Глава 2 ПСИХОТРАВМЫ И РАЗВИТИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПОИСК РЕШЕНИЙ





 

Если в системе кто‑то отступает от порядков души, если любовь внутреннего ребенка стремится искупить чью‑то вину или уйти, то человек заболевает. Исцеление – это путь, в котором человек приходит в согласие с порядками души. Внутри у нас есть эти силы и знания, но доступ к ним утрачен. Исцеление – это путь навстречу тому, что когда‑то было утрачено, потеряно.

Болезнь – это часто что‑то непризнанное. То, что не нашло признания в семейной системе, иногда на протяжении нескольких поколений. Это не обязательно какое‑то событие, произошедшее век назад, нет. Это могут быть какие‑то ситуации, повторяющиеся во многих поколениях. Поэтому болезнь – это то, что находится в поле семьи. Это то, что не принято в семейной системе, в роду и, конечно, самим больным. Только что это? Ответ на этот вопрос предстоит дать самостоятельно или совместно с психотерапевтом.

Какое решение в случае болезни? Болезнь – это всегда указатель, это всегда поворот, это то, что толкает систему к решению, даже если болезнь ведет к смерти. Болезнь – это то, что требует принятия. Болезнь – это шаг на пути примирения с какой‑то темой в роду. Что нужно от человека? Это заключить некое соглашение с тем, что требует решения. Но всегда ли это возможно? Ведь исцеление идет через принятие, согласие с болезнью и примирение с чем‑то или кем‑то в роду.

Примирение возможно только в поле зрелой любви. В поле взрослой любви к родителям, а не детской привязанности. Это более сложный шаг, это совершенно другое состояние психики, эмоций и тела. Самому обрести свое место в семейной системе, позволить другим находиться в согласии со своей судьбой – это первоочередная задача, но сможет ли ее осуществить человек? Отказаться от противоречий внутренних и внешних, примирить со своей душой то, что вчера казалось еще непримиримым. Дать старшим возможность быть старше и выше и самим нести свою судьбу, оставить им их вину – вот этот шаг сделать удается немногим. К этой теме я еще не раз вернусь в своей книге. И остается некоей тайной, почему одни делают этот шаг легко, а другие не смогут его сделать никогда.

Болезнь и смерть – они присутствуют в поле семьи, в поле семейной системы, они идут за порядками души. Можно сказать, что болезнь на службе у порядков души. Любовь внутреннего ребенка слепа, безропотна, сильна. Что делать человеку?

Первый шаг – это понять, где и когда мы неосознанно подчинены этой любви ребенка. В своей болезни? В своих чувствах, эмоциях или ощущениях? В своих неудачах? В своих семейных отношениях? В переживаниях о детях, о жизни, о родителях? На работе, в бизнесе? Тогда, когда мы осуждаем и исключаем? Тогда, когда берем на себя больше, чем нам положено, занимая место вышестоящих в своей семье, которое нам не принадлежит? Каков же выход? В любом случае болезнь остается в поле человека. Остается посмотреть на болезнь и… склониться перед ней. Ведь она – это шанс на изменения, на изменения в системе. Ведь то, что принято в сердце, может отступить и перестать проявляться в жизни человека.

Второй шаг – согласиться с тем, что есть. С обстоятельствами. С жизненной ситуацией, с судьбой. Это отнюдь не шаг бессилия и слабости. Именно согласие придает человеку силы. Этот шаг в отношении болезни подразумевает, что есть некие обстоятельства, которые ограничивают возможности исцеления. Например, наследственное заболевание, или врожденные аномалии, или последствия операций. Это реальный взгляд на то, что есть, без отрицания и иллюзий. Если болезнь с тяжелым течением или прогнозом, то не стоит к ней относиться как к чему‑то злому, плохому, ненужному, требующему немедленного уничтожения. Здесь важно пересмотреть свои убеждения, как ни печально, но с некоторыми придется расстаться. И это всегда нелегко. Самое сложное – отказ от иллюзии, что что‑то могло быть по‑другому, отказ от своих представлений о власти и контроле над жизнью. Изменения всегда начинаются с принятия реально существующей ситуации и обстоятельств. Принимающий жизнь и обстоятельства человек не станет жаловаться. Тот, кто жалуется, еще находится в иллюзиях о том, как все могло быть по‑другому. Тому, кто жалуется, помочь невозможно, поскольку он хочет, чтобы его окружающая реальность, люди были другими. А те, кто ему сочувствует, тоже хотят, чтобы все было иначе. И самому человеку и психотерапевту необходимо находиться в согласии с той ситуацией и с теми процессами, которые за ними стоят.

Берт Хеллингер писал: «Что мы можем сделать для человека, если он начинает жаловаться на свою судьбу или на родителей? Ничего. Кто жалуется на родителей, тот их потерял».

Третий шаг – человек должен понимать, что требовать что‑то бесполезно. Обычно жалующийся человек является и требующим. Требующим от жизни или окружающих внимания, заботы, денег, работы, любви, поддержки. Кого в своих требованиях ищет человек? Родителя. Кто постоянно что‑то требует? Ребенок. К психотерапевту часто приходят, когда попытки что‑то изменить не приносят желаемого результата. Если человек от психотерапевта что‑то требует, то он явно отводит ему роль родителя. А если психотерапевт соглашается и берет на себя эту роль, то помощь приведет к разочарованию обоих. Психотерапевт не может заменить родителя. Подружки за чашкой чая не могут заменить родителя. Партнер не может дать то, что не дал родитель. Друзья за бутылкой пива не могут заменить родителя. Все окружающие нас люди не могут восполнить то, что, мы считаем, не дали нам наши родители. Взрослый человек, отделившийся от своих родителей, не станет предъявлять требования в удовлетворении своих потребностей к окружающим.

Четвертый шаг – видеть и уважать других членов семьи, своих предков. Любовь внутреннего ребенка направлена на то, чтобы поддерживать неосознаваемую связь со своей семьей, со своим родом. Это связь, которая существует со своей семейной системой и поддерживает болезнь. Выздороветь – это означает изменить эту связь, предать существующую связь и потерять принадлежность к своей семье. В этом случае выздороветь – это значит повзрослеть, выйти за границы, установленные своей семейной системой. Ведь именно через этот шаг часто лежит путь к решению. Ситуации в прошлом могут быть самыми разными. Предки могут быть замешаны в чем‑то тяжелом или оказались бессильными перед чем‑то большим и угрожающим. Вне зависимости от того, что стоит за судьбой предка, какие поступки он совершал, как к нему относились окружающие и семья, он и его судьба заслуживают уважения и согласия. Ведь за каждым человеком стоят его родители, его предки, он не один в своей судьбе.

Пятый шаг – это соединение в системе того, что было разъединено. Это возможно только с позиции уважения к судьбе предка, без осуждения, отрицания.

Без иллюзий, суеты, оправданий, высокомерия и негодования. Соединение возможно только тогда, когда человек способен отказаться от различий между добром и злом.

Изменения редко происходят безоблачно и легко, ведь за ними стоит отказ от прежних своих взглядов или убеждений. Но самое, пожалуй, сложное – это отказ от своих представлений о собственной власти, о контроле над жизнью и от иллюзий, что все могло быть по‑другому. Исцеление происходит тогда, когда то, что было отвергнуто, принято.

 

Что такое психотравма?

 

Все так внезапно происходит,

И сердце рвется на куски.

Ты проиграл, повергнут, сломлен,

Беспомощен и таешь от тоски.

Нет сил найти, чтоб жить?

Как перестать бороться с прошлым?

Как встать? Забыть? И отпустить?

Как можно думать о хорошем?

Ведь мысли снова там,

Жизнь пролетает мимо,

А ты все там, внутри пуста –

Так жить уже невыносимо!

 

 

Почему в системах происходят исключения? Кого и что отвергают люди? Что вытесняют и чего боятся? Отворачиваются и отвергают то, что вызывает в семейной системе несогласие. Несогласие возникает из‑за моральных принципов или из‑за того, что люди стремятся отстраниться и защититься от того, чего боятся. От того, что приносило, или приносит, или может принести боль. Травма никогда не бывает изолированной, она, как правило, охватывает несколько людей. Иногда психотравма связана с политическими, экономическими или политическими событиями и тогда затрагивает целый народ.

Когда человек сталкивается с трудностями, с чем‑то тяжелым в своей судьбе, он старается найти выход, убежать, отстраниться или пассивно переждать. И такие ситуации навсегда накладывают отпечаток на жизнь человека, но не только на его жизнь, но и на судьбу его детей и потомков. Речь в этой главе пойдет о психотравме и о влиянии психотравмирующего опыта человека не только на него, но и на всю его семейную систему.

Что такое психотравма? Это сильное переживание угрожающих внешних событий, потрясение. Как человек переживет это событие, зависит от его внутренних резервов. А его резервы – это ресурсы, идущие из его системы. И эти порой важные и решающие в судьбе человека ресурсы либо есть, либо нет. Одна и та же ситуация для одного будет являться просто стрессом, мобилизующим его жизненные силы, для другого большим потрясением – психотравмой. Отличительной чертой психотравмы является то, что событие, с которым сталкивается человек, настолько мощное для него, что он не знает, каким образом можно с ним справиться. Внешние психотравматические события обычно являются опасными, угрожающими жизни или укладу жизни человека, разрушающими его внутреннее представление о людях и о жизни. Это удар по его жизненной позиции. Реакция человека зависит от того, какими личными способностями (качествами характера, опытом) обладает человек. Если событие настолько велико, что человеку с ним не справиться, то происходит психотравма.

Ссылаясь на слова Реддманна, под травмой мы можем понимать «ситуацию, в которой человек сталкивается с событием в состоянии беспомощности и бессилия, на которое он не может повлиять». При этом не каждое сильное переживание обязательно становится травмой. По словам Фреды Айдманн, около 70 % людей в состоянии пройти различные фазы проработки собственного стресса, и уже примерно через год у них происходит процесс интеграции. Однако существует также и ряд факторов, в силу которых до 30 % людей не в состоянии выздороветь самостоятельно.

Некоторые описанные в этой главе ситуации будут психотравмирующими для любого человека. А некоторые для одних психотравма, а для других – нет. Например, развод. Если решение для такого шага, как развод, принималось в течение нескольких месяцев или лет или супруги жили некоторое время отдельно, то сам процесс развода хотя и является неприятным событием, но переносится не так тяжело. А если развод был внезапным, например, для одного из супругов, то может являться психотравмирующим событием. То есть одно и то же событие – развод – может для одного супруга быть травматическим, а для другого нет. Хотя развод – это всегда процесс, за которым стоит расставание. Расставание часто так всю жизнь и остается незавершенным. Но об этом я расскажу позже.

При этом такое событие, как внезапная гибель близкого человека, для любого является психотравматическим событием.

Психотравма – это событие настолько большое и тяжелое для человека, что любое его действие не приносит облегчения, а любое принятое решение или поведение не дает желаемого результата. Психотравма – это то событие, на которое не имеет влияния человек, его нельзя ни отменить и ни забыть. Человек страдает от своего бессилия, от своей беспомощности что‑либо изменить. Он не может нормально существовать в семье, на работе, в своем окружении.

Сталкиваясь с тяжелой жизненной ситуацией, человек мобилизует все свои силы для того, чтобы справиться с ней. Но справиться с ситуацией благоприятным образом не получается. Тогда наступает шоковое состояние с торможением всех функций организма. Это состояние еще называют замиранием. В ситуациях, когда человек не может ничего поделать (убежать, спасти, изменить), он входит в состояние оцепенения. Тело замирает, мышцы спазмируются, возникает напряжение в теле и в нервной системе. Животные обладают способностью после угрожающей ситуации сбрасывать, разряжать это напряжение. Но у человека эти механизмы не срабатывают. Ситуация, опасность прошла, но напряжение никуда не уходит. Тело продолжает оставаться в оцепенении. И в теле и в нервной системе психотравма остается. И каждый человек свой груз травм носит всю жизнь с собой. И это замирание остается в генах, в поле, в том, что передается следующим поколениям.

Человек словно застывает, его психика, не выдержав таких перегрузок, словно раздваивается. Человек некоторое время может находиться в состоянии некоторой заторможенности, оглушенности, внешне иногда ведя прежний образ жизни. Происходит постепенное подавление всех внутренних переживаний. Эмоциональные реакции, боль вытесняются. Такая реакция психики человека и всего организма на самом деле позволяет человеку именно таким образом справиться с тяжелым и продолжать жить. И близкие думают, что прошлое уже пережито человеком. Прошлое ушло, кануло в Лету. У человека даже может возникнуть полная или частичная амнезия на произошедшую с ним психотравму. Но внутри человека происходит внутренний, часто неосознаваемый процесс, длящийся годы. Внутри человека много сил уходит на то, чтобы забыть то, что произошло. Все, что сопровождало травму, все чувства вытесняются. И это исключение. Психотравмирующий опыт вытесняется в бессознательное. Он словно отгорожен, закрыт в капсулу. Но, даже находясь в таком закрытом, заблокированном состоянии, психотравмирующий опыт никуда не девается. Он продолжает свое действие не только внутри человека, но и всей его семейной системы.

За психотравмой следует исключение. Психотравмирующий собственный опыт – это часть нашей личности, о которой мы ничего не хотим знать. Это та часть личности, которую мы исключаем. Это те эмоции, события и, возможно, люди, связанные с этим событием, которые стремится забыть человек и которые он исключает. При этом эта исключенная личность продолжает жить внутри нас, создавая много противоречий и конфликтов в нашей жизни, порой вызывая болезни. Внутри человека происходит своеобразное расщепление, есть он как личность, живущая в сегодняшнем времени, и есть личность, перенесшая психотравму и живущая со всеми эмоциями, которые человек когда‑то вытеснил. Если психотравм было много, то и таких внутренних травмированных личностей с их переживаниями тоже много. У них у каждой своя жизнь, своя боль, свой возраст, своя сила. И на то, чтобы удерживать психотравмирующий опыт в таком закрытом состоянии, у человека уходит много внутренних сил.

Такое внутреннее неосознаваемое расщепление – это результат защитной реакции психики. Если бы опыт травмы постоянно присутствовал в психике человека, то он не мог бы жить, так как переживания слишком болезненны и тяжелы. Поэтому психотравмирующий опыт заключен в некую капсулу, отгорожен, чтобы не мешать жизнедеятельности человека. Таким образом, вытеснение, или исключение, позволяет человеку продолжать жить. Но такая инкапсуляция требует огромных психических затрат, кроме того, психотравмирующий опыт сохраняется в теле, разрушая здоровье человека. Такое исключение, вытеснение – это мина замедленного действия, которая неожиданно может взорваться. И тогда, порой после незначительного стресса, на человека наваливаются сильные переживания и эмоции. И сила этих переживаний превосходит саму стрессовую ситуацию. Психотравматический опыт ограничивает человека в очень многих сферах его жизни, медленно разрушает его здоровье. Психотравма из прошлого продолжает действовать внутри человека, втягивая его семью, его друзей, коллег в новые конфликты. Но на самом деле человек находится прежде всего в конфликте с самим собой.

Психотравмирующие события меняют жизнь человека и продолжают свое действие в его потомках. Оказывают воздействие на психику человека, на его отношения с людьми, на появление и развитие болезней. Если мать или отец переносят какую‑то психотравму, то этот опыт окажет воздействие на ребенка. Этот опыт будет продолжать свое действие в последующих поколениях. Психотравма – это испытание для человека, и преодолеть ее, перерасти, стать взрослее, полнее подчас сложная задача. В каждой семье есть свой уникальный опыт столкновения с травмой. Своя история травматических переживаний предков. В каждом родовом поле хранится свой психотравматический опыт. И наши психотравмы – это часто повторение психотравматических ситуаций из жизни наших предков. В каждой системе есть люди, имеющие свой опыт столкновения со смертью.

Как хранится информация и передается последующим поколениям?

Информация содержится в родовом поле, в каждой семье, в каждом человеке, в его теле, в его клетках, в его генах. В теле каждого человека присутствуют последствия психотравматического опыта не только его собственного, но и его предков. Без тела человек не мог бы существовать во внешнем мире, он не мог бы дышать, жить, думать, взаимодействовать. Тело связано с душой, духом. Через тело свой поиск ведет душа.

Без тела поиск во внешнем мире невозможен. Сознание и осознанность, ощущения и чувства, душа и тело делают нас всех людьми.

 

 

...

Итоги

1. Психотравма – это большое сильное внезапное тяжелое событие в жизни человека, любые его действия не могут отменить происходящего, его предотвратить и изменить.

2. Любая психотравма продолжает жить в теле и психике человека, способствуя развитию заболеваний, ограничивая жизнь человека во всех его сферах. Психотравмирующее событие вытесняется, что способствует выживанию человека.

3. Психотравматический опыт предков присутствует в нашей психике и теле. У каждой семьи своя история психотравм.

 

...

Поиск решений

1. Какие внутренние конфликты не нашли решения внутри вас? Какая психотравма продолжает действовать на вас из вашего прошлого?

2. Какой психотравматический опыт ваших предков продолжает действовать в вашей жизни или жизни ваших детей? Составьте историю психотравм своей семьи в виде гениосоциограммы.

Например, сталкивались ли вы, ваши родители или ваши родные со смертельной угрозой для жизни? Смертельную угрозу для человека представляют стихийные бедствия, авто– или авиакатастрофы, а также ДТП, войны, смертельное заболевание. Часто те, кто выжил во время стихийных бедствий, военных действий, ДТП, испытывают чувство вины перед теми, кто погиб.

Были ли те, кто воевал? Или кто столкнулся с тяжелыми последствиями войны для себя или членов своей семьи? Были ли те, кто тяжело болел? Были ли те, кто рано умер? Были ли в семейной системе умершие дети? Были ли те, кто рано потерял родителя?

Сталкивались ли вы, ваши родители или ваши родные с потерей близкого, любимого, родного человека?

С разочарованием в отношениях? С разводами? Были ли дети, отданные на усыновление? Были ли у кого‑то внебрачные дети?

Сталкивались ли вы, ваши родители или ваши родные с потерей эмоциональной связи, с физическим, психическим или сексуальным насилием?

Сталкивались ли вы, ваши родители или ваши родные с поступками, нарушающими моральные принципы семьи или общества? Были ли в вашей семье жертвы? Были ли в вашей семейной системе агрессоры?

Собрав всю необходимую информацию, вы можете на основании нижеприведенных описаний психотравм понять, какие психотравмирующие ситуации оказали влияние на судьбу предков из вашей семейной системы. Более того, вы сможете увидеть, какие психотравмы повторяются в нескольких поколениях.

Это история вашей семейной системы, вашего рода, это то, что может стоять за вашей болезнью или симптомом.

 

 





Читайте также:
Что такое филология и зачем ею занимаются?: Слово «филология» состоит из двух греческих корней...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.028 с.