Информационная революция заставила политиков заново переосмыслить все формы политического участия, в том числе и политические переговоры. Размышляя о роли информационных технологий в политике, М. Маклюен весьма точно заметил, что беспрецедентное информационное влияние с помощью кино и телевидения достигается за счет того, что окунает все население в новый мир воображения: уплотненный силой электричества, «земной шар теперь — не более чем деревня»'.
Действительно, с помощью информационных технологий мы можем теперь реагировать на мир как на единое целое: глобальные сети коммуникаций превратились в центральную нервную систему мировой политики. Поэтому РR-сопровождение политических переговоров стало настоятельным требованием нашей информационной эпохи: именно оно сегодня определяет, какое влияние окажут результаты политических переговоров на мировое общественное мнение, состояние общественного сознания внутри каждой страны-участницы. Борьба за общественное мнение — центральный нерв современной политики, поэтому использование самых современных подходов в этой области весьма важно.
Благодаря эффективному PR-сопровождению международных политических переговоров наша страна получает возможность отстаивать свой имидж за рубежом. Необходимо заметить, что в СССР была создана достаточно разветвленная система внешнеполитической информации и пропаганды, которая была почти полностью демонтирована в 1990-е гг., что сегодня признается российскими экспертами как серьезная ошибка. В результате вне-
неполитический образ России в начале XXI в. стал проигрывать даже по сравнению с образом СССР: социологические исследования свидетельствуют, что СССР положительно воспринимали не менее одной трети зарубежного населения, а в 2001 г. отрицательно относились к России 80% населения в развитых странах и 60% населения — в развивающемся мире1.
|
В последние годы предпринимаются новые шаги в улучшении имиджа страны, значительно больше внимания уделяется информационным технологиям и государственной информационной политике, в том числе в освещении международных переговоров. Сегодня этими вопросами занимаются три уровня информационных служб:
• управление Президента РФ по внешней политике и Управ
ление пресс-службы Президента РФ;
• департамент информации и печати МИД, Пресс-центр
МИД;
• государственные информационные агентства: Инфор
мационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС),
Российское информационное агентство «Новости» (РИАН),
Информационное агентство «Интерфакс», государственная
радиовещательная компания «Голос России» и пр.
Однако нельзя не отметить, что расширяется сеть зарубежных информационных агентств внутри России, и сегодня зарубежные ресурсы на территории нашей страны, к сожалению, на 15—20% превышают национальные2. Поэтому привлечение внимания к проблеме эффективного PR-сопровождения политических переговоров необычайно актуально.
Установление эффективных связей с общественностью — неотъемлемая часть современного стиля политических переговоров. Public Relations на переговорах может охватывать следующие основные направления:
• формирование общественного мнения внутри страны и за
рубежом по поводу важнейших проблем переговоров;
|
• влияние на динамику общественных настроений;
• позитивное освещение деятельности «своей» делегации и
укрепление имиджа ведущих политических лидеров;
• формирование позитивного имиджа страны (политической пар
тии, организации — в зависимости от уровня переговоров);
1 Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.; Жуковский: Канон-Пресс-ц, 2003. С. 7.
Кашлев Ю.Б., Панарин И.Н., Галумов Э.А. Информация, массовая коммуникация и международные отношения. М., 2005. С. 20. Там же. С. 25.
• продвижение важнейших политических идей в каналах ком
муникаций;
• информационное влияние на политическую позицию парт
неров по перерговорам;
• влияние на «повестку дня» мировых каналов массовых ком
муникаций.
За последние полвека специалисты предлагали множество самых разных интерпретаций понятия «Public Relations». Институт общественных отношений (1РR) в Великобритании принял следующее определение этого понятия: Public Relations — это планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью1.
Многие эксперты считают, что лучшее из ныне существующих определений содержит Мексиканское заявление, с которым выступили представители более чем 30 национальных ассоциаций РК в августе 1998г. в Мехико: Public Relations — это искусство и наука анализа тенденций развития общественных отношений, а также выдача рекомендаций руководству организаций и осуществление программ действий в интересах и организаций, и общественности.
|
Сегодня специалисты насчитывают свыше 500 различных определен и и Public Relations. При всем разнообразии интерпретаций, отметим, что для понимания роли Public Relations в ходе политических переговоров наиболее подходит следующее определение: связь с общественностью — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на своевременной информированности всех участников переговоров и общественности.
Важнейшим направлением деятельности PR-сопровождения переговоров является обеспечение руководства делегацией необходимой информацией о состоянии общественного мнения. Основные средства деятельности — открытое общение путем личных контактов и с помощью СМИ, а также организация необходимых исследований. Специалисты по Public Relations могут выступать в роли советников руководителей делегации на переговорах и в качестве посредников, помогающих руководителям перевести поставленные на переговорах политические цели и задачи в разумную и приемлемую для общественности политику. В конечном счете
1 Цит. по: ЕдэкС. Паблик рилейшнз: Что это такое? М., 1990. С. 15. 92
Public Relations на переговорах призвана обеспечить гармонизацию политической и общественной деятельности.
На политических переговорах деятельность специалистов по связям с общественностью обладает определенной спецификой. Если в частном секторе они адресуются к достаточно узким группам общественности, которые выступают в роли потребителей определенной продукции или услуг, то в политической области поле их профессиональной деятельности необыкновенно расширяется — в идеале они должны охватить своим вниманием все группы общества, причем как внутри страны, так и мировую общественность (если переговоры международные). Такая широкая социальная база требует очень высокой квалификации и предполагает особую постановку профессиональных целей. Здесь на первый план выходит несколько основных направлений:
• изучение сложного спектра общественного мнения по про
блеме переговоров, дифференциация различных ожиданий
со стороны общественности внутри страны и за рубежом,
определение лидирующих тенденций в области развития
общественного мнения;
• выработка рекомендаций для руководства делегации на пе
реговорах и проведение необходимых мероприятий, направ
ленных на удовлетворение наиболее значимых ожиданий со
стороны общественных кругов с целью оказания влияния на
динамику общественных настроений;
• предотвращение возможных конфликтов и недопонимания
в работе с общественностью;
• установление и поддержание двусторонних контактов с раз
ными общественными группами и их лидерами;
• улучшение отношений внутри делегации и создание общей
атмосферы доброжелательности вокруг переговоров;
• повышение эффективности работы делегации на перегово
рах;
• создание положительного образа политических лидеров и
страны (партии, организации — в зависимости от уровня
переговоров) в сознании широкой общественности.
Анализ перечисленных выше основных направлений деятельности специалистов по связям с общественностью на переговорах позволяет сделать вывод о том, что в основе успешной деятельности PR-специалистов лежит умение наладить эффективные коммуникационные контакты с различными СМИ, как отечественными, Так и зарубежными, а также с политическими лидерами и пред-
ставителями общественности. Сэм Блэк, много лет занимавший пост Генерального секретаря Международной ассоциации PR, сформулировал девять правил эффективного общения:
• всегда настаивайте на правде и полной информации;
• ваше сообщение должно быть простым и понятным для всех;
• не преувеличивайте и не набивайте цену;
• помните, что половина вашей аудитории — женщины;
• делайте процесс общения увлекательным, не допускайте
скуки;
• следите за формой общения, не допускайте вычурности или
экстравагантности;
• не жалейте времени на выяснение всех нюансов обществен
ного мнения;
• помните: общение должны быть непрерывным;
• старайтесь быть убедительным и конструктивным на каждом
этапе общения1.
Несомненно, такой профессиональный подход к проблеме эффективного общения на политических переговорах способен принести успех любому мероприятию.