Власть можно определить как произведение интереса и контроля (Hernes, 1975). Под интересом понимается разница в степени желательности различных возможных результатов решения. Под контролем понимается способность увеличивать вероятность того, чтобы достигались наиболее желательные результаты (Elvik, 1993E, 1993G). Имеют ли власти интерес и контролируют ли они ДТП? Проблема, на которую указывали многие исследователи (Trinca и др., 1988; Kоltzow, 1990, 1993; Elvik, 1993A, 1993B), заключается в том, что руководители секторов экономики страны в незначительной степени имеют непосредственный бюджетноэкономический интерес в улучшении безопасности дорожного движения. Экономическая выгода при меньшем количестве ДТП прежде всего идет на пользу самим участникам дорожного движения, затем сектору здравоохранения и системе страхования. Выгода не проявляется в дорожном бюджете. Однако на дорожный бюджет приходятся крупнейшие государственные расходы на мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. Эта точка зрения отражена в табл. О.1.1, которая показывает, каким образом стоимость происшествий и расходы на мероприятия по повышению безопасности дорожного движения распределены между общественными секторами. Таблица построена путем сопоставления информации из различных источников (Hagen, 1994; Elvik, 1993C, 1994, 1995; Центральное статистическое бюро, 1993). Расходы на ДТП включают только происшествия с травматизмом. Цифры затрат включают экономическую оценку потери благосостояния при происшествиях. Предполагается, что потеря благосостояния в целом покрывается отдельным участником дорожного движения. Цифры в таблице не следует воспринимать как точные расчеты. Это лишь оценка порядка величины расходов и приблизительное распределение между уровнями управления и секторами. Цифры показывают годовые расходы (потери).
|
Таблица О.1.1. Распределение потерь от происшествий и расходов на мероприятия по повышению безопасности дорожного движения между общественными секторами в Норвегии.
Суммы в миллионах норвежских крон в ценах 1993 г. Только происшествия с травматизмом
Уровень управления | Общественный сектор | Сумма в млн. крон 1993 г. | |
Стоимость происшествий | Расходы на мероприя-тия по повышению безопасности движе-ния | ||
Государство | Сектор здравоохранения | ||
Страхование | |||
Дорожный сектор | |||
Юстиция и полиция | |||
Другие сектора | |||
Губерния | Сектор здравоохранения | ||
Дорожный сектор | |||
Другие сектора | |||
Коммуна | Сектор здравоохранения | ||
Дорожный сектор | |||
Другие сектора | |||
Участники дорожного движения | Участники дорожного движения | ||
ИТОГО |
Таблица показывает, что наибольшие расходы общественного сектора, связанные с ДТП, приходятся на другие бюджеты, а не на те, которые покрывают расходы на мероприятия. Другими словами, налицо плохое соответствие между интересом относительно безопасности дорожного движения (возможность экономической выгоды) и контролем за мероприятиями по повышению безопасности дорожного движения. Стоимость происшествий общественного сектора состоит из расходов на службы здравоохранения, выплаты страховок и утраты доходов при потере налогов (отсутствие по болезни). Большая часть расходов общества на мероприятия представляет собой расходы на строительство и содержание дорог.
|
Если руководящие органы, рассматривая различные бюджеты хозяйственной деятельности каждый по отдельности, не учитывают того, что мероприятия, приводящие к увеличению расходов в одном бюджете, могут привести к экономии того же порядка в другом бюджете; разделение выгоды и затрат, представленное в табл. О.1.1, может привести к тому, что не увидят возможность выгоды мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, исходя только из общественных доходов и расходов. Например, для губернии, взятой отдельно, выгодно потратить 30 млн. крон дополнительно на дорожные мероприятия, которые сократит общее количество происшествий с травматизмом в губернии (все классы дорог рассматриваются как одно целое) на 6% (6% экономия от сокращения количества происшествий в губернии в 540 млн. крон составляет 32,4 млн. крон, что больше расходов на эти мероприятия).
Существующая система составления общегосударственного общественного бюджета в Норвегии в незначительной степени стимулирует рассмотрение различных бюджетов во взаимосвязи друг с другом. Отсутствует количественная оценка того, какие последствия это имеет на практике при установлении приоритета проблеме обеспечения безопасности дорожного движения в общественных бюджетах.