Переключение с канала на канал — лишь один из способов, которыми современный человек пытается оградить себя от коммерческой рекламы. К вящей тревоге рекламодателей все большее число людей ощущают себя жителями осажденной крепости, исполненными решимости дать отпор любым попыткам внешней психологической агрессии. Они вносят повышенную абонентскую плату за услуги некоммерческих станций кабельного телевидения, отказываются от гарантийного обслуживания, только чтобы их исключили из адресного списка почтовой рекламной рассылки. Они бегут прочь от любых акций по стимулированию сбыта, отводят глаза от аннотаций на коробках взятых напрокат видеокассет. Они уничтожают рекламные материалы, пришедшие по электронной почте, даже не заглядывая в них, устанавливают защиту от записи нежелательных сообщений на автоответчик. Почти каждая седьмая американская семья имеет сегодня телефонный номер, не значащийся ни в каких справочниках.
Все это элементы той оградительной тенденции, о неизбежном проявлении которой консультант по маркетингу Фейт Попкорн предупреждала более десяти лет назад. По словам Попкорн, ошеломленные безумным темпом наступления Информационной Эры и порождаемым ею социальным хаосом американцы начинают возводить вокруг себя защитный кокон. Они стремятся обрести тихое и спокойное персональное убежище, в котором смогут смотреть, слышать, чувствовать и делать только то, что предпочтут сами. «Возведение кокона сродни замкнутости и самоизоляции, — пишет она в своем отчете, — стремление к покою и уюту, потребность в ощущении собственной защищенности и подконтрольности ситуации подобны оболочкам многослойного кокона»..
|
ШИПЫИ РОЗЫ
Напуганные уличным разбоем, терроризмом, серийными маньяками, эпидемией убийств, загрязнением окружающей среды, подавленные движением на дорогах и перегруженные информацией люди, скрывшиеся в своем коконе, ищут покоя самыми разными способами. Некоторые уповают на физические средства защиты своего здоровья и дома. Ф. Попкорн предлагает: «Обратите внимание на стремительный рост «параноидальной» индустрии, на все эти охранные системы, средства против несанкционированного проникновения в частную жизнь, системы слежения с выходом на частную охрану или немедленный вызов служб экстренной помощи». Попкорн замечает, что резкий скачок продаж оружия женщинам является ярким показателем нарастания тенденции к самообособлению. В последнем ее бестселлере «Щелчок», написанном в соавторстве с Лиз Мериголд, Попкорн пишет: «Сегодня около четырех миллионов американцев проживают на охраняемых территориях. И с каждой неделей общинные ограды становятся все длиннее, выше и мощнее».
«Коконисты» пользуются и более изощренными способами контроля и усовершенствования среды обитания. Кто-то насыщает дома «умными» устройствами, доверяя им отпирание дверей, поддержание в помещениях нужного микроклимата, включение света и бытовой техники через заранее заданные программы или с пультов дистанционного управления. Кто-то оборудует ванные как «виртуальный мини-курорт», наделяя функциями сауны, оснащая джакузи и стойками для подогрева полотенец. Другие направляют свою энергию на занятие вышивкой, цветоводством и другие столь же традиционные способы плетения кокона. «Предметы антиквариата, которые мысленно переносят нас в мир более размеренного и уютного прошлого, заметно выросли в цене... — пишут Попкорн и Меригодд в своей книге. — Мы тратим целое состояние (более 25 миллиардов долларов ежегодно) на романтические гроты, посадки глициний... подземные системы полива ради вечнозеленого газона и другие садово-парковые изыски».
|
ШОПИНГФОБИЯ
С учетом всех тех усилий, что прилагаются «коконистами» для создания безопасного, покойного и комфортабельного гипергнездышка, логичным выглядит их нежелание отказываться от своих привычек вне их собственного мирка. «Когда «коконисты» выходят из дома, они берут свой кокон с собой», — пишут Попкорн и Меригодд. Потому их машины оснащены держателями для чашек с кофе, факсами, телефонами, подушками шиацу и чейнджерами на шесть компакт-дисков. Потому офисы компаний оборудованы столовыми, обставлены диванами, в них звучит современная музыка. В магазинах Barnes and Noble посетители имеют возможность выпить в шезлонге «каппучино» и спокойно пролистать последние новинки книжной торговли.
Но даже эти приманки не обманут настоящего «кокониста», который уверен, что другого такого места, как его дом, не существует. И в этом — плохая новость для розничных торговцев. «Это означает конец шопинга, — утверждает Попкорн. — Ходить в магазин с детьми — занятие не для слабонервных. Обстановка в торговых залах леденит душу». В ряде районов посещение магазина может быть просто опасным. Попкорн и Меригодд приводят следующие данные: «Недавним исследованием было выяснено, что 33% потребителей сменили свои покупательские привычки из страха перед преступностью. Из них 43% больше не посещают магазины с наступлением темноты».