Повышение пропускной способности автомобильных дорог является важной целью нескольких главных средств воздействия, в частности, планировки площадей, планов дорог, расценки дорог и регулирования законом системы дорожного движения. Когда пропускная способность дороги увеличивается или строится новая дорога с лучшими транспортноэксплуатационными характеристиками по сравнению с существующей дорогой, увеличивается пропускная способность дороги. Размер платы за проезд по дороге, приводящий к меньшему или более равномерно распределенному дорожному движению, повышает пропускную способность дороги. Увеличение доли использующих общественный транспорт также может повышать пропускную способность, по крайней мере, если это приводит к уменьшению интенсивности движения. Существование ограничений скорости вероятно приводит к тому, что уровень скорости будет ниже, чем если бы этих ограничений не было. Налоги на транспортные средства и законодательство в области дорожного движения способствуют ограничению интенсивности движения путем увеличения для участников дорожного движения общих расходов на поездку (т.е. суммы прямых расходов на поездки и всех других самопожертвований или неудобств, связанных с поездкой).
Особенности влияния на окружающую среду
Мероприятия, способствующие ограничению интенсивности движения, способствуют сокращению проблем, связанных с окружающей средой, имеющих взаимосвязь с объемом движения. Это относится к большинству проблем окружающей среды, связанных с дорожным движением, в частности, с шумом, влияниями заграждений, выбросами выхлопных газов, расходом энергии и с использованием территорий. Мероприятия, которые приводят к меньшим потокам или более равномерному развитию дорожного движения, могут также уменьшать проблемы окружающей среды, в первую очередь выбросы выхлопных газов. Ограничение интенсивности движения в жилых застройках является наибольшим благом для окружающей среды, которое не только способствует уменьшению шума и загрязнению воздушной среды, но увеличению безопасности и благополучия в широком понимании. Фактические влияния главных способов воздействия на окружающую среду детально еще не исследованы.
|
Особенности затрат
Затраты на главные средства воздействия рассчитать проблематично. Одна из проблем заключается в том, что эти средства воздействия имеют составные цели. Поэтому затраты следовало бы распределять между целями, исходя из их важности. Сведения, которые делают возможным такое распределение, имеются в ограниченном объеме. В табл. О.0.2 приведены общие затраты на главные средства воздействия в той мере, в которой можно было рассчитать. Таблица показывает, что затраты на эти мероприятия являются значительными.
Различают три типа расходов на главные средства воздействия: 1) административные расходы, в том числе расходы на разработку планов застройки территорий и планов дорог, и на взимание налогов на транспортные средства; 2) расходы на осуществление, которые включают расходы на осуществление планов застройки территорий, планов дорог или других мероприятий; и 3) экономический перенос, представляющий собой уплату, в частности, налогов на транспортные средства и дорожные налоги. Не все эти расходы можно рассматривать как общественноэкономические расходы. Цифры расходов, приведенные в табл. О.0.2, взяты из легко доступных источников и не являются достаточно хорошей оценкой общественноэкономических расходов, связанных с упомянутыми мероприятиями.
|
Таблица О.0.2. Расходы на главные средства воздействия. Норвегия, млн. норвежских крон 1995 г.
Мероприятия | Сумма в млн. крон 1995 г. | ||
Административные расходы | Расходы на осуществление мероприятий | Переносы | |
О.1. Организационные мероприятия (1) | |||
О.2. Профессиональная информация | |||
О.3. Подкрепленные цифрами цели и программы (2) | |||
О.4. Комплексные региональные программы (1) | |||
О.5. Регулирование интенсивности движения (3) | |||
О.6. Планы застройки территорий (4) | |||
О.7. Планирование и строительство дорог (5) | |||
О.8. Пересмотр безопасности дорожного движения (1) (пересмотр планов с точки зрения безопасности движения) | |||
О.9. Общие налоги на автотранспорт | |||
О.10. Плата за проезд по дороге | |||
О.11. Изменяемые распределения участников движения по транспортным средствам (6) (перевод пассажирских перевозок на общественный транспорт) | |||
О.12. Правовое регулирование системы дорожного движения | |||
О.13. Правовое регулирование профессионального транспорта | |||
О.14. Доступ к медицинским услугам |
Примечание: 1. Оценочный порядок величины расходов. 2. Цифра включает ежегодные расходы на специальные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения, входящие в норвежский план развития дорожного движения на 199497 гг. 3. Расходы приведены под другими мероприятиями, в том числе планировки территорий и дорог, налоги на транспортные средства и плата за проезд по дороге. 4. Расходы на осуществление это расходы коммун на транспорт. 5. Расходы на осуществление (реализацию) это разрешение на инвестирование государственных дорог, исключая специальные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. 6. Федеральные, областные и коммунальные субсидии на эксплуатацию общественного транспорта.
|
Расходы на регулирование законом включают расходы на контроль и санкции. Расходы, указанные на оказание медицинских услуг, включают государственную службу авиационной скорой медицинской помощи. Цифры расходов, приведенные выше, нельзя суммировать с цифрами расходов, приведенных в других местах Справочника. Например, расходы на контроль и санкции также рассматриваются в основной главе, посвященной этим мерам.