Информационная революция и политические переговоры




Информационная революция заставила политиков заново пе­реосмыслить все формы политического участия, в том числе и политические переговоры. Размышляя о роли информационных технологий в политике, М. Маклюен весьма точно заметил, что беспрецедентное информационное влияние с помощью кино и телевидения достигается за счет того, что окунает все население в новый мир воображения: уплотненный силой электричества, «земной шар теперь — не более чем деревня»'.

Действительно, с помощью информационных технологий мы можем теперь реагировать на мир как на единое целое: глобаль­ные сети коммуникаций превратились в центральную нервную систему мировой политики. Поэтому РR-сопровождение поли­тических переговоров стало настоятельным требованием нашей информационной эпохи: именно оно сегодня определяет, какое влияние окажут результаты политических переговоров на мировое общественное мнение, состояние общественного сознания внутри каждой страны-участницы. Борьба за общественное мнение — центральный нерв современной политики, поэтому использование самых современных подходов в этой области весьма важно.

Благодаря эффективному PR-сопровождению международных политических переговоров наша страна получает возможность отстаивать свой имидж за рубежом. Необходимо заметить, что в СССР была создана достаточно разветвленная система внешне­политической информации и пропаганды, которая была почти полностью демонтирована в 1990-е гг., что сегодня признается российскими экспертами как серьезная ошибка. В результате вне-


неполитический образ России в начале XXI в. стал проигрывать даже по сравнению с образом СССР: социологические исследова­ния свидетельствуют, что СССР положительно воспринимали не менее одной трети зарубежного населения, а в 2001 г. отрицательно относились к России 80% населения в развитых странах и 60% населения — в развивающемся мире1.

В последние годы предпринимаются новые шаги в улучшении имиджа страны, значительно больше внимания уделяется инфор­мационным технологиям и государственной информационной политике, в том числе в освещении международных переговоров. Сегодня этими вопросами занимаются три уровня информаци­онных служб:

• управление Президента РФ по внешней политике и Управ­
ление пресс-службы Президента РФ;

• департамент информации и печати МИД, Пресс-центр
МИД;

• государственные информационные агентства: Инфор­
мационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС),
Российское информационное агентство «Новости» (РИАН),
Информационное агентство «Интерфакс», государственная
радиовещательная компания «Голос России» и пр.

Однако нельзя не отметить, что расширяется сеть зарубежных информационных агентств внутри России, и сегодня зарубежные ресурсы на территории нашей страны, к сожалению, на 15—20% превышают национальные2. Поэтому привлечение внимания к проблеме эффективного PR-сопровождения политических пере­говоров необычайно актуально.

Установление эффективных связей с общественностью — не­отъемлемая часть современного стиля политических переговоров. Public Relations на переговорах может охватывать следующие основ­ные направления:

• формирование общественного мнения внутри страны и за
рубежом по поводу важнейших проблем переговоров;

• влияние на динамику общественных настроений;

• позитивное освещение деятельности «своей» делегации и
укрепление имиджа ведущих политических лидеров;

• формирование позитивного имиджа страны (политической пар­
тии, организации — в зависимости от уровня переговоров);


 


1 Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.; Жуковский: Канон-Пресс-ц, 2003. С. 7.


Кашлев Ю.Б., Панарин И.Н., Галумов Э.А. Информация, массовая коммуникация и международные отношения. М., 2005. С. 20. Там же. С. 25.


• продвижение важнейших политических идей в каналах ком­
муникаций;

• информационное влияние на политическую позицию парт­
неров по перерговорам;

• влияние на «повестку дня» мировых каналов массовых ком­
муникаций.

За последние полвека специалисты предлагали множество са­мых разных интерпретаций понятия «Public Relations». Институт общественных отношений (1РR) в Великобритании принял сле­дующее определение этого понятия: Public Relations — это плани­руемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью1.

Многие эксперты считают, что лучшее из ныне существующих определений содержит Мексиканское заявление, с которым высту­пили представители более чем 30 национальных ассоциаций РК в августе 1998г. в Мехико: Public Relations — это искусство и наука ана­лиза тенденций развития общественных отношений, а также выдача рекомендаций руководству организаций и осуществление программ действий в интересах и организаций, и общественности.

Сегодня специалисты насчитывают свыше 500 различных оп­ределен и и Public Relations. При всем разнообразии интерпретаций, отметим, что для понимания роли Public Relations в ходе полити­ческих переговоров наиболее подходит следующее определение: связь с общественностью — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на свое­временной информированности всех участников переговоров и общественности.

Важнейшим направлением деятельности PR-сопровождения переговоров является обеспечение руководства делегацией необ­ходимой информацией о состоянии общественного мнения. Ос­новные средства деятельности — открытое общение путем личных контактов и с помощью СМИ, а также организация необходимых исследований. Специалисты по Public Relations могут выступать в роли советников руководителей делегации на переговорах и в качестве посредников, помогающих руководителям перевести пос­тавленные на переговорах политические цели и задачи в разумную и приемлемую для общественности политику. В конечном счете

1 Цит. по: ЕдэкС. Паблик рилейшнз: Что это такое? М., 1990. С. 15. 92


Public Relations на переговорах призвана обеспечить гармонизацию политической и общественной деятельности.

На политических переговорах деятельность специалистов по связям с общественностью обладает определенной спецификой. Если в частном секторе они адресуются к достаточно узким груп­пам общественности, которые выступают в роли потребителей определенной продукции или услуг, то в политической области поле их профессиональной деятельности необыкновенно расши­ряется — в идеале они должны охватить своим вниманием все группы общества, причем как внутри страны, так и мировую об­щественность (если переговоры международные). Такая широкая социальная база требует очень высокой квалификации и предпола­гает особую постановку профессиональных целей. Здесь на первый план выходит несколько основных направлений:

• изучение сложного спектра общественного мнения по про­
блеме переговоров, дифференциация различных ожиданий
со стороны общественности внутри страны и за рубежом,
определение лидирующих тенденций в области развития
общественного мнения;

• выработка рекомендаций для руководства делегации на пе­
реговорах и проведение необходимых мероприятий, направ­
ленных на удовлетворение наиболее значимых ожиданий со
стороны общественных кругов с целью оказания влияния на
динамику общественных настроений;

• предотвращение возможных конфликтов и недопонимания
в работе с общественностью;

• установление и поддержание двусторонних контактов с раз­
ными общественными группами и их лидерами;

• улучшение отношений внутри делегации и создание общей
атмосферы доброжелательности вокруг переговоров;

• повышение эффективности работы делегации на перегово­
рах;

• создание положительного образа политических лидеров и
страны (партии, организации — в зависимости от уровня
переговоров) в сознании широкой общественности.

Анализ перечисленных выше основных направлений деятель­ности специалистов по связям с общественностью на переговорах позволяет сделать вывод о том, что в основе успешной деятельнос­ти PR-специалистов лежит умение наладить эффективные комму­никационные контакты с различными СМИ, как отечественными, Так и зарубежными, а также с политическими лидерами и пред-


ставителями общественности. Сэм Блэк, много лет занимавший пост Генерального секретаря Международной ассоциации PR, сформулировал девять правил эффективного общения:

• всегда настаивайте на правде и полной информации;

• ваше сообщение должно быть простым и понятным для всех;

• не преувеличивайте и не набивайте цену;

• помните, что половина вашей аудитории — женщины;

• делайте процесс общения увлекательным, не допускайте
скуки;

• следите за формой общения, не допускайте вычурности или
экстравагантности;

• не жалейте времени на выяснение всех нюансов обществен­
ного мнения;

• помните: общение должны быть непрерывным;

• старайтесь быть убедительным и конструктивным на каждом
этапе общения1.

Несомненно, такой профессиональный подход к проблеме эффективного общения на политических переговорах способен принести успех любому мероприятию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: