1.1. План семинарского занятия:
1. Эволюция понятия «бытие»
2. Структура бытия.
3. Объективная и субъективная реальность в бытии
4. Рациональная онтология как учение о всеобщих формах и закономерностях бытия.
5. Виды онтологии – мифологическая, религиозная, философская, научная, экзистенциально-личностная.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
1. Философская категория бытия, ее смысл и специфика.
2. Основные формы бытия.
3. Диалектика бытия.
4. Метафизика и онтология.
5. Бытие и небытие.
6. Бесконечный (вечный) и конечный (временной) миры.
7. Единство и многообразие мироздания.
8. Мифологические, религиозные, философские концепции мироустройства.
9. Монизм, дуализм, плюрализм.
3. Перечень вопросов для самоподготовки:
1. Каково соотношение понятий: бытие, небытие, онтология, сущее.
2. Методы изучения бытия, вклад естественных и философских наук в исследование бытия;
3. Каков современный уровень знаний о бытии и проблемы, требующие дальнейшего исследования;
4. Каковы взаимоотношения между бытием и небытием;
5. В чем заключается тождество и различие в понимании бытия в различных видах онтологии – мифологическая, религиозная, философская, научная, экзистенциально-личностная.
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журнала;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
5. Рекомендации по выполнению УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.
|
6. Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. Онтология – это:
А. Учение о бытии и небытии абсолюта и человека.
Б. Учение о хаотичности и системности Вселенной.
В. Раздел философии, где изучается происхождение и структура мироздания.
Г. Учение о первичности и вторичности материи или сознания.
Д. Все перечисленное.
2. Бытие. Что лишнее?
А. Бытие – космос, совершенный, вечный, материальный.
Б. Бытие – мир идей, порождающий мир чувственного Бытия.
В. Бытие – это поле Бога, который сам есть истинное Бытие.
Г. Бытие – это природа в целом.
Д. Бытие – это время существования чего-либо от песчинки до Вселенной.
Е. Бытие – это внешний по отношению к человеку мир.
Ж. Бытие – это предметный мир, противостоящий познающему субъекту.
З. Бытие – это целостность жизни, материальной и духовной.
3. Метафизика – это:
А. Учения античных мыслителей о неизменных и умопостигаемых сущностях мироздания.
Б. Комплекс сочинений Аристотеля по «первой философии», объединенных Андроником Родосским в 1 в. до н.э. под названием «Метафизика».
В. Термин, которым Гегель «обозначал недиалектические философские системы».
Г. Все перечисленное.
4. Гносеология – это:
А. Раздел философии, где изучается происхождение и сущность сознания.
Б. Учение о познавательных способностях человека.
В. Учение о методологии и методах познания.
Г. Теория об истинности и ложности знаний и об их критериях.
|
Д. Все перечисленное.
Е. Учение о познании человеком основ своей духовности.
5. Агностицизм – это:
А. Отрицание наличия у общих понятий (качество, форма, материя и т.д.) предмета, который бы соответствовал им в реальном мире.
Б. Полное или частичное отрицание познаваемости мира.
В. Учение древних и средневековых отшельников.
Г. Учение И. Канта о «вещи в себе».
Д. Учение об изменчивости знаний.
Е. Все перечисленное.
6. Материализм – это:
А. Ограниченность человека лишь житейскими («материальными») благами: еда, жилье, одежда, деньги и т.д.
Б. Признание материи первоосновой и первопричиной мироздания.
В. Знание о скрытых мельчайших (физических и химических) частицах вещества и поля.
Г. Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.
Д. Атеистическая теория, направленная против политики церкви.
Е. Все перечисленное.
7. Идеализм – это:
А. Мечтательная душа, не замечающая житейской реальности.
Б. Учение об идеалах и их роли в жизни.
В. Философское учение о первичности сознания и вторичности материи.
Г. Буржуазная и религиозная идеология.
Д. Стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй, красивой.
8. Дуализм. Отметить тот пункт, который к другому отношения не имеет:
А. Учение о первичности двух начал мироздания – духа и материи.
Б. Учение о независимости в человеке двух субстанций – мыслящей (духа) и протяженной (материи).
В. Учение о независимости друг от друга познающего субъекта и познаваемого объекта.
Г. Приверженцы двоичной системы исчисления.
Д. Концепция о равноправности любых противоположных начал: добра и зла, истины и лжи и т.д.
|
9. Монизм – это:
А. Учение о монополиях.
Б. Учение о едином творце мира.
В. Призыв к единению людей.
Г. Признание, что в основе мироздания лежит какое-то единственное несотворимое и неуничтожимое начало.
Д. Учение Лейбница о монадах.
Е. Все перечисленное.
10. «Трансцендентный» – означает:
А. Сверхъестественный.
Б. Сверхчувственный.
В. Алогичный.
Г. Связывающий две и более систем.
Д. Внешний по отношению к объекту и субъекту познания.
Е. Внеопытный.
Ж. А-В.
З. Г-Е.
8. Рекомендуемая литература
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.
3. Хрусталев Ю.Н. Философия.– М., 2005.
Дополнительная
1. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - Воронеж, 1995. - С. 189-203.
2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.