В норвежском законе о дорожном движении юридическая ответственность за предотвращение происшествий возложена на участников дорожного движения с помощью правила о том, что каждый должен ездить предупредительно и осторожно, не причиняя травм и не создавая опасности (§3 Закона о дорожном движении). Во многих других странах, в частности, в США, государственные органы власти также несут юридическую ответственность за содержание дорог в безопасном состоянии. В Норвегии дорожные власти могут нести юридическую ответственность за травматизм в дорожном движении, если можно доказать небрежность со стороны дорожной службы.
Американские правила означают, что на дорожные власти может быть возложена ответственность по возмещению ранений, произошедших или усугубленных из-за недостатков в проектировании дороги или из-за недостаточного содержания дороги (Baldwin, 1980). Примером того, что под этим следует понимать, является следующий: в дорожных нормах содержится правило о том, на какой высоте должно устанавливаться ограждение. При повторном асфальтировании дороги без достаточного снятия слоя старого асфальтобетона, ограждение, первоначально установленное на правильной высоте, может оказаться слишком низким. При ДТП, когда можно доказать, что ограждение является слишком низким, согласно американскому законодательству, дорожная служба может быть признана ответственной за возмещения потерь изза ранений, происшедших или усугубленных по этой причине (например, автомобили выбрасываются за ограждения, вместо того, чтобы удерживаться ими). Такая ответственность за возмещение экономически мотивирует дорожные власти содержать дороги в безопасном состоянии (Baldwin, 1980). Этот порядок имеет также обратную сторону. В США ответственность дорожных властей за возмещение определена настолько четко, что любая работа по восстановлению, если даже она не выполняется в порядке возмещений, может быть истолкована как косвенное подтверждение того, что дорога заранее не была достаточно безопасной (Baldwin, 1980). Это может привести к тому, что дорожные власти будут отказываться от проведения таких работ по ремонту дорог, а оценку безопасности дороги будут делать, исходя из чисто формальных критериев, например, соответствуют ли они дорожным нормам, не учитывая фактический уровень риска (Hauer, 1993).
|
Влияние на пропускную способность дорог
Высокая пропускная способность является основной целью большинства мероприятий, связанных со строительством дорог. Современный образец организации и разделение ответственности дорожного сектора вероятно лучше приспособлены к такой цели, чем к цели обеспечения безопасности дорожного движения. Каждую реорганизацию следует оценивать, исходя из всех целей, которые имеют органы власти. Организационные мероприятия, обсуждавшиеся выше, выбраны и оценены, исходя из предполагаемого значения для безопасности дорожного движения. Их возможное значение для пропускной способности автомобильных дорог не оценивалось.
Влияние на окружающую среду
В Норвегии ответственность за охрану окружающей среды в связи с дорожным движением, как и ответственность за мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, рассредоточены между рядом органов, в том числе управлением по охране окружающей среды, государственной инспекцией по загрязнениям, государственной дорожной службой и коммунами (Kolbenstvedt, Silborn, Solheim, 1996). Управление по охране окружающей среды несет основную ответственность за реализацию мероприятий по охране окружающей среды.
|
Затраты
Прямые затраты, связанные с организационными мероприятиями, в целом неизвестны. Однако можно указать порядок величины для ряда затрат.
Расширение регистра происшествий государственной дорожной службы для включения в него коммунальных дорог потребует 5-10 лет. Расходы при этом составят 2-5 млн. крон.
Планирование, осуществляемое при содействии широкого круга заинтересованных сторон, вероятно обойдется дороже, чем традиционное планирование. Дополнительные расходы не известны, но во многих случаях они вероятно окупятся за счет того, что мероприятия будет легче осуществлять.
Введение порядка, при котором на дорожные власти может быть возложена ответственность за возмещение допущенных ошибок и недостатков в проектировании и содержании дорог, приведет к увеличению выплат дорожных властей за происшествия. В настоящее время эта ответственность распространяется на возмещение за разрушенные ограждения и дорожные знаки и возможно ремонт повреждений дороги. Насколько увеличатся выплаты, сказать невозможно. С общественно-экономической точки зрения такой порядок даст экономию, поскольку возрастет мотивация дорожных властей к осуществлению эффективных мероприятий.