Принципы построения межбюджетных отношений




Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоя­щим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отно­шения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах: 1) равенство областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом; 2) эффективное распределение поступлений, учитывающее одновременное соблюдение следующих критериев их разграничения: - за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

- налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

- налоги, имеющие перераспределительный характер, а также неравномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетов бюджетной системы;

- при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

- налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3) выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц РК; 4) обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг; 5) эффективность и результативность предоставления государственных услуг — закрепление гос услуг за тем уровнем государственного управления, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное оказание государственных услуг; 6) максимальное приближение уровня предоставления государственной услуги к ее получателям — передача исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества государственных услуг.


Формы регулирования межбюджетных отношений

Система регулирования межбюджетных отношений в Казахстане предполагает применение следующих форм и инструментов. Межбюджетные отношения в рамках казахстанского бюджетного процесса регулируются: 1) между республиканским и областным бюджетом, бюджетами города республиканского значения, столицы:

- трансфертами; - бюджетными кредитами;

2) между областным и районными (городов областного значения) бюджетами: трансфертами; бюджетными кредитами; нормативами распределения доходов.

В этом перечне бюджетных инструментов основным рычагом регулирования межбюджетных отношений, несомненно, выступают трансферты — это средства, выделяемые на безвозмездной и безвозвратной основе с указанием или без указания конкретной цели в порядке бюджетного регулирования из бюджета одного уровня (вышестоящего) в бюджеты другого (нижестоящего). Трансферты между уровнями бюджетов подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на развитие. Целевые трансферты и бюджетные кредиты используются местными исполнительными органами только в соответствии с их целевым назначением, определенным в соответствующих бюджетных программах. Использованные не по целевому назначению суммы целевых трансфертов и бюджетных кредитов согласно акту органа государственного финансового контроля подлежат обязательному возврату в вышестоящий бюджет, выделивший данные трансферты и кредиты, в течение месяца после подписания акта контроля. По решению соответствующего органа власти неиспользованные (недоиспользованные) суммы целевых трансфертов в течение финансового года могут быть использованы (доиспользованы) в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения. При этом, если в следующем финансовом году средства также будут неиспользованными (недоиспользованными), то они подлежат возврату в вышестоящий бюджет, выделивший их, до конца текущего финансового года. В случае образования экономии при использовании трансфертов местные исполнительные органы вправе использовать соответствующую сумму экономии на улучшение показателей результатов бюджетных программ.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: