Глава 1. Какие водоемы пригодны для рыборазведения 5 глава




 

· Механизация облова и сортировки рыбы.

Технология облова нагульных прудов контейнерным способом. Многолетняя практика подтвердила проектные данные по сокращению времени облова контейнерным способом по сравнению с обычным в 2-3 раза, снижению эксплуатационных затрат в 3-4 раза, а также высокую надежность этой технологии.
При облове пруда контейнерным способом в обыкновенный донный водопуск с камерой облова помещаются два контейнера, куда вместе с потоком воды при ее спуске из пруда заходит рыба. Загрузка и подъем контейнеров осуществляются электротельфером попеременно: во время подъема и выгрузки одного контейнера производится наполнение второго. Заход рыбы регулируется поворотом направляющих ворот.
Энергопитание электротельфера, а также освещение оперативной площадки обеспечивает передвижная электростанция типа Э-8 или ЛЭП.
Контейнер выполнен из перфорированного или сетчатого материала. Основные его параметры таковы: длина -4м, ширина - 0,8 м, высота -1,3 м, вместимость - 500 кг живой рыбы.
Процесс облова - непрерывный, в нем заняты всего 2 человека. Бесперебойный облов прудов контейнерным способом обеспечивается при наличии на ферме достаточного количества живорыбного транспорта и садков для временного содержания живой рыбы до отправки ее в торговую сеть.
Механизация сортировки товарной рыбы. Если перед реализацией живой рыбы необходимо произвести ее сортировку, то в подобных случаях рекомендуется воспользоваться соответствующим оборудованием. Так, для сортировки товарного карпа используется сортировочная установка "Карп-2", сортирующая рыбу по массе в зависимости от толщины тела рыбы.
Ее применение позволит механизировать ручной труд, повысить производительность в 5,3 раза, снизить затраты труда на 81%.

Техническая характеристика установки "Карп-2"

Производительность, тыс. шт/ч (кг/ч) до 21,9 (6800)
Количество фракций рыбы  
Масса рыб во фракциях, г
первая до 250
вторая от 250 до 600
третья свыше 600
Расходы воды, м3 до З
Установленная мощность, кВт 2,25
Напряжение, В  
Частота, Гц  
Габаритные размеры, мм 3800х2100х1580
Масса, кг  

Механизация сортировки рыбопосадочного материала на прудах. Для сортировки рыбопосадочного материала карпа используется установка "Карп-1".
Ее применение позволит механизировать ручной труд, повысить производительность в 5,6 раза, снизить затраты труда на 82%.

Техническая характеристика установки "Карп-1"

Производительность, тыс.шт/ч до 30
Количество фракций  
Масса рыб во фракциях, г
первая до 10
вторая от 10 до 20
третья свыше 20
Расход воды, м3 До З
Установленная мощность, кВт 2,25
Напряжение, В  
Частота, Гц  
Габаритные размеры, мм 3150х1580х1630
Масса,кг  

 

 

· Перевозка живой рыбы.

Внутрихозяйственная перевозка осуществляется весной при зарыблении и осенью при облове прудов. Используются:
ручные тележки, двухосные универсальные тележки ТУ-250А, трехколесные универсальные тележки ТУ-250Б, ручные четырехколесные тележки УТР-0,3 с опрокидывающимся кузовом, мототележки С-751, грузовые мотороллеры МГ-150, самоходные шасси Т-16М, универсальный трактор ДТ-20, а также гидротранспортеры, на которые устанавливаются чаны, бидоны и т.п. (табл.29).

Таблица 29. Пневмоколесный транспорт для перевозки живой рыбы

Технические данные ТУ-250А ТУ-250Б УТР-0,3 ТГ-130 ТГ-400 ТГ-1000 Конструкция рыбхоза "Белое"
Грузоподъемность, кг              
Емкость кузова, м3 0,2 0,65 0,35 - - - 1,2
Габаритные размеры платформы 1520x800x900 1100x800 1000x630x360 1019x600x860 1100x800x1000 1700x1000x790 2000x1200x800
Масса, кг 20-45 -          

Двухколесные универсальные тележки ТУ-250А применяются для перевозки рыбопосадочного материала в бидонах или других емкостях, а также рассыпных или тестообразных кормов, зеленой растительности, удобрений и др. грузов на небольшие расстояния. Трехколесные универсальные тележки ТУ-250Б выпускаются в двух вариантах: с опрокидывающимся ящиком и с деревянной платформой, на которую устанавливаются различные приспособления (корзины, ящики, кузова и т.д)
Ручная четырехколесная тележка УТР-0,3 с опрокидывающимся кузовом предназначена для транспортировки кормов, удобрений, рыбы и прочих грузов по бетонным, асфальтированным или деревянным покрытиям. Диаметр обрезиненных колес 300 мм, усилие на перекатывание по ровному полу при грузе 250 кг -180 Н. В комплект входят деревянный и металлический кузова емкостью соответственно 0,25 и 0,35 м3.
Ниже приведены основные технические данные наиболее популярных у рыбоводов самоходных малогабаритных средств-мототележек и мотороллеров, используемых для перевозки рыбопосадочного материала и производителей (табл.30).

Таблица 30. Малогабаритные самоходные средства перевозки рыбы

Показатель Мототележка С-751 Грузовой мотороллер МГ-150
Грузоподъемность, кг    
Емкость кузова или цистерны, м3 0,3 0,27
Скорость передвижения, км/ч 4,6-38  
Габаритные размеры кузова, мм 2200х1000х1365 2540х1300х1150
Мощность двигателя, кВт    
Масса, кг    

Самоходное шасси Т-16М получило у рыбоводов наибольшее распространение для выполнения внутрихозяйственных транспортных и вспомогательных работ. Оно имеет ряд сменных навесных орудий для выполнения различных операций практически всего технологического цикла, в частности для перевозки рыбы и посадочного материала. На двухбрусной базе шасси могут быть смонтированы брезентовый чан, контейнер, цистерна и др. емкости. Кузов шасси опрокидывается гидравлическим способом, что позволяет быстро и без дополнительной рабочей силы выгружать рыбу. Шасси имеет грузовую самосвальную платформу емкостью 1 м3, грузоподъемностью 750 кг. Разгрузка может производиться вперед, вправо и влево. Скорость движения шасси и соответствующие тяговые усилия находятся в пределах 1,15-19,6 км/ч и 1-3 кН соответственно,

Техническая характеристика самоходного шасси Т-16М

Мощность двигателя, кВт 13,5
Ширина колеи, мм
ведущих колес от 1200 до 1800
направляющих колес от 1200 до 1500
Дорожный просвет, мм  
Габаритные размеры, мм
длина с прицепным устройством  
ширина при наименьшей колее  
высота по обшивке  
Масса, кг  

Универсальный трактор ДТ-20 оснащен дизельным двигателем мощностью 16 кВт, электростартерным пуском и электроподогревом двигателя, а также раздельными и сблокированными тормозами ведущих колес.
Трактор агрегатируется с одноосным тракторным саморазгружающимся прицепом марки 1-ПТС-2Н. Платформа прицепа опрокидывается за 5-6 с. Борта платформы - откидные. На платформе прицепа могут быть установлены чан, контейнер и др. емкости. Прицеп обладает хорошей маневренностью, высокой проходимостью и мягкостью хода благодаря малому радиусу поворота и применению комбинированных шин.

Техническая характеристика прицепа 1-ПТС-2Н

Грузоподъемность, кг  
Объем платформы, м3
без надставных бортов  
с надставными бортами 3,6
Погрузочная высота платформы, мм  
Размеры платформы, мм 2500х2000
Ширина колеи, мм  
Наибольшая скорость движения, км/ч  
Масса, кг  

При перевозке живой рыбы с каждым годом все шире применяется автотранспорт. Автоцистерна АЦЖР-3 монтируется на;1втомобиль"ЗИЛ-164". Загрузка живой рыбы в автоцистерну осуществляется различными средствами, наиболее современным из них является ленточный транспортер. Разгрузка производится через шланг, который присоединяется к выгрузному отверстию диаметром 250 мм, предусмотренному в нижней части задней стенки.
В верхней части автоцистерны имеются две изотермические герметические крышки, при закрытом положении которых производится заполнение ее водой за счет вакуума, создаваемого во впускном трубопроводе двигателя "ЗИЛ-164".
Обогащение воды кислородом осуществляется продуванием воздуха, поступающего от компрессора основного двигатели автомашины. При необходимости в цистерну можно подавать теплый воздух. Для этого в конструкции предусмотрен теплообменник. Для определения объема загруженной рыбы на задней стенке цистерны имеется водомерное стекло.
Автоцистерна АЦТП-2,8 смонтирована на шасси автомобиля "ГАЗ-53А6" и по своей конструкции лишь незначительно отличается от автоцистерны АЦЖР-3. В зависимости от расстояния перевозки, температуры воды и окружающего воздуха в автоцистерне перевозится до 800 кг живой рыбы (карпа).
Ниже приведены основные технические данные автоцистерн (табл.31).

Таблица 31. Автоцистерны АЦЖР-3 и АЦТП-2,8

Показатель АЦЖР-3 АЦТП-2,8
Емкость, л    
Производительность воздушного компрессора, м3    
Габаритные размеры, мм 6560 х 2408 х 2600 6150х2390х2377
Масса загруженной автоцистерны, кг    

Живорыбная автоцистерна конструкции Укрглаврыбхоза изготовлена на базе серийно выпускаемой автоцистерны АЦТП-2,8/5 ЗА. Живорыбные емкости - съемные, предназначены для монтажа на автомобиле "ЗИЛ-130", который может работать с прицепом, также оснащенным живорыбной цистерной. В передней части цистерны предусмотрен ледовый отсек емкостью 0,4 м3, куда можно загружать до 350 кг льда. Количество загружаемого льда зависит от температуры окружающего воздуха и длительности перевозки. На небольшие расстояния (до 250 км) при температуре окружающего воздуха до 15° С рыбу можно перевозить без льда. При более высокой температуре лед загружают из расчета 15 кг для охлаждения воды на ГС. Вода подогревается от выхлопных газов двигателя автоцистерны.

Техническая характеристика автоцистерны Укрглаврыбхоза

Герметическая емкость, л  
Высота всасывания от зеркала поверхности воды до уровня горловины цистерны, м  
Производительность компрессора, м3/мин  
Количество компрессоров  
Габаритные размеры, мм 3100х2500х1800
Масса, кг  
Количество перевозимой рыбы (карпа) при t от 5 до 10°С, кг  
Допустимые пределы t окружающего воздуха при транспортировке живой рыбы, °С 10-15
Максимальное расстояние транспортировки живой рыбы, км  
Количество обслуживающего персонала 1 человек (водитель цистерны)

Установка для перевозки живой рыбы ИКА. Установка состоит из автомобиля "ЗИЛ-130", гидронасоса с трубопроводами, воздухопровода, резервуара, монтажной рамы и выгрузных люков. Резервуар разделен на 6 равных, изолированных друг от друга отсеков, что позволяет перевозить одновременно разновозрастную рыбу определенными порциями. Каждый отсек имеет индивидуальные люки для загрузки и выгрузки живой рыбы. Внутри отсеков проложены перфорированные шланги, по которым воздух из воздухопровода распределяется но дну емкостей. Вода в резервуар подается гидронасосом.
Живорыбный автопоезд ИКА-4 состоит из автомобиля ".ЖЛ-130" с прицепом. На платформе автомобиля и прицепа устанавливаются четыре съемных контейнера с боковыми выгрузными люками. Перед установкой оборудования на автомобиль и прицеп борта с последних снимаются.
Цистерна-контейнер представляет собой термоизолированную металлическую емкость, в которой живая рыба переводится в водной среде. Внутри цистерна разделена перегородками на 4 равных отсека, каждый из которых имеет загрузочный и разгрузочный люки.
Для заливки воды шланг с фильтром опускают в водоем и запускают двигатель. После заливки воды включается аэрация.

Техническая характеристика живорыбного автопоезда ИКА-4

Грузоподъемность, т
автопоезда  
цистерны-контейнера  
Герметическая емкость, м3
автопоезда  
цистерны-контейнера 4,5
отсека 1,125
Дальность перевозки рыбы, км до 1000
Предельное время транспортировки, ч  
Производительность смесителя для насыщения кислородом воздушной смеси, м3  
Привод насоса и компрессора Стационарный малолитражный двигатель УД2С-М1
Мощность, кВт 5,9
Расход топлива, г/л.с.ч.  
Расход масла, г/л.с.ч.  
Время заполнения автопоезда водой, мин до 20
Обслуживающий персонал Водитель автомобиля
Габаритные размеры, мм 13200х2500х3090
Масса автопоезда, кг
порожнего  
с грузом  

В настоящее время одним из прогрессивных способов доставки продукции от поставщиков к потребителям является контейнерный способ. Он позволяет увеличить коэффициент использования автомашины в 1,5-2 раза.
Отечественная промышленность освоила производство контейнеров марок ИКФ-4 и ИКФ-5.
Съемный контейнер ИКФ-4 конструкции СПКТБ Севзапрыбпрома позволяет использовать для перевозки живой рыбы любой грузовик. Контейнер имеет прямоугольную форму и выполнен из листового алюминия. Аэрация воды осуществляется от бензокомпрессорной установки, смонтированной на платформе автомобиля.
Рыбу в контейнерах ИКФ-4 можно перевозить при условии бесперебойной работы систем аэрации при температуре воды до 10°С на расстояние не более 400 км. Съемный контейнер ИКФ-5 по своему устройству отличается от съемного контейнера ИКФ-4 (табл.32) только конструкцией крышки и более тонкой диффузией воздуха. Выпуклая поверхность крышки смягчает волнобой при транспортировке живой рыбы и уменьшает процент ее снулости.

Таблица 32. Съемные контейнеры для перевозки живой рыбы

Технические данные ИКФ-4 ИКФ-5 Укрглаврыбхоза
Емкость, м3      
Допустимая масса перевозимой рыбы, кг      
Габаритные размеры контейнера, мм 1960х1000х950 2000x1210х1800 3740х1620x1270
Масса, кг      
Тип двигателя аэрационной установки В1ЦД-4.5 УД-2М  
Мощность двигателя аэрационной установки, кВт 3,3 5,9 -
Тип компрессора СО-7А СО-7А От основного двигателя
Производительность компрессора, м3      

Автоконтейнер предназначен для приема и транспортировки производителей ценных промысловых рыб из рыбопропускного шлюза в водохранилище гидроузла.
Составные части контейнера монтируются на отдельном автотягаче "КрАЗ-258М" или "КрАЗ-221" с полуприцепом ЧМЗАП-5523 грузоподъемностью 20 т. Автоконтейнер заполняется водой при помощи насоса или другого средства. На всплывающую площадку загружают производителей, после чего площадка опускается в нижнее положение.
Для улучшения условий перевозки в контейнере создается искусственный поток воды, скорость которого составляет 0,2 м/с. Необходимая температура воды поддерживается льдом или автоматически холодильной установкой. Для дополнительного обогащения воды кислородом используются кислородные баллоны, при этом расход кислорода составляет 16,25 л/ч.

Техническая характеристика автоконтейнера

Емкость, м3  
Масса, кг  
Габаритные размеры, мм 5090х1984х2122
Максимальная транспортная масса автоконтейнера с водой и установкой дизель-обеспечения, кг  
Максимальная скорость передвижения, км/ч  

Перевозка живой рыбы может осуществляться железнодорожным транспортом.
Живорыбный вагон В-20 представляет собой четырехосный вагон, в котором размещено основное оборудование - большой и малый баки, куда загружают рыбу. Рядом с этими баками расположены баки для льда. Норма загрузки льда в ящик такая же, как и для автоцистерны; чтобы снизить температуру воды на 1°С требуется 15 кг льда. Для аэрации в вагоне предусмотрены механические аэраторы, представляющие собой трубопровод с форсунками.
Живорыбный вагон В-329 предназначен для перевозки пресноводной товарной живой рыбы и посадочного материала (молоди и производителей рыбы) при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 30°С. Вагон может быть включен как в состав грузового, так и пассажирского или почтово-багажного поезда. Представляет собой металлический кузов, оборудованный по концам автосцепками, в котором смонтировано оборудование для аэрации и циркуляции воды.
Вода охлаждается в холодильной установке, состоящей из двух агрегатов. Два насоса с объемным расходом 15 л/с каждый (54мУч) перекачивают воду по замкнутому циклу, при этом она очищается от взвесей и обогащается кислородом. Система циркуляции обеспечивает подачу воды из баков к испарителю холодильной установки и возвращение охлажденной воды в баки. Для предотвращения дополнительного нагрева воды летом и охлаждения зимой вагон термоизолирован. Все оборудование вагона разделено на отсеки перегородками.
Устройство для загрузки рыбы в баки монтируется непосредственно перед началом погрузочных работ и представляет собой контейнер, передвигающийся по наклонным направляющим от уровня земли (погрузочной платформы) до распределительного лотка, который устанавливается в междверном пространстве на уровне верхнего края баков. Контейнер поднимается электрической талью, передвигающейся по монорельсу, смонтированному под потолком вагона над баками.
Сачком, который крепится на крюке электротали, живая рыба подается на брезентовый лоток, а оттуда уже по алюминиевому лотку выгружается из вагона.
Основные технические данные живорыбных вагонов приведены в табл.33.

Таблица 33. Живорыбные вагоны

Основные данные В-20 В-329
Масса, т
вагона в груженом состоянии   85,2
тары   52,6
вагона в экипированном виде без груза   55,2
Вместимость резервуаров для рыб, м3 30,5  
Количество загружаемой рыбы, т
зимой до 8  
весной и осенью 4,7  
летом    
Срок транспортировки(плотность посадки 1:1 на 15 сут), сут    

Разработана и конструкция секций, специально предназначенных для перевозки товарной рыбы. Обслуживание таких секций предполагается производить бригадой из двух человек.
Проектная грузоподъемность по рыбе при плотности посадки 1:1,25-1:1,35-17 т, продолжительность рейса - 4-6 сут.
Надежная работа оборудования секции обеспечивается при температуре наружного воздуха от плюс 45 до минус 50° С и скорости соударения вагонов до 7,5 км/ч.
В грузовом помещении устанавливают два прямоугольных бака (резервуара) для рыбы, из коррозионностойкого материала, оборудуют их соединительной трубой и устройствами, обеспечивающими не только разъединение этих баков, ной быстрый слив воды и удаление из них грязи. Баки заполняют водой с помощью съемных шлангов.
Прорези для перевозки живой рыбы применяются в настоящее время достаточно редко, что связано с загрязненностью водной среды. Рыба, перевозимая в прорезях водным путем с сильно загрязненной водой, в лучшем случае теряет качество из-за неприятного привкуса. Такую рыбу потом необходимо долго выдерживать в садках, причем в абсолютно чистой воде.

В России прорези применяются в дельте Волги при транспортировке живого сома, сазана, линя, щуки с мест промысла до живорыбных садков. В Норвегии в прорезях перевозят живую треску и сайду. Срок транспортировки живой рыбы в прорезях составляет немногим более 2 сут.

Таблица 34. Основные нормы транспортировки рыб (карповых)

Перевозка Время нахождения в пути,ч Загрузка, тыс.шт. (кг) Допустимый отход,%
Личинки
в молочных флягах или полиэтиленовых пакетах (40 л воды) без кислорода Не более 2 100-200  
в стандартных полиэтиле-новых пакетах (20 л воды с кислородом) Не более 24 50-100  
Подращенные мальки
в молочных флягах или полиэтиленовых пакетах (40 л воды) без кислорода Не более 2 8-16  
в стандартных полиэтиленовых пакетах (20 л воды) с кислородом Не более 24 10-15  
Производители и ремонтные особи
в стандартных полиэтиленовых пакетах (20 л воды) с кислородом (ремонт массой 2 кг) Не более 48 2 шт.  
в крупногабаритных полиэтиленовых пакетах (40 л воды) с кислородом (производители массой 3-10 кг) Не более 24 1 шт. -"-
специальными живорыбными автомашинами (объем воды - 3 м3) До 12 300кг -"-
в живорыбных вагонах с механической аэрацией воды, До 12 (2000) -"-
емкостью баков 31 м3, объемом 24-48 (1200) -"-
воды - 20 м3 48 и выше (1000) -"-

Состав воды для транспортировки живой рыбы. При продолжительности перевозки рыбы 30-50 ч и плотности посадки 1:3 происходит накопление конечных продуктов обмена: свободной углекислоты (СO2) до 85 мг/л, аммонийного азота до 90 мг/л. Эти величины значительно выше тех, при которых рыба живет в естественных водоемах (свободная углекислота -2,5 мг/л, аммонийный азот - до 1,5 мг/л), а также превышают нормы, допустимые при выращивании (СO2-30 мг/л,NH4 -2 мг/л). При таких относительно высоких значениях СO2 и NH4, отход рыбы в период транспортировки не превышает 5%. При дальнейшем увеличении плотности посадки до 1:1 и более аммонийный азот накапливается до критической концентрации (130 мг/л для карпа), что вызывает гибель рыбы.
Кроме того, в процессе транспортировки живой рыбы происходит быстрое накопление микроорганизмов и органических веществ с различной степенью разложения (минерализации) как в растворенном, так и во взвешенном состоянии (слизь, фекальные массы, соли аммония и т.д.). В воде находятся также механические примеси - песок, ил, чешуя и др.
Ниже представлены параметры качества воды при перевозке в ней сеголеток и товарного карпа при плотности посадки 1:1 и температуре воды до 12° С.

Кислород, мг/л3 3 2,5-3,5
Углекислота, мг/л 13-16 рН 6,0-6,5; 8,0-8,5
Окисляемость, мг O2 100-110
Аммонийный азот, мг/л 8,0-10,0
Железо общее, мг/л до 3,0
Сероводород, мг/л  

В табл.34 приведены основные нормы транспортировки рыб.

· Зимовка рыбы.

Успешность зимнего содержания рыбопосадочного материала зависит от следующих факторов:
физиологической подготовленности организма рыб к зимнему голоданию;
условий вылова сеголеток из выростных прудов и пересадки их в зимовалы;
условий среды зимовальных прудов.
В северных зонах прудового рыбоводства (I-III) период зимовки составляет 6-7, в южных - 1-2 мес. в году. В подледный период зимовки, особенно во второй его половине, возможно резкое ухудшение газового режима водоемов, вызванное главным образом богатым содержанием органического вещества в донных отложениях. За зимний период, когда рыба не питается, она расходует запасы питательных веществ, особенно в северных зонах рыбоводства.
При традиционной технологии прудового рыбоводства для обеспечения выживания рыбы зимой в рыбоводных хозяйствах принимают специальные меры:
для зимнего содержания сеголеток карпа пересаживают в специальные зимовальные пруды;
зимовку осуществляют в специальных зимовальных комплексах;
сеголеток карпа и других рыб содержат зимой в садках или бассейнах на сбросных теплых водах энергетических объектов.
Во многих хозяйствах из-за недостатка зимовальных прудов или несвоевременного обновления выростных прудов практикуют зимовку сеголеток в выростных прудах, где проходило их выращивание, а также зарыбление нагульных прудов осенью. Разработана технология непрерывного выращивания рыбы в прудах, которая предусматривает выращивание в одном и том же нагульном пруду рыбы от малька до товарной массы без пересадки на зимовку.
Площадь зимовальных прудов в среднем обычно не превышает 0,5-1 га, поэтому в них следует тщательно поддерживать водообмен из расчета полного обновления воды за 15-20 сут. Глубина зимовальных прудов должна обеспечивать сохранение непромерзающего слоя воды толщиной не менее 1,2 м.
В сильно зарастающих, подтапливаемых водой зимовальных прудах, где условия для зимовки рыб неблагоприятные, наряду с традиционными способами их подготовки применяют содержание в летний период под водным паром, т.е. все лето пруд находится с водой. Обычные зимовалы просушивают.
От подготовки зимовальных прудов зависят и результаты зимовки, сохранность сеголеток и их хорошее физиологическое состояние.
Зимовальные пруды используют для зимовки сеголеток при двухлетнем, сеголеток и двухлеток - при трехлетнем цикле выращивания рыбы в прудах.
Сеголеток пересаживают в зимовальные пруды (плотность 500-800 тыс.шт., или 15-24 т/га). В малопроточных прудах количество зимующих рыб должно быть минимальным. Зимовалы при необходимости снабжают аэрирующими устройствами. Индикаторами неблагополучия газового режима зимовала, кроме прямого анализа воды, могут быть беспозвоночные -личинки жуков, стрекоз, клопы, которые дружно покидают пруд при снижении концентрации содержания растворенного в воде кислорода до критических величин для жизни карповых рыб. Нормативный выход молоди рыб из зимовки составляет 70-85%.
Для контроля за состоянием зимующего рыбопосадочного материала установлены предельные показатели, при ухудшении которых должны приниматься соответствующие меры (табл.35 и 36).

Таблица 35. Основные показатели контроля за состоянием зимующего рыбопосадочного материала (карп)

Показатель Сеголетка Двухлетка
Паразиты в поле зрения (увеличение в 80 раз), экз.
костия, хилодонелла, триходина    
апиозома    
ихтиофтириус    
гиродактилус,дактилогирус    
Инфекционные болезни, %    
Качество воды
температура у дна, °C   -
pH 6-8 -
содержание кислорода у вытока, мг/л   -
щелочность, мг экв/л    
содержание аммиака, мг/л 0,02 -
Сыворотка крови
общий белок, г 100 мл 2,5 -
аммиак, мкг/мл   -

Зимовка сеголеток карпа в зимовальных комплексах. В хозяйствах, расположенных в I-III зонах рыбоводства, где зимовка рыб длительная и условия неблагоприятные, велики отходы сеголеток. В рыбопитомниках, выращивающих большое количество рыбопосадочного материала, целесообразно строить зимовальные комплексы. Они состоят из зимовальных бассейнов, размещенных в закрытых неотапливаемых помещениях, системы водоподачи, компрессорной установки для аэрации воды, устройств для загрузки и выгрузки рыбы.
Источником водоснабжения зимовального комплекса может служить артезианская скважина или река. Бассейны располагают в один или два ряда. Площадь, занимаемая комплексом, рассчитанным на зимовку 2-5 млн. сеголеток, составляет от 600 до 1200 м2. Аэрацию воды осуществляют подачей воздуха через воздухораспылители из фильтровальных плит или труб. Под зимовальный комплекс можно переоборудовать инкубационный цех. Преимущество зимовки сеголеток карпа в комплексах перед зимовкой их в прудах заключается в том, что увеличивается возможность контроля за состоянием рыбы, проведением профилактической и лечебной обработки, улучшением условий зимовки (табл.37).
Подготовка зимовальных комплексов (прудов) к сезону. Зимовальные пруды следует готовить с весны сразу же после их разгрузки, чтобы обеспечить максимальное разложение органических накоплений в грунте и хорошее состояние прудов.

Таблица 36. Зимнее содержание прудовых рыб

Показатель Норма Зоны
I II III IV V VI VII
Площадь одного пруда, га 0,5-1 Для всех зон
Глубина непромерзающего слоя воды, м 1,2 То же
Водообмен, сут. 15-20 -"-
Продолжительность, сут.
Наполнения одного пруда   -"-
Спуска одного пруда 0,5-1 -"-
Плотность посадки сеголеток в зимовальные пруды при раздельном содержании, тыс. шт./га
Карп 500-800              
Растительноядные 450-550              
Пелядь       - - - - -
Выход годовиков из зимовальных прудов от посадки сеголеток, %
Карп 70-80              
Растительноядные 70-85              
Пелядь       - - - - -
Выход годовиков из приспособленных водоемов от посадки сеголеток, %
Карп 60-75              
Растительноядные 60-75              
Уменьшение массы сеголеток за зимовку, % До 10-12              
Плотность посадки двухлеток в зимовальные пруды, тыс. шт/га
Карп 120-110     - - - - -
Растительноядные 160-130     - - - - -
Выход двухгодовиков из зимовальных прудов, %
Карп       - - - - -
Растительноядные       - - - - -
Уменьшение массы двухлеток карпа и растительноядных рыб за период зимовки, % До 10 До 10 До 10 - - - - -

Таблица 37. Содержание рыбы в зимовальных комплексах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: