Критерии оценки сформированности компетенций:
– когнитивный компонент (знаниевый уровень) – определяет уровень знаний теоретических и методологических основ изучаемой дисциплины, творческих способностей обучаемых. На когнитивном уровне определяется также степень сформированности научно-теоретической и практической готовности к профессиональной деятельности;
– интегративно - деятельностный компонент (уровень умений и навыков) – связан с овладением умениями и навыками, приобретаемым обучающимися в процессе освоения учебных дисциплин, способностью применять полученные теоретические знания в профессиональной деятельности (определяет практическое и оперативное применение знаний, опыт их проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);
– личностный компонент – способствует определению уровня сформированности индивидуальных качеств обучаемых, ценностно-мотивационной сферы, коммуникативных умений (проявляется в осознании будущего выпускника (бакалавра) значимости профессионального саморазвития и личностного самосовершенствования и включает в себя профессионально важные качества, от которых зависит уровень сформированности профессиональных умений и навыков);
– мотивационный компонент – ориентирует обучающихся на достижение успеха в профессиональной деятельности (характеризуется потребностью и стремлением овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями и использовать их в процессе обучения, что является мотивацией для достижения успеха в профессиональной деятельности).
Этапы формирования профессиональных компетенций бакалавров:
1 Изучение теоретического материала на лекциях.
|
Формами обучения в педагогическом учебном заведении высшего профессионального образования традиционно являются лекции. Лекция позволяет решать большое количество информационных задач. Включение в лекцию элементов дискуссии позволяет изменить позицию студента из пассивно воспринимающего и затем воспроизводящего информацию в активного участника лекционного процесса (когда он думает, анализирует факты, делает выводы, определяет свое отношение к изучаемому предмету). Необходимость аргументации своей позиции побуждает студента к активному самообразованию, поиску дополнительной литературы по изучаемой проблеме.Лекции в учебном процессе необходимы, так как именно данная форма обучения дает возможность студентам увидеть всю широту изучаемого вопроса, его взаимосвязь с другими проблемами курса, почувствовать связь педагогики с другими науками. Поэтому лекционный курс, специально организованный, дает студенту направление в формировании теоретических профессиональных компетенций, позволяет ему увидеть пути и задуматься над способами своего профессионального роста, способствует выработке потребности в профессиональном педагогическом самосовершенствовании.
2 Проведение практических занятий.
Практические занятия и практика как организационные формы обучения позволяют сформировать у студентов систему профессиональных компетенций в области фармации, такую, что будущие специалисты оказываются выведенными на уровень проектирования. Главной целью практических занятий является обработка и закрепление новых знаний, перевод теоретических знаний в практические умения и навыки. Кроме того, задачей практических занятий является коррекция и контроль ранее усвоенных знаний. По итогам практических занятий оценивается успешность усвоения определенного объема знаний и успешность приобретения определенного перечня умений и навыков, т.е. практические занятия, позволяют как сформировать, так и реализовать сформированные компетенции.
|
3 Выполнение научно - исследовательских работ (участие в СНО).
Научно-исследовательские работы бакалавров играют в формировании профессиональных компетенций особую роль. Она формирует способности организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся, прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности, проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения.к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач, к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач и т.п.
Исследовательская работа позволяет актуализировать знания по теме, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, развивать самостоятельность, контроль и самоконтроль. Назначение внеаудиторной исследовательской работы – расширить рамки программного материала по предметам с учетом особенностей профессиональной направленности.
|
Студент, принимая участие в научно-исследовательской работе, учится видеть проблемы, ставить задачи, воплощать решение в реальности, путем сбора необходимой информации, проведения анализа имеющихся данных, синтеза и оценки; нарабатывает навык публичных выступлений, становится компетентным в тех вопросах, которые изучает, учится управлять своим временем и собой для достижения поставленных целей.
4 С амостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа может выступать средством формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является одним из эффективных средств развития и активизации творческой деятельности студентов. Ее можно рассматривать как главный резерв повышения качества подготовки специалистов.
Шкала оценивания
Форма промежуточной аттестации | Оценка | Характеристика работы обучающегося |
зачет | зачтено | Уровень выполнения работы отвечает большинству основных требований, теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство учебных заданий, предусмотренных основной образовательной программой, выполнено, некоторые виды заданий выполнены с ошибками |
не зачтено | Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство учебных заданий, предусмотренных основной образовательной программой не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий |
Типовые и контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений обучающихся, характеризующихся этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы
8.3.1. Примерная тематика рефератов
1. Образование как социально-экономическая категория.
2. Система образования: определение, структура, эволюция.
3. Образование как отрасль национальной экономики
4. Роль образования в социально-экономическом развитии общества.
5. Специфика экономических отношений в отрасли образования.
6. Экономика образования как наука и учебная дисциплина.
7. Теория «человеческого капитала» как метод анализа экономики образования.
8. Качество образования: определение понятия, количественные и качественные показатели.
9. Отношения собственности в системе управления образовательными учреждениями
10. Содержание хозяйственного механизма, его особенности и основные цели
11. Концепция финансово-экономического механизма управления деятельностью образовательных учреждений.
12. Внебюджетная деятельность государственных вузов
13. Совершенствование системы бюджетного финансирования образования
14. Совершенствование системы управления вуза
15. Прогнозирование и программирование как инструменты управления развитием образования.
16. Новые организационно-правовые формы образовательных учреждений
17. Управление затратами в образовании.
18. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг.
19. Управление инвестиционными проектами в образовании: основные понятия, участники, их интересы.
20. Налогообложение в сфере образования.
21. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Функции заработной платы
22. Количественные и качественные параметры определения тарифных ставок и окладов педагогических работников.
23. НСОТ и ее значение. Сущность новой системы оплаты труда работников образовательной сферы
24. Оплата и стимулирование труда в учебных заведениях
25. Сущность, назначение, специфика и структура материально-технической базы образовательного комплекса.
26. Концепция информатизации образования
27. Информационные образовательные сети
28. Информационная среда профессиональной деятельности
29. Маркетинг образовательных услуг
30. Сегментирование рынка и анализ потребления образовательных услуг
31. Социальная эффективность высшего образования
32. Проблемы экономического роста в образовательной сфере.
33. Экономическая эффективность образования, ее содержание и главные направления движения
34. Определение экономической эффективности образования.
35. Показатели экономической эффективности образования. Возможности и способы повышения эффективности образования.
36. Квалиметрия как инструмент оценки качества образования
37. Квалиметрические измерения в процессе мониторинга структуры и содержания образовательных программ.
38. Квалиметрический подход к определению качества управления образовательным учреждением.
8.3.2. Тест №1:
1. Укажите единственно верный ответ:
Рынок образовательных услуг представляет собой:
а) систему экономических отношений по поводу купли – продажи канцелярских товаров;
б) систему образовательных учреждений, объединенных единым товарным рынком;
в) систему экономических отношений по поводу купли – продажи образовательных услуг.
2. Укажите единственно верный ответ:
К предпринимательской деятельности учебных заведений в соответствии с Законом РФ «Об образовании» относят:
а) деятельность по продаже и сдаче в аренду основных фондов и имущества образовательных учреждений;
б) деятельность по торговле покупными товарами и оборудованием;
в) деятельность по оказанию посреднических услуг;
г) приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
д) все перечисленное выше верно.