Для работы в районах, где температура воздуха может снижаться значительно ниже 0 °С, корпус судна должен иметь в районе ватерлиний знаки наличия ледовых усилений.
Категории судов ледокольного типа - особый тип судов, предназначенных для работы в условиях наличия на водной поверхности не торосящегося ледового покрытия толщиной до 20 см, использующиеся для;
- преодоления ледовых перемычек;
- спасения и проводки судов в сплошных ледяных полях на реках и озерах и прибрежных зонах неарктических морей;
- выполнения околки льда и буксирных работ на водоемах, покрытых не торосящимся льдом.
При выполнении работ перечисленных видов такие суда могут использовать два основных режима движения: непрерывный ход и работа с набеганием носовой части корпуса судна на лед, то есть проламывание его собственным весом.
Для судов ледокольного типа к основному символу класса добавляется один из следующих знаков пожарных судов в районах переменных ватерлиний и даже немного выше: ЛК10, ЛК15, ЛК 20.
Суда со знаками ледоколов обычно имеют следующие эксплуатационные характеристики:
ЛК10 – выполнение ледокольных операций в речных и прибрежных морских портовых и припортовых акваториях, а также в замерзающих неарктических морях, озерах и реках при толщине ледяного покрытия до 10 см. Обладают непрерывным способом передвижения в сплошном ледовом поле толщиной до 15 см.
ЛК15 - выполнение ледокольных операций в прибрежных акваториях неарктических морей, озерах и реках при толщине ледяного покрытия до 15 см. Обладают непрерывным способом передвижения, а также ходом с набеганием на лед носовой части корпуса пожарного судна в сплошном ледовом поле толщиной до 20 см.
|
ЛК 20 - выполнение ледокольных операций в прибрежных акваториях неарктических морей, озерах и реках при толщине ледяного покрытия до 20 см. Обладают непрерывным способом передвижения, а также ходом с набеганием на лед носовой части корпуса пожарного судна в сплошном ледовом поле толщиной до 25 см.
Кроме того, вводится понятие категории пожарного судна ледового плавания, у которых корпуса имеют противоледовое покрытие-усиление:
1) Если судно ледового плавания удовлетворяет соответствующим требованиям, к основному символу класса добавляется один из следующих знаков ледовых усилений корпусов судов: ЛП1, ЛП2, ЛП3.
2) Категории ЛП1, ЛП2, ЛП3 образуют группу неарктических категорий и распространяются на суда, предназначенные только для плавания в замерзающих неарктических акваториях прибрежных морей, больших и малых озер и речных акваторий.
При выборе категорий противоледовых усилений корпусов судов неарктических районов эксплуатации рекомендуется пользоваться осредненными данными о допустимых для этих судов условиях плаваний, представленными в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Допустимые условия плавания
Категория судна | Допустимая толщина льда, м | Характер эксплуатации судна | |
Самостоятельное плавание | Плавание в канале за ледоколом | ||
ЛП1 | 0,10 | 0,20 | Регулярно |
ЛП2 | 0,15 | 0,25 | Регулярно |
ЛП3 | 0,20 | 0,30 | Регулярно |
Примечания:
1) принимается допустимая скорость движения судна 5 узлов;
2) рассматривается минимальная скорость плавания 3 узла.
Знаки судов