ГЛАВА 4 АЛМАЗНЫЕ РОССЫПИ
Это было много веков назад... Персидский крестьянин завороженно слушал рассказ пожилого странника. В истории речь шла о каких-то неведомых алмазах. По словам странника, алмазы представляли собой «застывшие капли солнечного света», прозрачные камни, настолько ценные, что человек, которому удастся отыскать их залежи, станет богаче любого короля. Крестьянин никогда прежде не слышал об алмазах и теперь загорелся страстным желанием непременно заполучить столь удивительное сокровище.
Крестьянин был далеко не бедным человеком и владел многими полями и фруктовыми садами. Однако стоило ему услышать про алмазы, как он почувствовал себя бедняком. Единственное, чего он теперь жаждал, было ему недоступно. Мысль о том, что все эти несметные сокровища таятся где-то в земле никем не обнаруженные, лишала крестьянина сна. Не в силах больше выносить этих мук, он продал наконец всю свою землю и отправился на поиски волшебного камня. Он пересек Африку, Палестину и Европу. Наконец наш бывший крестьянин прибыл в Испанию разочаровавшимся, постаревшим, одетым в лохмотья бродягой. Убитый свалившимися на него испытаниями, смирившийся с бесплодностью своих усилий, он бросился в волны океана и утонул. Ни разу за все время своего долгого путешествия ему так и не удалось увидеть ни отблеска хоть одного-единственного алмаза.
А между тем человек, купивший поля крестьянина, сделал потрясающее открытие. На собственной земле он обнаружил алмаз, вкрапленный в черный камень. В ходе дальнейших поисков было выяснено, что в недрах участка таятся поистине несметные сокровища. Со временем некогда скромная ферма обрела известность как богатейшее месторождение алмазов Голконды*. Вот если бы алчный крестьянин не поддался своему безумному порыву и остался дома!.. Сокровище, которое так его притягивало, однажды оказалось бы в его руках.
|
ПОТАЕННОЕ СОКРОВИЩЕ
Рассказанная нами история была взята на вооружение доктором Расселом Конвеллом, священником, просветителем, героем Гражданской войны и одним из самых талантливых проповедников Америки. До самой свой кончины в 1925 году Конвелл неустанно колесил по стране, призывая аудиторию раскрыть глаза и узреть те возможности, что простираются перед всяким человеком. Предостерегая от бегства в большие города, Конвелл предлагал слушателям не суетиться и настойчиво извлекать максимум возможного из того, что было в их собственных городках.
* Голконда - государство в Индии, на Декане, в XVI-XVII веках.
Лекция «Алмазные россыпи» была прочитана Конвеллом около шести тысяч раз и сделала ее автора самым авторитетным и почитаемым оратором того времени.
«А я вам говорю, что свои алмазные россыпи вы найдете там, где живете, то есть прямо у вас в Филадельфии, — говорил Конвелл своей филадельфийской аудитории. — Из 107 обладателей капитала в 10 и более миллионов долларов (в 1889 году) 67 сколотили свое состояние в городах с населением менее трех с половиной тысяч жителей... Не так важно, где вы находитесь, важно — что вы собой представляете... Если вы не можете разбогатеть в Филадельфии, то наверняка не сможете сделать этого и в Нью-Йорке».
Конвелл был уверен, что потенциал успеха кроется в нас самих и не определяется ни нашим окружением, ни обстоятельствами. Спустя семьдесят пять лет после смерти Конвелла его слова обретают особую актуальность в условиях нарождающегося Информационного Общества. Реальные возможности достижения успеха теперь ждут нас прямо по соседству, в домашнем рабочем кабинете, в персональном компьютере на столе. Впрочем, наблюдая за поведением большинства людей, вряд ли кому-то удастся отметить этот факт. В подавляющем большинстве мы безвольно и со все нарастающим ужасом созерцаем Смерть Работы. Будущее представляется нам высокотехнологичной пустыней, где рабочие места будут доступны только представителям элиты, обладающей высшей профессиональной квалификацией. А между тем истина как раз в обратном. Усвоившим урок Конвелла Революция Четвертой Волны сулит россыпи тех самых легендарных алмазов, и сегодня они сокрыты буквально под носом у каждого из нас.
|
СКУДОСТЬ МЫСЛИ
Лайзе Уилбер пришлось постигать высказанную Конвеллом мудрость не самым простым способом. Если помните, мы оставили ее плачущей в трейлере сразу после того, как последние 46 долларов были отданы в погашение долга представителю электрической компании. Жалость к себе превратилась для Лайзы в постоянного спутника жизни. Подобно крестьянину из лекций Конвелла, она считала себя бедной и с этой мыслью просуществовала большую часть жизни. Ее отец был уборщиком, а мать — секретаршей. Эти люди самоотверженно трудились, и благодаря этому им удавалось обеспечить детей едой и крышей над головой. Но страстное стремление Лайзы к шикарной и беззаботной жизни не могло реализоваться в стенах отцовского дома.
|
Журналы и телевидение только разжигали ее аппетит. Она могла бесконечно долго зачарованно следить за перипетиями и интригами, еженедельно разворачивающимися в экранном мире героев «Далласа» и «Династии». В доме родителей Лайза могла часами листать иллюстрированные книжки о семействе Кеннеди: роскошные дома, машины и яхты, загорелые лица взрослых, ухоженные счастливые дети, неспешный послеобеденный отдых на лужайке фамильного поместья. Как же далеко все это было от серых будней ее собственного прозябания в сельской глуши Массачусетса!
А ведь где-то существует совершенно иной мир, говорила себе Лайза, мир больших возможностей и столь же больших денег. Она поклялась, что однажды непременно приобщится к этому волшебному миру. А пока что ее жизнь была лишь бесцветной чередой работы по дому и выполнения школьных заданий. Единственным светлым пятном становились те редкие и совершенно особенные моменты, когда в ответ на звонок мать открывала дверь, и знакомый голос возвещал с порога о появлении дамы Avon.
МЕЧТА О БОГАТСТВЕ
«Еще маленькой девочкой, — вспоминает Лайза, — я мечтала о том, чтобы стать дамой Avon».
Как и восхищавшие Лайзу персонажи «Далласа» и «Династии», дама Avon представлялась человеком из мира денег и коммерции. Одетая в строгий костюм, плотно облегавший ее фигуру, женщина открывала кейс с образцами и немедленно переходила к делу. «Она приходила не для болтовни, — снова вспоминает Лайза. — Нет, она приходила делать свою работу. • Это была настоящая бизнес-леди. Истинный профессионал. Ее манера вести дела завораживала, и я смотрела на нее с благоговением».
Лайзе страстно хотелось с такой же легкостью и уверенностью прокладывать собственный путь в океане бизнеса. Компания Avon Products представлялась ей некой волшебной силой, доброй феей, способной перенести ее в более совершенный мир. Лайзе нравилась и сама продукция. Первая в ее жизни губная помада была выбрана по каталогу Avon. Знала она и о том, что компания имеет многомиллиардный оборот, а история ее начиналась в далеком 1886 году. Прочная репутация «голубой фишки» вызывала ассоциации с деньгами, властью и высоким статусом — именно с теми тремя вещами, которые привлекали Лайзу больше всего. Если только ей удастся стать дамой Avon, часто думала девушка, возможно, часть всего этого богатства перейдет к ней самой.
ВНУТРЕННИЕ ОГРАНИЧИТЕЛИ
Деловой инстинкт не подвел Лайзу. Несмотря на то, что Avon Products является одной из старейших американских корпораций, будущее действительно за ней и ей подобными. Приверженность прямым продажам, которую компания одной из первых стала проявлять еще в 1886 году, только сейчас начинала приносить реальные доходы. В воздухе запахло экономической революцией, и Лайзе суждено было сыграть в грядущем перевороте свою роль.
Впрочем, сначала ей предстояло справиться с собственными предрассудками. Лайза должна была, во-первых, усвоить урок «алмазных россыпей». Как и алчный крестьянин из истории Конвелла, она не хотела довольствоваться теми возможностями, которые и так были у нее под рукой. Ее беспокойный дух постоянно стремился к чему-то лучшему, более простому и более быстрому. Соответственно, Лайза не была внутренне подготовлена к тому, чтобы добиться успеха в своем бизнесе, связанном с продукцией
Avon.
Лайза начала сотрудничать с Avon, когда ей было только восемнадцать. И, как случалось и прежде с большинством тех занятий, что она уже успела перепробовать, интригующий эффект новизны вскоре испарился. Реализация продукции Avon не представлялась ей больше бизнесом, способным принести те
деньги, о которых она мечтала. Год за годом она занималась продажами на условиях неполного рабочего дня. Дело так и не стало предметом ее безраздельного внимания, и, соответственно, Лайза никогда не зарабатывала больше нескольких сотен долларов в месяц. Большая часть ее времени и энергии уходила на поиск других путей и способов выживания.
ИЗЪЕЗЖЕННЫЕ ПУТИ
Поиски мифического ларца с золотом заставили Лайзу пройти многими избитыми, но бесплодными путями. В полной уверенности, что для успеха ей понадобятся специальные знания, Лайза прослушала два курса лекций и защитила дипломы по менеджменту и компьютерной обработке данных. Убежденная в том, что почасовая оплата является наиболее надежной формой дохода, Лайза обеспечивала себе пропитание, хватаясь за любую случайную работу: от уборки квартир до работы официанткой. Когда становилось совсем невмоготу, она искала спасения в странствиях. Лайзу носило по свету вдоль и поперек, от Миссисипи до Южной Каролины и острова Гуам.
Вследствие всех этих метаний бизнес Лайзы с продукцией Avon угас. В ее рваном графике практически не оставалось времени для продаж. Частые путешествия не способствовали сохранению клиентуры. Амбиций у Лайзы всегда было в избытке, и трудности никогда ее не смущали. Однако ее энергия оказалась распыленной, направленной на десятки дел одновременно. Как и неумный крестьянин из рассказанной выше истории, куда бы ни забрасывала ее судьба, Лайза лишь боролась и всякий раз преодолевала все новые препятствия.
ТЯЖЕЛЫЕ ВРЕМЕНА
Ребенком Лайза часто ощущала себя бедной. Впрочем, ее понимание бедности практически не выходило за рамки осознания того факта, что ее платья более дешевы, чем у подружек по летнему лагерю. Только когда Лайза оставила родительский дом, ей стало наконец ясно, что значит быть без гроша. В городке Чарлстон в Южной Каролине она три месяца прожила без света и горячей воды, не оплатив вовремя счет электрической компании. Лайза постоянно чувствовала себя обессилевшей. Работа, учеба и Avon заставляли ее крутиться, как заведенной, с раннего утра до позднего вечера. Как-то работая допоздна в мини-маркете, она уснула прямо на кассе, благо клиентов в этот час в магазине не было. Район пользовался настолько дурной репутацией, что, увидев ее через витрину спящей, патруль предпочел вызвать подкрепление, и полицейские окружили магазин с револьверами наготове, уже не надеясь застать ее живой.
«Едва ли был хоть один вечер, когда я не говорила бы себе, что больше так не могу, — вспоминает Лайза. — Слава Богу, мне ни разу не пришлось поступиться своими принципами. Да, порой работа была неприятной, даже неприглядной, но по крайней мере мне не приходилось делать что-либо противозаконное».
КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ
Неполная занятость. Да, именно так называется положение, в котором оказалась Лайза. Сколь бы напряженно она ни работала, заработать достаточно денег все равно не могла. Параллельно с развитием феномена Смерти Работы неполная занятость поражает наше общество со скоростью эпидемии. Все
большее число людей пытаются компенсировать утрату постоянного места работы несколькими подработками, на которых заняты неполный рабочий день. Очень скоро они начинают чувствовать себя как белка в колесе. Предельно плотный трудовой график отнимает все их время и энергию, ничего не давая взамен. Любые их усилия не дают никаких шансов на рост. Большинство таких людей мечтают только о том, чтобы вновь найти постоянную работу с нормальным графиком, приличной зарплатой и хорошим пакетом социальных льгот.
К сожалению, с каждым новым годом нового века найти постоянное место работы будет все трудней. В предстоящий период поиск подобной работы будет столь же донкихотским занятием, как для поколения Рассела Конвелла была погоня за золотым тельцом на Клондайке. Конвелл призывал своих современников забыть про блеск золота и вместо этого занять себя более прагматичными вещами. В скором будущем появится новое поколение конвеллов, которое будет предлагать тот же совет охотникам за рабочими местами Информационной Эры. Эти дальновидные люди будут призывать нас отказаться от романтической и просто безрассудной надежды на получение хорошей работы, прекратить тратить драгоценное время на резюме и интервью с работодателями и заняться лучше достижением более реальной цели, а именно — возведением фундамента будущего самовозобновляемого остаточного дохода.
В ТУПИКЕ
Как и большинство не обладающих полной занятостью людей, Лайза мечтала только о хорошей работе. И в конце концов ее мечта исполнилась. После возвращения в Новую Англию ей удалось устроиться секретаршей в компьютерную фирму в Нью-Гэмпшире, всего в нескольких часах езды от того места, где Лайза выросла. На новой работе ей платили зарплату, которую теперь Лайза воспринимала как невероятно высокую — 20 тысяч долларов в год. Два года спустя девушка вышла замуж, и, казалось, судьба наконец стала ей благоволить.
Однако с таким трудом обретенное счастье базировалось на весьма шатком основании. Лайза не отдавала себе отчета, что Смерть Работы уже уверенно шествовала по стране. Беда пришла без предупреждения черед две недели после свадьбы. В тот день ничего не подозревающая Лайза пришла на работу и узнала, что весь ее отдел в полном составе расформирован.
«Я проплакала всю обратную дорогу, — вспоминает Лайза. — Все мои бывшие сослуживцы заливались слезами. Я любила свою работу. Компания полностью оплачивала любое медицинское обслуживание, включая стоматологическое. У меня не было ни малейшего представления о том, что делать дальше».
Муж зарабатывал на пропитание рубкой дров, и его денег едва хватало на то, чтобы как-то прожить. В конце 80-х с работой в Новой Англии было совсем плохо. Страницы газет и телевизионные передачи были полны материалами о тяжелых временах и экономическом спаде. После стольких лет нужды и борьбы за выживание Лайза отказывалась верить, что в очередной раз оказалась без гроша за душой. Вернувшись домой, она впала в полное отчаяние, буквально выла и каталась по полу своего трейлера перед глазами ошарашенного мужа. «У меня была самая настоящая истерика, — признает Лайза. — Очень стыдно, но именно таким было мое тогдашнее состояние».
НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА
Как это часто бывает, Лайза видела лишь дырку от бублика, но не сам бублик. Все, что она видела перед собой, — это бедность, экономический спад, неоплаченные счета, захламленную стоянку трейлеров и мужа, едва зарабатывающего на жизнь. Лайза вспоминала о своих путешествиях по стране и понимала, что ее метания были напрасными. Подобно тому крестьянину из притчи, она исколесила огромные территории, прошла по каждой тропинке, что перед ней открывалась. Но, казалось, сам Господь Бог всякий раз возводил на ее пути непреодолимые препятствия. Не удивительно, что в тот горький для себя день Лайза каталась и каталась по полу, судорожно заламывая руки и в исступлении пиная ногами жалкий семейный скарб. Не удивительно, что она рыдала так, словно жизнь на этом кончилась. На самом же деле жизнь только начиналась. В тот момент она еще не сознавала, что «алмазные россыпи» — рядом. Все, что оставалось сделать — это распахнуть глаза и увидеть их.
ГЛАВА 5 ЧЕТЫРЕ ВОЛНЫ
Старый добрый Запад открывал перед пионерами-первопроходцами сказочные возможности в виде обширных земельных пространств, которые можно было заполучить при минимальных денежных затратах, а порой и вообще бесплатно. Иной, но оттого не менее ценный ресурс оказывается в распоряжении человека на этапе киберперехода, а именно — неограниченный доступ к формированию остаточного дохода. Именно этот ресурс во всем его несметном объеме ожидал благосклонного внимания со стороны Лайзы Уилбер.
Сама того не сознавая, Лайза обладала двумя очевидными преимуществами. Во-первых, поработав с продуктами Avon, она уже приобщилась к готовой схеме успеха, которой предопределена лидирующая роль в Революции Четвертой Волны. Во-вторых, Лайза потеряла работу в тот самый момент, когда эта революция только начала зарождаться. Судьба, таким образом, оказалась к Лайзе благосклонной. Когда девушка открыла для себя сетевой маркетинг, он уже в продолжение более пятидесяти лет последовательно набирал обороты. И только теперь бизнес достигал высшей точки своего развития. Фазы эволюции МЛМ можно условно обозначить следующим образом:
• Первая Волна (1945—1979) — Фаза Подполья;
• Вторая Волна (1980—1989) — Фаза Распространения;
• Третья Волна (1990—1999) — Фаза Массового Рынка;
• Четвертая Волна (2000 и далее) — Универсальная Фаза.
ЖУЛИКИ И РОМАНТИКИ
Начало Первой Волны датируется 1945 годом, когда компания Nutrilite внедрила первый план сетевого маркетинга. Для интересующего нас бизнеса это была, так сказать, фаза Дикого Запада, протекавшая в отсутствие какого-либо регулирующего законодательства или установленных правил игры. Жулики действовали и множились наряду с чистыми романтиками. Компании дерзко и поспешно росли, одни с оглядкой на этические нормы, другие — нет. Одновременно правительство столь же лихорадочно и бессистемно пыталось установить некие рамки активности для МЛМ-компаний, нередко устанавливая правила в процессе самой игры. Конец хаосу Первой Волны был положен в 1979 году. После продолжительного и предельно критичного анализа ситуации Федеральная торговая комиссия постановила, что бизнес Amway Corporation — а соответственно, и сетевой маркетинг в целом — является вполне легитимным и не может быть приравнен к схеме финансовой пирамиды.
Воодушевленная появлением более благоприятного законодательного климата отрасль вступила в следующую фазу своего развития, которую я обозначаю термином «Вторая Волна». Прорыв в компьютерных технологиях позволил предпринимателям создавать компании сетевого маркетинга и управлять их работой непосредственно с терминалов своих компьютеров. Восьмидесятые годы стали периодом беспрецедентного увеличения числа вновь образованных МЛМ-компаний.
БОЛЕЗНИ РОСТА
Однако стремительное распространение в эти годы сетевого маркетинга не проходило ни гладко, ни безболезненно. Вербовщики активно соблазняли новичков обещаниями неограниченных возможностей, но мало кто действительно был готов посвятить бизнесу достаточное количество времени, денег и усилий, чтобы заставить его по-настоящему работать. Среднестатистический агент Джон отдавал делу лишь часть своего времени и часто впадал в уныние, вложив очередную сумму в создание товарного запаса и не имея понятия, как этот запас реализовать. Те, кто хотел заработать на многоуровневом маркетинге капитал, должен был быть суперпродавцом, одаренным предпринимателем, обладать в высшей степени энергичной натурой.
Бывший торговый агент IBM Дон Хелд на своем опыте познал все трудности сетевой работы на этапах Первой и Второй Волны. Начав сетевую работу в 1969 году с Amway, Дон испытывал большие сложности при формировании собственного даунлайна. Ему приходилось не только набирать и- готовить новых дистрибьюторов, но и ежемесячно рассчитывать и от руки заполнять их чеки на комиссионные. Дом площадью 900 квадратных футов*, в котором он жил с женой и шестью детьми, был превращен в настоящий склад. Всякий крупный заказ от даунлайна должен был быть рассортирован, упакован и отправлен по адресу. И все это вручную. Летом, когда дети были свободны от школы, семья в полном составе загружалась в 32-футовую дачу на колесах и, подобно цыганскому табору, колесила по стране, по пути развивая бизнес. «Сетевой маркетинг в те годы был примитивен как фордовская модель «Т», — вспоминает Дон. — Сегодня большинство людей ни за что не стали бы заниматься тем, чем когда-то занимались мы».
У Дона все получилось. Он был по-настоящему заряжен внутренней энергией и упорством, абсолютно необходимыми для того, чтобы преуспеть, невзирая ни на какие препятствия. Через два года работы с Amway на условиях частичной занятости Дон заработал за год 60 тысяч долларов, или в два раза больше, чем получал на основной работе в IBM. Он нашел в
* 1 фунт = 0,3048 метра.
себе силы оставить постоянное место. Еще через пять лет Дон стал миллионером.
Сегодня Дон Хедд ведет вполне размеренную жизнь. Он гораздо меньше времени тратит на работу, посвящая его по большей части досугу. Если он не ловит марлинов или тунца у побережья Флориды со своего 32-футового катера для спортивной рыбалки, то охотится на лосей в лесах Канады или навещает детей и внуков. Дон попеременно живет в одном из своих четырех домов, а когда будет закончено строительство бревенчатого дома в Каскадных горах, то у него появится и пятый. В течение тридцати лет Дон выплачивал взносы и теперь в полной мере пожинает плоды своего труда. Ежегодно его даунлайн в Amway приносит Дону сотни тысяч долларов остаточного дохода. Дон часто задается вопросом, насколько быстрее он смог бы реализовать свои желания, если бы начинал сегодня. «Теперь этим парням все дается куда как легче», — ворчливо отмечает он в итоге.