Референдум и его виды. Правовые последствия референдума.




Термин "референдум" происходит от латинского "referendum" - "то, что должно быть сообщено".

Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого весьма близка к процедуре выборов.

Основное отличие состоит в объекте волеизъявления избирателей:

  • при выборах - это кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность (президент, вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.);
  • при референдуме - это определенный вопрос (закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. При референдуме избирательные округа не нужны).

Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение.

В точном смысле слова референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса.

Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.

Своеобразной разновидностью референдума является плебисцит, но это голосование населения по наиболее важным для страны вопросам: по территориальным, международным проблемам.

Референдумы по разному используются в зарубежных странах. Например, в США, Нидерландах референдум никогда не проводился на федеральном уровне, но в Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном уровне). Не используется референдум в странах мусульманского фундаментализма.

Вопрос, выносимый на референдум, называется формулой референдума. Как правило, в законодательстве устанавливаются пределы допустимого использования института референдума. На референдум не выносятся вопросы:

  • чрезвычайного или безотлагательного характера;
  • требующие специальных знаний;
  • ответ на которые известен заранее (о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.;
  • бюджета;
  • амнистии;
  • кадровые вопросы;
  • о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.

Референдум не может проводиться в условиях в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу в течение определенного времени (в Италии в течение 3 лет).

Виды референдума:

  • общенациональный и местный;
  • обязательный и факультативный;
  • конституционный и обыкновенный;
  • допарламентский, послепарламентский, внепарламентский;
  • утверждающий и отменяющий;
  • решающий и консультативный.

Парламент и его структура в зарубежных странах.

Парламент (анг., фр. говорить) - высший представительный и законодательный орган в демократических государствах. Может называться по иному6 конгресс - США, большинство стран Латинской Америки; сейм - Литва, Латвия и т.д.

Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам.

Парламентарий (нем.) - член парламента.

Парламентские вопросы - одна из форм контроля парламента над деятельностью правительства в парламентарных государствах. Парламентские вопросы могут быть заданы депутатами письменно или устно; по той же форме дается ответ от правительства. В этом институте не может быть задано вопроса о доверии правительству.

Интерпелляция - (от лат. - прерывание речи, жалоба перед судом, иск, требование) - это обращенное к правительству или отдельному министру требование группы депутатов дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу. Применяется как правило в странах с парламентской формой правления (Италия, Германия, Финляндия и др.).

В содержании депутатского мандата входят следующие основные компоненты: а) Индемнитет - два значения: 1) освобождение от ответстве6нности, 2) вознаграждение за парламентскую деятельность, включая покрытия расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т. д.; б) Иммунитет - ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать независимость депутата (парламентария). Важнейшим элементами депутатского иммунитета является свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность. Парламентарий не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением тех случаев, когда он задержан на месте совершения преступления.

Парламент обычно является верховным судом в отношении полномочий своих депутатов, поэтому он не только может лишить депутата иммунитета, но и признать недействительным его мандат.

Прежде всего комитеты (комиссии) следует разделить на постоянные и временные. А) Постоянные создаются на весь период созыва парламента, нередко перечисляются в регламентах, а некоторые даже упоминаются в конституциях. Обязательно создаются постоянные комитеты финансово-бюджетные, по иностранным делам, по обороне и безопасности и др. Б) Временные создаются для выполнения какой-то определенной задачи, после чего их существование прекращается (например: следственные, специальные - для изучения какого-либо вопроса или разработки одного законопроекта).

Виды парламентов.

1. По структуре:

А). Однопалатный парламент (Дания, Украина, Швеция, как правило унитарные государства).

Б). Двухпалатный парламент (верхняя и нижняя палата) (США, Япония, Германия, Франция, Белоруссия и др.).

2. По характеру закрепленной в конституциях законодательной компетенции:

А). С абсолютно неограниченной компетенцией - относятся парламенты, юридически обладающие правом принимать законы по любым вопросам (Великобритания, Испания, Италия, Ирландия, Греция, Япония, Швеция).

Б). С абсолютно ограниченной компетенцией - в эту группу входят парламенты преимущественно федеративных государств, чьи конституции четко разграничивают право федерации и ее субъектов (США, Франция).

В). С относительно ограниченной законодательной компетенцией - здесь рамки ограниченной законодательной компетенции довольно подвижны и имеется совместная законодательная компетенция федерации и ее субъектов. Как правило это федерации (Германия. Индия, Испания), либо унитарные государства, где имеются автономии (Дания, Испания, Финляндия).

3. По отношению палат друг к другу:

А). С сильной верхней палатой (США, Польша)

Б). Со слабой верхней палатой (Германия, Италия, Франция).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: