ПСИХОЛОГИЯ ОСАЖДЕННОЙ КРЕПОСТИ




Переключение с канала на канал — лишь один из способов, которыми современный человек пытается оградить себя от коммерческой рекламы. К вящей тревоге рекламодателей все большее число людей ощущают себя жителями осажденной крепости, ис­полненными решимости дать отпор любым попыткам внешней психологической агрессии. Они вносят по­вышенную абонентскую плату за услуги некоммер­ческих станций кабельного телевидения, отказывают­ся от гарантийного обслуживания, только чтобы их исключили из адресного списка почтовой рекламной рассылки. Они бегут прочь от любых акций по сти­мулированию сбыта, отводят глаза от аннотаций на коробках взятых напрокат видеокассет. Они уничто­жают рекламные материалы, пришедшие по элект­ронной почте, даже не заглядывая в них, устанавли­вают защиту от записи нежелательных сообщений на автоответчик. Почти каждая седьмая американская семья имеет сегодня телефонный номер, не знача­щийся ни в каких справочниках.

Все это элементы той оградительной тенденции, о неизбежном проявлении которой консультант по мар­кетингу Фейт Попкорн предупреждала более десяти лет назад. По словам Попкорн, ошеломленные безум­ным темпом наступления Информационной Эры и порождаемым ею социальным хаосом американцы начинают возводить вокруг себя защитный кокон. Они стремятся обрести тихое и спокойное персональное убежище, в котором смогут смотреть, слышать, чув­ствовать и делать только то, что предпочтут сами. «Возведение кокона сродни замкнутости и самоизоля­ции, — пишет она в своем отчете, — стремление к покою и уюту, потребность в ощущении собственной защищенности и подконтрольности ситуации подобны оболочкам многослойного кокона»..

ШИПЫИ РОЗЫ

Напуганные уличным разбоем, терроризмом, серий­ными маньяками, эпидемией убийств, загрязнением ок­ружающей среды, подавленные движением на дорогах и перегруженные информацией люди, скрывшиеся в сво­ем коконе, ищут покоя самыми разными способами. Некоторые уповают на физические средства защиты своего здоровья и дома. Ф. Попкорн предлагает: «Обра­тите внимание на стремительный рост «параноидаль­ной» индустрии, на все эти охранные системы, сред­ства против несанкционированного проникновения в частную жизнь, системы слежения с выходом на час­тную охрану или немедленный вызов служб экстрен­ной помощи». Попкорн замечает, что резкий скачок продаж оружия женщинам является ярким показате­лем нарастания тенденции к самообособлению. В пос­леднем ее бестселлере «Щелчок», написанном в соав­торстве с Лиз Мериголд, Попкорн пишет: «Сегодня около четырех миллионов американцев проживают на охраняемых территориях. И с каждой неделей общин­ные ограды становятся все длиннее, выше и мощнее».

«Коконисты» пользуются и более изощренными способами контроля и усовершенствования среды обитания. Кто-то насыщает дома «умными» устрой­ствами, доверяя им отпирание дверей, поддержание в помещениях нужного микроклимата, включение света и бытовой техники через заранее заданные програм­мы или с пультов дистанционного управления. Кто-то оборудует ванные как «виртуальный мини-курорт», наделяя функциями сауны, оснащая джакузи и стой­ками для подогрева полотенец. Другие направляют свою энергию на занятие вышивкой, цветоводством и другие столь же традиционные способы плетения кокона. «Предметы антиквариата, которые мысленно переносят нас в мир более размеренного и уютного прошлого, заметно выросли в цене... — пишут Поп­корн и Меригодд в своей книге. — Мы тратим целое состояние (более 25 миллиардов долларов ежегодно) на романтические гроты, посадки глициний... под­земные системы полива ради вечнозеленого газона и другие садово-парковые изыски».

ШОПИНГФОБИЯ

С учетом всех тех усилий, что прилагаются «коконистами» для создания безопасного, покойного и комфортабельного гипергнездышка, логичным выгля­дит их нежелание отказываться от своих привычек вне их собственного мирка. «Когда «коконисты» вы­ходят из дома, они берут свой кокон с собой», — пишут Попкорн и Меригодд. Потому их машины оснащены держателями для чашек с кофе, факсами, телефонами, подушками шиацу и чейнджерами на шесть компакт-дисков. Потому офисы компаний обо­рудованы столовыми, обставлены диванами, в них звучит современная музыка. В магазинах Barnes and Noble посетители имеют возможность выпить в шез­лонге «каппучино» и спокойно пролистать последние новинки книжной торговли.

Но даже эти приманки не обманут настоящего «кокониста», который уверен, что другого такого ме­ста, как его дом, не существует. И в этом — плохая новость для розничных торговцев. «Это означает ко­нец шопинга, — утверждает Попкорн. — Ходить в магазин с детьми — занятие не для слабонервных. Обстановка в торговых залах леденит душу». В ряде районов посещение магазина может быть просто опасным. Попкорн и Меригодд приводят следующие данные: «Недавним исследованием было выяснено, что 33% потребителей сменили свои покупательские привычки из страха перед преступностью. Из них 43% больше не посещают магазины с наступлением темноты».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: