Те из нас, кто посвятил себя пропаганде сетевого маркетинга и заставил говорить о себе вопреки злонамеренному замалчиванию со стороны широкой прессы, в значительной мере обязаны своими успехами Джону Фогту. Именно этот истинный титан сетевого бизнеса указал нам верный путь. Поэтому все мы с большим вниманием прислушиваемся к его словам, которые он по-прежнему смело во всеуслышанье произносит на нынешнем этапе Революции Четвертой Волны. Он говорит сегодня о высокотехнологичном будущем, в котором сетевой маркетинг не оставит безучастным ни одного жителя нашей планеты.
«Технологии избавят нас от выполнения монотонной, рутинной работы, которую тем не менее необходимо выполнять, — предсказывает Джон. — Однако при всем совершенстве высоких технологий человеку по-прежнему будет нужен человек. Людей неудержимо влечет к общению с себе подобными. Да, мы будем заказывать продукты и получать фактологическую информацию через Интернет. Но услуги будут исходить от реальных людей. В XXI веке сетевой маркетинг превратится в симбиоз высоких технологий и человеческих контактов».
Джон уже сегодня видит: по мере того, как каждый человек станет находить именно свою микронишу сообразно своим потребностям и интересам, этим альянсом будет пропитываться вся экономика. «Представьте себе мир, в котором каждый зарабатывает деньги путем простой выдачи рекомендаций по тем или иным продуктам своим друзьям и родственникам, — говорит он. — Он может рассказывать им о машинах, теннисных ракетках, вине, компьютерах, ручках Mont Blanc, последних киноновинках. Возможно, это звучит бредово, но я отчетливо вижу, как каждый житель планеты сможет аффилироваться в той или иной форме в одну из компаний сетевого маркетинга». Учитывая проверенную временем надежность источника, оставим замечание по поводу бредовости прогноза на совести его автора.
ГЛАВА 40 ЦУНАМИ
Кровь залила улицы. Разъяренные толпы людей переворачивали автомобили, били витрины, брали заложников и штурмовали правительственные офисы. Волна насилия прокатилась сразу по нескольким го родам Китая. Когда буря улеглась, среди жертв насчитали десять человек погибших и около сотни покалеченных. Что это по-вашему? Воспроизведение событий времен Восстания боксеров? Культурная революция председателя Мао? Резня на площади Тянь-аньмэнь? Нет. Такова была в апреле 1998 года реакция китайцев на решение своего правительства о запрете сетевого маркетинга и всех иных форм прямой торговли.
«Необходимо поставить заслон на пути пирамидных продаж, — заявил Ванг Зонгфу, председатель Государственного комитета по промышленности и торговле Китая, — так как они представляют угрозу для общественной стабильности и экономического развития».
НОВАЯ ЭРА
Разразившийся в Китае кризис остался почти незамеченным иностранной печатью. Но для миллионов китайцев запрет означал крушение их самых заветных чаяний и жизненных планов. «Тоже мне новость!» — заметит закоренелый циник. Сетевики и правительственные органы вот уже в течение пятидесяти лет противостоят друг другу во всех уголках земли. Наиболее успешно действующие МЛМ-компании то там, то здесь периодически клеймились как «пирамидные схемы». Немало натерпевшиеся за все прошедшие годы ветераны отрасли с грустью определят китайские события как еще один пример — хотя, действительно, один из самых страшных и кровавых, — ставших привычными для сетевого маркетинга козней и гонений со стороны регулирующих органов.
Однако на этот раз не все было, «как всегда». Незамеченной марксистскими правителями Китая в развитии сетевого маркетинга наступила новая эра, эра обретения им небывалой силы и влияния. Не пройдет и нескольких недель, как китайская чиновничья бюрократия поймет, что она ввязалась в бой, в котором ей не суждено победить. Она опрометчиво встала на пути неподвластного ее воле всепоглощающего цунами.
УЖЕ НЕ ЗОЛУШКА
Цунами — это Революция Четвертой Волны. Компании сетевого маркетинга больше не желают довольствоваться положением Золушки рядом со своими более родовитыми и богатыми сводными сестрами из списка «Fortune-500». Что в Америке, что в Китае МЛМ-компании требуют к себе сегодня не меньшего уважения со стороны правительств и СМИ, чем то, каким обычно пользуются такие транснациональные гиганты, как Exxon/Mobil, Ford Motor или Procter & Gamble. И если они не получают того, что хотят, то располагают средствами для достойного ответа.
Теперешнюю его силу обеспечивают МЛМ неудержимые экономические процессы, описанные в нашей книге выше. Это и распространение Интернета, и конец шопинга, и диверсификация СМИ, и разукрупнение корпораций, и радикальное сокращение числа рабочих мест. А самое главное — все возрастающее стремление миллионов людей к большей свободе в сочетании с уникальной способностью сетевого маркетинга обеспечить им это столь высоко ценимое благо. Наконец, повсеместно — от Вашингтона до Уолл-стрит — растущее понимание того, что будущее Америки в существенной степени зависит от смелого нового эксперимента, который именуется сетевым маркетингом.
НЕОЖИДАННАЯ ПОДДЕРЖКА
«Вы укрепляете нашу страну и нашу экономику, — сказал президент Соединенных Штатов, — не только стремлением к личному успеху, но и предложением новых бизнес-возможностей другим людям...» Выступление президента было записано на видеопленку как обращение к торговым представителям компаний — членов Ассоциации прямых продаж. «Уже не один год я слежу за развитием вашей отрасли.., — продолжает президент. — Она в конечном итоге дает людям шанс сделать в своей жизни максимум возможного, а ведь именно это, насколько я понимаю, составляет суть американской мечты».
В своей речи президент не произносит термина «сетевой маркетинг», однако он ясно подразумевается. С одной стороны, подавляющее большинство компаний — членов АПП пользуется в своей практике многоуровневыми планами компенсаций, а с другой — президент воздает должное торговым представителям этих компаний за «предложение новых бизнес-возможностей другим людям», что напрямую соотносится с присущей МЛМ практикой рекрутирования и спонсорства. Кто же этот президент? Не Рональд ли Рейган, яростный защитник идеалов свободного предпринимательства? А может быть, Джордж Буш, выступивший на конференции Amway? Нет, ни тот, ни другой. Это слова Уильяма Джефферсона Клинтона.
ВЕТЕР В ПАРУСА
Немногие из президентов выверяли свои публичные высказывания с такой же тщательностью, с какой это делал Билл Клинтон. Немногие столь же тонко улавливали направление ветра, прежде чем высказаться по той или иной проблеме. Мы, возможно, так никогда и не узнаем, что на самом деле думал Клинтон о МЛМ. Однако сам факт выражения им своей личной поддержки отрасли очень многое говорит о том, куда, по его мнению, дуют политические и корпоративные ветры.
Словом, все свидетельствует о том, что ветры эти дуют в паруса сетевому маркетингу. Индустрия МЛМ все-таки вышла на магистральный путь развития экономики. Руководство компаний из списка «Fortune-500» уже не относятся к МЛМ с завистливым пренебрежением. Сегодня они без смущения борются за самые лакомые куски золотоносных копей сетевого маркетинга.
В наступившем тысячелетии МЛМ уже не будет своего рода резервацией для предпринимателей-отщепенцев. Через контракты на распространение продукции, стратегические союзы, слияния и поглощения торговый персонал сетевого маркетинга уже сегодня интегрируется в глобальную стратегию крупнейших и наиболее мощных корпораций. Не так плохо для отрасли, которая всего каких-то двадцать лет назад едва не была объявлена Федеральной торговой комиссией вне закона.
ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Адвокаты бизнеса годами убеждали общество в том, что время сетевого маркетинга пришло. В эпоху Четвертой Волны МЛМ уже не будет нуждаться в защитниках. Совокупная мощь корпоративной клиентуры послужит ему и визитной карточкой, и охранной грамотой. В период китайского кризиса 1998 года мы уже имели возможность наблюдать проявления той силы, которую обретет МЛМ в будущем. Не успели официальные органы наложить запрет на прямые продажи, как немедленно ощутили малоприятную встречную реакцию.
«Это дело нешуточное, — заявила государственный торговый представитель США Чарлин Баршефски на своей пресс-конференции, состоявшейся в Пекине через три дня спустя после объявления о запрете, — когда правительство просто берет и запрещает деятельность законных, более того, на законных основаниях проинвестированных компаний». Выступая от имени таких американских корпораций, как Amway, Avon и Mary Kay Cosmetics, Баршефски продолжала: «Эти компании вложили в экономику Китая 120 миллионов долларов и обеспечивают доходом более двух миллионов китайских граждан. Очевидно, что наша цель состоит в том, чтобы как можно скорее восстановить их деятельность».