Термин "референдум" происходит от латинского "referendum" - "то, что должно быть сообщено".
Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии, процедура которого весьма близка к процедуре выборов.
Основное отличие состоит в объекте волеизъявления избирателей:
- при выборах - это кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность (президент, вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.);
- при референдуме - это определенный вопрос (закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. При референдуме избирательные округа не нужны).
Референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение.
В точном смысле слова референдум представляет собой обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо (большей частью законодательного или конституционного) вопроса.
Это обращение может исходить как от парламента, так и от главы государства в случае решения общенациональных вопросов или от местных властей к местному избирательному корпусу для решения местных вопросов.
Своеобразной разновидностью референдума является плебисцит, но это голосование населения по наиболее важным для страны вопросам: по территориальным, международным проблемам.
Референдумы по разному используются в зарубежных странах. Например, в США, Нидерландах референдум никогда не проводился на федеральном уровне, но в Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном уровне). Не используется референдум в странах мусульманского фундаментализма.
|
Вопрос, выносимый на референдум, называется формулой референдума. Как правило, в законодательстве устанавливаются пределы допустимого использования института референдума. На референдум не выносятся вопросы:
- чрезвычайного или безотлагательного характера;
- требующие специальных знаний;
- ответ на которые известен заранее (о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.;
- бюджета;
- амнистии;
- кадровые вопросы;
- о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.
Референдум не может проводиться в условиях в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу в течение определенного времени (в Италии в течение 3 лет).
Виды референдума:
- общенациональный и местный;
- обязательный и факультативный;
- конституционный и обыкновенный;
- допарламентский, послепарламентский, внепарламентский;
- утверждающий и отменяющий;
- решающий и консультативный.
Парламент и его структура в зарубежных странах.
Парламент (анг., фр. говорить) - высший представительный и законодательный орган в демократических государствах. Может называться по иному6 конгресс - США, большинство стран Латинской Америки; сейм - Литва, Латвия и т.д.
Парламентаризм - система правления, характеризующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламента по отношению к другим государственным органам.
|
Парламентарий (нем.) - член парламента.
Парламентские вопросы - одна из форм контроля парламента над деятельностью правительства в парламентарных государствах. Парламентские вопросы могут быть заданы депутатами письменно или устно; по той же форме дается ответ от правительства. В этом институте не может быть задано вопроса о доверии правительству.
Интерпелляция - (от лат. - прерывание речи, жалоба перед судом, иск, требование) - это обращенное к правительству или отдельному министру требование группы депутатов дать объяснение по поводу проводимой им внутренней или внешней политики или по какому-либо конкретному вопросу. Применяется как правило в странах с парламентской формой правления (Италия, Германия, Финляндия и др.).
В содержании депутатского мандата входят следующие основные компоненты: а) Индемнитет - два значения: 1) освобождение от ответстве6нности, 2) вознаграждение за парламентскую деятельность, включая покрытия расходов на резиденцию, переписку, служебные поездки и т. д.; б) Иммунитет - ряд прав и привилегий, которые должны гарантировать независимость депутата (парламентария). Важнейшим элементами депутатского иммунитета является свобода слова и голосования и депутатская неприкосновенность. Парламентарий не может быть привлечен к уголовной ответственности за высказывания в парламенте и за голосование, не может быть подвергнут уголовному преследованию или аресту без санкции соответствующей палаты, за исключением тех случаев, когда он задержан на месте совершения преступления.
|
Парламент обычно является верховным судом в отношении полномочий своих депутатов, поэтому он не только может лишить депутата иммунитета, но и признать недействительным его мандат.
Прежде всего комитеты (комиссии) следует разделить на постоянные и временные. А) Постоянные создаются на весь период созыва парламента, нередко перечисляются в регламентах, а некоторые даже упоминаются в конституциях. Обязательно создаются постоянные комитеты финансово-бюджетные, по иностранным делам, по обороне и безопасности и др. Б) Временные создаются для выполнения какой-то определенной задачи, после чего их существование прекращается (например: следственные, специальные - для изучения какого-либо вопроса или разработки одного законопроекта).
Виды парламентов.
1. По структуре:
А). Однопалатный парламент (Дания, Украина, Швеция, как правило унитарные государства).
Б). Двухпалатный парламент (верхняя и нижняя палата) (США, Япония, Германия, Франция, Белоруссия и др.).
2. По характеру закрепленной в конституциях законодательной компетенции:
А). С абсолютно неограниченной компетенцией - относятся парламенты, юридически обладающие правом принимать законы по любым вопросам (Великобритания, Испания, Италия, Ирландия, Греция, Япония, Швеция).
Б). С абсолютно ограниченной компетенцией - в эту группу входят парламенты преимущественно федеративных государств, чьи конституции четко разграничивают право федерации и ее субъектов (США, Франция).
В). С относительно ограниченной законодательной компетенцией - здесь рамки ограниченной законодательной компетенции довольно подвижны и имеется совместная законодательная компетенция федерации и ее субъектов. Как правило это федерации (Германия. Индия, Испания), либо унитарные государства, где имеются автономии (Дания, Испания, Финляндия).
3. По отношению палат друг к другу:
А). С сильной верхней палатой (США, Польша)
Б). Со слабой верхней палатой (Германия, Италия, Франция).