Главные средства воздействия оказывают переменное влияние на аварийность. Для организационных мероприятий и профессиональной информации невозможно сказать чтолибо конкретное о влияниях на количество происшествий. Взаимосвязь между этими мероприятиями и количеством происшествий не является прямой, чтобы ее можно было измерить приемлемым способом. Политика в области безопасности дорожного движения, которая строится на честолюбивых подкрепленных цифрами целях в сочетании с интегрированными программами действий для достижения целей в Норвегии, как оказалось, дала более благоприятные результаты для безопасности дорожного движения, чем политика, не содержащая этих элементов. Под честолюбивыми целями понимаются цели, направленные на большое сокращение происшествий. Под интегрированной программой действий понимается долгосрочная программа мероприятий, которая строится на целях и содержит мероприятия, направленные на достижение целей. Зарубежный опыт относительно честолюбивых целей и программ действия менее ясен, но указывает на то, что наличие подкрепленных цифрами целей способствует более благоприятному развитию аварийности.
Как оказалось, совокупные программы безопасности в местных обществах смогли существенно сократить количество происшествий в этих обществах. Предпосылками достижения таких результатов является то, что имеется хорошая статистика происшествий, что можно установить важнейшие причины происшествий, что удается создать высокую мотивацию к повышению безопасности как у властей, так и у населения. Эти предпосылки не всегда имеются. Поэтому не все программы местных обществ являются удачными.
|
Интенсивность движения является важнейшим отдельным фактором, оказывающим влияние на количество происшествий. Исследования показывают, что количество происшествий с травматизмом увеличивается примерно на 80%, при увеличении интенсивности движения на 100%. Количество погибших увеличивается примерно на 25%, при увеличении интенсивности движения на 100%. Ряд мероприятий, в том числе планы развития территорий, планы расширения сети дорог и активизации дорожного строительства и налоги на транспортные средства влияют на интенсивность движения. Образец плотной застройки в густонаселенных местностях сокращает расстояние поездки и тем самым уменьшает интенсивность движения больше, чем проектирование рассредоточенной застройки. Увеличенная пропускная способность дорог может привести к увеличению интенсивности движения, но новые дороги обычно имеют более низкий риск происшествий, чем старые дороги. Современные норвежские налоги на транспортные средства способствуют тому, что количество километров пробега сегодня на 3040% ниже, чем если бы эти налоги были отменены.
Планы застройки территорий и эффективность использования площади в районе могут влиять на количество происшествий, на общую интенсивность движения, на то, как дорожное движение распределяется по видам транспорта и между дорогами, а также на уровень риска ДТП на отдельной дороге или отдельного транспортного средства. Международное сравнение показывает, что тот образец застройки, который принят в норвежских городах и густонаселенных местностях, требует относительно много транспорта. Разделение движения по жилым районам, как оказалось, сокращает риск происшествий. Проектирование подъездных дорог, влияющих на снижение скорости, также сокращает количество происшествий.
|
Планирование дорог и дорожное строительство могут также влиять на количество происшествий, влияя на интенсивность движения, распределение движения по сети дорог и уровень риска ДТП на отдельной дороге. Увеличение пропускной способности дороги на участках с проблемами пропускной способности сети дорог может увеличить интенсивность движения. В Норвегии дорожное строительство к местностям, не имеющим дорог, и повышения стандарта сети дорог в малонаселенных местностях, как оказалось, способствовало в большей степени вновь созданному дорожному движению. Новые дороги обычно безопаснее старых дорог. Поэтому чистое влияние дорожного строительства на количество происшествий зависит от того, какой из частичных эффектов сильнее: возросшее дорожное движение или сокращенный риск происшествий на км пробега.
Пересмотр безопасности дорожного движения и планов с точки зрения безопасности дорожного движения и обеспечение качества планов и мероприятий заключается в систематическом контроле за тем, чтобы дорожное сооружение было спроектировано таким образом, чтобы оно не создавало конфликтных ситуаций в дорожном движении или имело слабости, которые можно легко устранить. Весьма благоприятный опыт пересмотра планов с точки зрения безопасности дорожного движения имеется, в частности, в Дании и Великобритании. Налоги на покупку, владение и использование автомобилей оказывают влияние и на количество транспортных средств, которые покупают (на какие автомобили больший спрос дорогие или дешевые), и на то, насколько будет использоваться отдельный автомобиль. Чем дороже владение или использование транспортного средства, тем меньше оно используется. Таким образом, общие налоги на транспортные средства влияют и на интенсивность движения, и состав дорожного движения. Если бы в Норвегии не было налогов на транспортные средства, количество километров пробега на автомобиль было бы на 3040% выше, чем в настоящее время.
|
Затраты общества, связанные с применением транспортного средства, сильно изменяются в зависимости от времени и пространства. Например, затраты при движении в потоке значительно выше, чем когда водитель отдельного транспортного средства сам может принимать желаемую скорость. Общие налоги на транспортные средства не включают эти изменения в затратах. Стоимость проезда это плата за пользование определенной дорогой. Системы платы за проезд могут быть сформированы таким образом, что они будут учитывать изменения затрат между типами дорог и в течение суток для данной дороги. Что касается размера платы за проезд, то здесь пока не накоплен достаточный опыт. Можно предположить, что могут возникнуть благоприятные и менее благоприятные влияния. В норвежских городах (Осло, Берген, Трондхейм и Тромсе), где введена плата за проезд по дороге и местный налог на бензин, интенсивность движения и количество происшествий сократились после введения этих сборов.
Риск ранений существенно изменяется в зависимости от различных транспортных средств. Высокий риск связан с ходьбой, ездой на велосипеде или ездой на мопеде или мотоцикле. Едущие в общественных транспортных средствах имеют низкий риск. Водители и пассажиры легкового автомобиля имеют также относительно низкий риск. Сравнения риска между транспортными средствами затруднительны изза меняющейся неполной регистрации происшествий в официальной статистике. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что переход с личного на общественное транспортное средство в крупных городах сокращает количество зарегистрированных полицией ДТП с травматизмом. Расчеты на модели, выполненные на основе норвежских показателей риска, также свидетельствуют о том, что можно сократить количество зарегистрированных полицией ДТП за счет увеличения доли едущих в коллективных транспортных средствах, но при этом увеличивается доля незарегистрированных ДТП и падений пешеходов. Последний тип происшествий не считается ДТП в государственной статистике происшествий. Влияние изменения распределения участников движения по транспортным средствам зависит от многих факторов и их трудно предвидеть. Однако трудно представить большие изменения в количестве происшествий вследствие изменившегося распределения участников движения по транспортным средствам, поскольку в распределении участников по транспортным средствам трудно получить большие изменения.
Регулирование законом системы дорожного движения охватывает несколько законов и предписаний. Влияния такого правового регулирования количества происшествий зависят от того: 1) какой риск связан с условиями, которые регулируются и 2) насколько хорошо выполняются регулирования законом. Сегодняшнее законодательство в области дорожного движения регулирует ряд форм поведения и другие элементы риска, которые, если бы они не регулировались, вероятно были бы гораздо больше распространены, чем в настоящее время. Законодательство способствует, таким образом, сокращению количества происшествий. Подсчитано, что количество раненых в ДТП в Норвегии могло бы быть на 27% (±18%) ниже, если бы сегодняшние правила соблюдались на 100%. Количество погибших в ДТП в Норвегии могло бы быть на 48% (±30%) ниже при 100процентном уважении законодательства в области дорожного движения.
Регулирование законом профессионального транспорта (концессии транспорта) в последние 1520 лет стало менее строгим. Либерализация этого законодательства в Норвегии следует международному развитию в направлении дерегулирования. Исследования, проведенные в нескольких странах, свидетельствуют о том, что дерегулирование профессионального транспорта не оказывает заметного влияния на количество ДТП.
Доступ к медицинским услугам в Норвегии за последние 2030 лет улучшился. Предполагалось, не является ли это одной из причин того, что со временем отметили относительно большее сокращение количества погибших в дорожном движении, чем количество раненых. Не удалось найти исследования, которые бы подтверждали или опровергали такое предположение. Однако исследования работы служб скорой медицинской помощи указывают на то, что улучшение этих служб увеличивает вероятность выживания после происшествия.