В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий, так как представляет собой средство развития у бакалавров культуры научного мышления. Поэтому, основная цель семинара для бакалавров — не взаимное информирование участников, но совместный поиск качественно нового знания, вырабатываемого в ходе обсуждения поставленных проблем.
Готовясь к семинару, бакалавры должны не только рассмотреть различные точки зрения по вопросу, взятому на семинарское занятие, выделить его проблемные области, но и сформулировать собственную точку зрения, предусмотреть спорные моменты темы. Для полноценной подготовки к занятию чтения учебника недостаточно, так как в них излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях из журналов поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов, дается новое не всегда стандартное его видение.
Сообщение бакалавра должно занимать не более 5-7 минут, так как основной вид работы на семинаре – участие в обсуждении проблемы всей группой. Необходимо помнить, что на семинаре идёт не проверка вашей подготовки к занятию (подготовка есть необходимое условие), но степень проникновения в суть материала, обсуждаемой проблемы. Поэтому дискуссия будет идти не по содержанию прочитанных работ, а проблемным идеям.
В ходе семинара, в процессе собеседования осуществляется текущий контроль усвоения лекционного материала и самостоятельной работы студента. На некоторых семинарах возможно проведение контрольных работ или тестирования.
При такой подготовке семинарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.
|
Семинарские занятия представляют собой групповую совместную работу студентов и преподавателя, связанную с обсуждением объединенных вокруг определенной темы проблем. Это обсуждение предполагает обязательное знакомство каждого студента с предложенным кругом источников, отбором из них необходимой информации, которая позволяет быть основой для реконструкции рассматриваемой проблемы. Помимо этого студент должен законспектировать предложенный круг научно-исследовательской литературы по предложенной проблеме. В совокупности этот материал должен быть предварительно самостоятельно проанализирован, чтобы быть готовым участвовать в совместном обсуждении. По каждому из вынесенных вопросов на занятие может выступать со своей позицией не один студент. Чем выше уровень подготовленности аудитории, тем больше вероятность дискуссионного стиля обсуждения. Семинарские занятия в идеале строятся на инициативном поведении аудитории, но в случае отсутствия такового преподаватель сам вправе избирать докладчика по тому или иному вопросу.
Подготовка реферата требует тщательного отбора основных положений прочитанного содержания предложенных текстов и наиболее экономной передачи их смысла, предполагающей умение отсекать малозначимую информацию, сосредотачиваться на основной. Следование логике автора (ов) предполагает умение выделить аргументы, используемые им (ими) для обоснования его (их) позиции. Поощряется попутное высказывание собственных суждений и оценок данного содержания. Если используется не один текст разных авторов, то требуется продемонстрировать умение последовательно сравнить точки зрения авторов по конкретным вопросам, подчеркнуть сходство подходов, указать на их различия, выделить дискуссионные точки зрения.
|
При подготовке доклада предполагается проработать не один, а несколько источников информации. В отличие от реферата доклад с обязательностью предполагает определение собственной позиции в отношении разбираемой проблемы. По крайней мере, предполагает принять точку зрения того из специалистов, взгляды которого выглядят наиболее аргументированными, и обосновать причину такого выбора.
План как реферата, так и доклада должен иметь внутреннее единство, строгую логику изложения, смысловую завершенность раскрываемой проблемы. Как правило его структура состоит из краткого введения, 2-3 параграфов основной части, заключения и списка использованных источников (если таковые имеются) и литературы. Во введении раскрывается актуальность темы, определяются цель и задачи работы, возможно, основные терминологические понятия. В основной части формулируются основные положения, вытекающие из анализа научной литературы и источников по проблеме. В заключении подводятся основные итоги авторского изложения в соответствии с поставленными целями и задачами.
Такой вид письменной работы, как эссе, предполагает вольное изложение собственного взгляда на проблему. Это не означает, что студент при этом не должен опираться на полученное научное знание. Напротив, именно оно, будучи глубоко осмысленным, соотнесенным со всем кругом полученной информации, помогает выработать собственную позицию в отношении рассматриваемого явления, проблемы или вопроса. Объем его, как правило, не регламентируется.
|
Конспект книги – краткое изложение содержания текста книги, статьи, лекции и т.д. Решаемая с помощью его задача состоит в извлечении новых сведений, фактов, установления их связи с ранее приобретенными знаниями, в выделении главной, наиболее ценной информации с необходимым ее сокращением. Конспект по своему объему может быть кратким или подробным, но не должен превышать 1/3 исходного листа. Конспект-план предполагает выявление общей логики рассуждений автора, выделение для себя главных и второстепенных вопросов, последовательное их изложение. При этом опускается аргументация и фактический материал.
Важнейшим видом деятельности на семинарских занятиях являются учебные дебаты.
Дебаты определяются как прения, обмен мнениями каком-либо собрании, заседании. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить противную сторону любыми способами и средствами).
В основе дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводя! примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают студентов к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей и т.д.
Проведению учебных дебатов должна предшествовать большая предварительная работа:
- распечатка материалов;
- знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;
- определение исходного тезиса дебатов;
- работа с непосредственными организаторами дебатов, распределение ролей и поручений;
- индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Кроме того, можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, выступления и т.д.
Тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис. Тезис предлагают сами студенты. Для работы над тезисом можно создать несколько групп. После определения нескольких тезисов все вместе выбирают (голосованием или но рейтингу) один понравившийся тезис для предстоящих дебатов.
В зависимости от цели дебатов (обсуждение научной проблемы; отработка конкретной учебной темы или методик проведения самих дебатов) формулируется и тезис. Например, для обсуждения педагогических тем можно дебатировать следующие тезисы: «Родители никогда не считают ребёнка взрослым», «Экзамен делает процесс обучения более эффективным», «Современному обществу не нужен социальный педагог», «Вузовская лекция изжила себя», «Студенты стремятся получить диплом, а не профессию», «В обучении все зависит от студента» и т.д.
Порядок проведения учебных дебатов
Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.
Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:
1) справа от председателя – защитники тезиса (4 человека);
2) слева от председателя – противники тезиса (4 человека);
3) в конце зала посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).
Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к ведущему дискуссию «Господин Председатель...»
Участники дебатов обращаются один к другому, употребляя форму «Господин (Госпожа)».
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:
1) вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
2) третьи номера опровергают аргументы соперников;
3) четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Дебаты продолжаются до того времени, пока все желающие не выскажутся или до соответствующей команды председателя.
Выступающий подходит к соответствующей стороне кафедры и становится рядом с ней.
Участники на протяжении всего времени дебатов имею, право задавать вопросы и давать информацию. Для этого необходимо встать с места, поднять вверх руку и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить желание участника словами «Пожалуйста», или «Нет, спасибо». В случае согласия выступающего время вопроса или время информации со стороны участника прибавляется ко времени, отведенному на выступление. В связи с этим желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.
Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.
Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.
Выступающий должен придерживаться времени, выделение № на выступление: для первых номеров – 5 минут, вторых – четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. Время, которое остается до конца выступления, показывает Секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры.
Участники дебатов имеют право менять места и покидать зал только в перерывах между выступлениями. Председатель успокаивает присутствующих в зале, говоря слово «Тишина».
После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами.
Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
В рамках изучения дисциплины «Экономика образования» ИТ применяются следующим образом: для подготовки печатных раздаточных материалов (самостоятельных, контрольных работ, дидактических карточек для индивидуальной работы); мультимедийное сопровождение занятия (презентации, аудиозаписи, учебные видеоролики); в процессе проведения компьютерного тестирования и тренинга.