агент, как и торговец-индеец до него, пользовался левереджем от работы в рамках сети. Этот новый способ реализации продуктов распространялся со скоростью степного пожара. «В 1920 году в торговле вразнос было занято по крайней мере 200 тысяч человек, — пишет в своей книге «Харизматический капитализм» ее автор, профессор кафедры менеджмента Калифорнийского университета Николь Вулси Биггарт, — что вдвое больше, чем было в 1900 году».
ЛОВУШКА ВРЕМЕНИ
И все же левередж агента прямых продаж был ограничен. Человек оказывался в тисках временных ограничений. Он мог продать лишь столько щеток от Fuller и столько пылесосов Electrolux, сколько возможно было продать за дневные часы. Доход был ограничен количеством отработанных часов. Пока торговец расходовал физическую энергию в хождении от двери к двери и разговорах с домовладельцами, он зарабатывал деньги. Как только он прекращал работать — скажем, прерываясь на еду или сон, посвящая воскресенье общению с семьей или просто пытаясь справиться с неожиданной простудой, — заработанные суммы начинали таять. И горе тому, кто получал физическую травму или иным образом подрывал здоровье. Его доходы сокращались пропорционально степени утраты трудоспособности.
Одним словом, прежний агент прямых продаж получал линейный доход, то есть деньги в обмен на время. В сущности, такой тип дохода имеют большинство людей, и это отнюдь не худший способ зарабатывать на жизнь. Врачи, юристы, бухгалтеры совсем неплохо существуют, пользуясь плодами этого типа дохода. Но левередж здесь отсутствует. Независимо от размера получаемого линейного дохода, вам не избежать борьбы с самим собой и определенных физических действий — отстаивания ли позиции клиента в суде, осмотра ли пациентов или составления балансового отчета — в обмен на всякий цент, что попадает в ваш карман. Вы по-прежнему остаетесь связанным сорокачасовой рабочей неделей. Ваш доход никогда не превысит пределов некой суммы, определяемой количеством часов, которые вы можете посвятить работе.
ОСТАТОЧНЫЙ ДОХОД
Единственным видом дохода, обеспечивающим настоящий левередж, является остаточный доход. Это те деньги, которые еще долго продолжают поступать к вам после того, как работа завершена. Это те деньги, которые поступают к авторам бестселлеров и эстрадных хитов в виде роялти (см. словарь в конце книги), деньги, которые получают инвесторы и владельцы собственного бизнеса в виде дивидендов по принадлежащим им акциям. Стоит вам однажды обеспечить себе канал поступления остаточного дохода, и он станет работать на вас, даже если вы решите отойти на годик от дел и вволю понежиться на пляже.
Великие состояния возникают только на базе остаточного дохода. К сожалению, на ранних этапах прямые продажи были не способны обеспечить дистрибьюторов подобным преимуществом. Тысячи потенциальных героев Хорэйшио Алджера в 20-е и 30-е годы XX века продолжали обивать пороги домов по всей Америке. Но лишь тем из них, кто в конце концов разочаровался в своем ремесле и основал собственный бизнес, удалось достичь настоящей финансовой свободы. Ощущалась потребность в новом типе работы, в которой сочетались бы доступность прямых продаж и остаточный доход по-настоящему самостоятельного бизнеса. И потребность эта вскоре будет удовлетворена, причем совершенно замечательным образом.
ГЛАВА 3 МНОГОУРОВНЕВОЕ РЕШЕНИЕ
Большинство экспертов сходятся во мнении, что Карл Ренборг был первым предпринимателем, успешно реализовавшим на практике программу сетевого маркетинга. Другие компании до него лишь робко заигрывали с подобными методами. Еще в 20-е годы ушедшего века некоторые пользовавшиеся прямыми продажами фирмы выплачивали единовременное вознаграждение своим представителям за каждого привлеченного ими нового продавца. Другие даже позволяли торговым агентам взимать в свою пользу процент с общих продаж их рекрута в течение ограниченного периода времени, скажем, в течение первых шестидесяти дней работы новичка. Но, похоже, именно Карл Ренборг был первым, кто наделил продавцов правом взимать комиссионные с их рекрутов на постоянной основе, в результате чего формировался устойчивый поток дохода, не иссякающий до тех пор, пока жив сам бизнес.
А начиналось все в 20-е годы, когда Ренборг в Китае находился в должности зарубежного представителя производителя. В стране разразилась гражданская война, и Ренборг на целый год оказался запертым в колонии иностранцев в Шанхае. Вынужденный вести настоящую борьбу за выживание, он дополнял обычный в этой ситуации рацион из риса и воды супом, который варил из растений, травы с добавлением (да-да!) ржавых гвоздей, которые должны были возмещать недостаток железа в организме.
Приобретенный таким образом опыт явился для Ренборга серьезным уроком по части ценности и необходимости полноценного питания. Вернувшись в Соединенные Штаты, он воспользовался своими знаниями химика для разработки пищевых добавок из люцерны, петрушки, шпината, кресса водяного, моркови и различных витаминов и минералов. В 1934 году Ренборг основал компанию по реализации этой продукции. Первоначально она называлась California Vitamin Company, но позже обрела новое имя — Nutrilite Products, Inc., то самое, которому суждено было войти в анналы истории предпринимательства.