Тема № 25: ОНТОЛОГИЯ – УЧЕНИЕ О БЫТИИ




1.1. План семинарского занятия:

1. Эволюция понятия «бытие»

2. Структура бытия.

3. Объективная и субъективная реальность в бытии

4. Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия.

5. Виды онтологии – мифологическая, религиозная, философская, научная, экзистенциально-личностная.

 

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Философская категория бытия, ее смысл и специфика.

2. Основные формы бытия.

3. Диалектика бытия.

4. Метафизика и онтология.

5. Бытие и небытие.

6. Бесконечный (вечный) и конечный (временной) миры.

7. Единство и многообразие мироздания.

8. Мифологические, религиозные, философские концепции мироустройства.

9. Монизм, дуализм, плюрализм.

3. Перечень вопросов для самоподготовки:

1. Каково соотношение понятий: бытие, небытие, онтология, сущее.

2. Методы изучения бытия, вклад естественных и философских наук в исследование бытия;

3. Каков современный уровень знаний о бытии и проблемы, требующие дальнейшего исследования;

4. Каковы взаимоотношения между бытием и небытием;

5. В чем заключается тождество и различие в понимании бытия в различных видах онтологии – мифологическая, религиозная, философская, научная, экзистенциально-личностная.

 

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

5. Рекомендации по выполнению УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

 

1. Онтология – это:

А. Учение о бытии и небытии абсолюта и человека.

Б. Учение о хаотичности и системности Вселенной.

В. Раздел философии, где изучается происхождение и структура мироздания.

Г. Учение о первичности и вторичности материи или сознания.

Д. Все перечисленное.

 

2. Бытие. Что лишнее?

А. Бытие – космос, совершенный, вечный, материальный.

Б. Бытие – мир идей, порождающий мир чувственного Бытия.

В. Бытие – это поле Бога, который сам есть истинное Бытие.

Г. Бытие – это природа в целом.

Д. Бытие – это время существования чего-либо от песчинки до Вселенной.

Е. Бытие – это внешний по отношению к человеку мир.

Ж. Бытие – это предметный мир, противостоящий познающему субъекту.

З. Бытие – это целостность жизни, материальной и духовной.

 

3. Метафизика – это:

А. Учения античных мыслителей о неизменных и умопостигаемых сущностях мироздания.

Б. Комплекс сочинений Аристотеля по «первой философии», объединенных Андроником Родосским в 1 в. до н.э. под названием «Метафизика».

В. Термин, которым Гегель «обозначал недиалектические философские системы».

Г. Все перечисленное.

 

4. Гносеология – это:

А. Раздел философии, где изучается происхождение и сущность сознания.

Б. Учение о познавательных способностях человека.

В. Учение о методологии и методах познания.

Г. Теория об истинности и ложности знаний и об их критериях.

Д. Все перечисленное.

Е. Учение о познании человеком основ своей духовности.

 

5. Агностицизм – это:

А. Отрицание наличия у общих понятий (качество, форма, материя и т.д.) предмета, который бы соответствовал им в реальном мире.

Б. Полное или частичное отрицание познаваемости мира.

В. Учение древних и средневековых отшельников.

Г. Учение И. Канта о «вещи в себе».

Д. Учение об изменчивости знаний.

Е. Все перечисленное.

 

6. Материализм – это:

А. Ограниченность человека лишь житейскими («материальными») благами: еда, жилье, одежда, деньги и т.д.

Б. Признание материи первоосновой и первопричиной мироздания.

В. Знание о скрытых мельчайших (физических и химических) частицах вещества и поля.

Г. Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.

Д. Атеистическая теория, направленная против политики церкви.

Е. Все перечисленное.

 

7. Идеализм – это:

А. Мечтательная душа, не замечающая житейской реальности.

Б. Учение об идеалах и их роли в жизни.

В. Философское учение о первичности сознания и вторичности материи.

Г. Буржуазная и религиозная идеология.

Д. Стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй, красивой.

 

8. Дуализм. Отметить тот пункт, который к другому отношения не имеет:

А. Учение о первичности двух начал мироздания – духа и материи.

Б. Учение о независимости в человеке двух субстанций – мыслящей (духа) и протяженной (материи).

В. Учение о независимости друг от друга познающего субъекта и познаваемого объекта.

Г. Приверженцы двоичной системы исчисления.

Д. Концепция о равноправности любых противоположных начал: добра и зла, истины и лжи и т.д.

 

9. Монизм – это:

А. Учение о монополиях.

Б. Учение о едином творце мира.

В. Призыв к единению людей.

Г. Признание, что в основе мироздания лежит какое-то единственное несотворимое и неуничтожимое начало.

Д. Учение Лейбница о монадах.

Е. Все перечисленное.

 

10. «Трансцендентный» – означает:

А. Сверхъестественный.

Б. Сверхчувственный.

В. Алогичный.

Г. Связывающий две и более систем.

Д. Внешний по отношению к объекту и субъекту познания.

Е. Внеопытный.

Ж. А-В.

З. Г-Е.

8. Рекомендуемая литература

Основная

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия.– М., 2005.

 

Дополнительная

1. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - Воронеж, 1995. - С. 189-203.

2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: