При контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов используются следующие типы контроля:1) контроль на соответствие - оценка степени соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного законодательства РК;2) контроль финансовой отчетности - оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля;3) контроль эффективности - оценка исполнения объектом контроля бюджетной программы в соответствии с ее паспортом.При осуществлении контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов обязательно соблюдение следующих принципов: независимости, объективности, достоверности, компетентности, гласности, профессиональной этики. Внешний контроль осуществляется: 1) на республиканском уровне - Счетным комитетом; 2) на местном уровне - ревизионными комиссиями маслихатов. Внутренний контроль осуществляется центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля. Счетный комитет является высшим органом гос финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, подчиненным и подотчетным Президенту РК. Задачи Счетного комитета: 1) оценка и контроль за исполнением республиканского и чрезвычайного гос бюджетов, стратегических и программных документов, использованием гос и гарантированных государством займов, поручительств, активов государства и квазигосударственного сектора; 2) методологическое руководство в сфере гос финансового контроля. Центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю: 1) дает рекомендации по повышению эффективности контроля; 2) применяет меры по пресечению и недопущению нецелевого и неэффективного использования средств бюджетов; 3) направляет в Счетный комитет, ревизионные комиссии соответствующие планы контроля; 4) осуществляет контроль за исполнением принятых решений; 6) организует повышение квалификации и переподготовку кадров в области внутреннего контроля. Служба внутреннего контроля: 1) составляет план контроля; 2) представляет отчет по выполнению планов проведения внутреннего контроля руководителю центрального гос органа.
42. Единая бюджетная классификация Республики Казахстан
Бюджетный процесс в РК осуществляется на основе единой бюджетной классификации, которая для всех уровней бюджетов является единой и обязательной. По определению, данному в Бюджетном кодексе, единая бюджетная классификация представляет собой обязательную группировку доходов и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации бюджета определенных наименований и группировочных кодов. Единая бюджетная классификация составляется на основе законодательных актов РК, указов Президента РК, постановлений Правительства РК, и разрабатывается и утверждается центральным уполномоченным органом по государственному планированию. Система расположения и группировки доходов и расходов позволяет получить необходимое представление о структуре бюджета, источниках его доходов, составе плательщиков, о целевом назначении бюджетных ассигнований, а также обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Состав единой бюджетной классификации включает:
1) классификацию поступлений бюджета; 2) функциональную классификацию расходов бюджета; 3) экономическую классификацию расходов бюджета. Группировка классификации поступлений бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики. Группировка функциональной классификациирасходов бюджета состоит из следующих уровней: функциональные группы; подгруппы; администраторы бюджетных программ; бюджетные программы (подпрограммы). Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики. Каждому виду поступлений и расходов бюджета присваивается классификационный код, который представляет собой цифровой код (группировочный код), закрепляемый индивидуально по каждому виду поступления, каждым видам расходов бюджета и администраторам бюджетных программ, по их определенным характеристикам, по уровням классификаций поступлений, функциональной и экономической классификации расходов. Действующая в Республике ЕБК разработана по методике Международного валютногофонда на основе требований международных стандартов.