1.1. План семинарского занятия:
1. Философская категория «материя».
2. Современные научные представления о видах материи, ее строении и свойствах.
3. Движение как способ существования материи.
4. Движение и развитие.
5. Пространство и время как формы существования материи.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
1. Формирование научно-философского понятия материи.
2. Современная наука о строении материи.
3. Основные типы и формы движения материи.
4. Понятие пространства и времени.
5. Реляционная и субстанциальная концепции пространства и времени.
6. Социальное пространство и социальное время.
7. Понятие материи в истории философии.
8. Движение как способ существования материи.
9. Пространство и время как формы существования материи.
10. Уровни организации неживой и живой природы.
11. Особенности пространственно-временных свойств физических, биологических, социальных явлений.
12. Методологические особенности различных мировоззренческих концепций о Вселенной и ее структуре.
3. Перечень вопросов для самоподготовки:
1. Философская категория «материя» и конкретные естественнонаучные представления о ее строении.
2. Современные научные представления о видах материи, ее строении и свойствах.
4. Движение как способ существования материи
5. Движение и развитие.
6. Пространство и время как формы существования материи.
7. Определение материи через указание на ее отношение к сознанию.
8. Диалектический характер познания материи, неисчерпаемость материи.
9. Неразрывное единство материи и движения.
|
10. Качественное многообразие и взаимосвязь форм движения материи.
11. Особенность биологической формы движения, соотношение ее с другими формами.
12. Объективность пространства и времени, их абсолютность (всеобщность) и относительность (зависимость от конкретных движущихся объектов), неразрывность друг с другом, с материей и движением, бесконечность, единство непрерывности и прерывности.
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журналов;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
4.1. Знать понятия:
материя, движение, взаимосвязь форм движения материи, развитие, пространство и время как формы существования материи, бесконечность, единство непрерывности и прерывности.
5. Рекомендации по выполнению УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.
6. Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. Материя – это:
А. Совокупность всех вещей и предметов во Вселенной;
Б. То, что первично по отношению к духовному и доступно познанию;
В. То, из чего все возникает и во что возвращается;
Г. Объективная реальность;
Д. Первовещество; то, что есть во всем;
Е. Масса вещества;
Ж. Вещество, поле, плазма, вакуум;
З. То, что независимо от сознания человека.
2. Идеальное – это: (указать, что не входит в понятие этого термина) –
|
А. Эталонное, абсолютно совершенное;
Б. Мыслимое;
В. Шедевр художественного творчества;
Г. Производное от материального;
Д. Противоположность реального;
Е. Свойство предмета, отраженное в свойствах другого предмета.
3. Субстанция – это:
А. Внутренняя сущность, определяющая всевозможные формы материального и духовного бытия;
Б. Средневековый термин для обозначения творца мироздания;
Г. Логический термин для обозначения объекта, который имеет свойства, но сам свойством не является;
Д. Все перечисленное.
4. Атрибут – такое свойство, которое характеризуется:
А. Неотъемлемостью;
Б. Необходимостью;
В. Существенностью;
Г. Периодичностью;
Д. Объективностью;
Е. Причинностью;
Ж. А-В;
З. Г-Е.
5. Какие понятия входят в содержание движения:
А. Развитие;
Б. Изменение;
В. Филогенез;
Г. Онтогенез;
Д. Прогресс;
Е. Регресс;
Ж. Катаклизмы;
З. Все перечисленное.
6. Пространство – это:
А. Характеристика элементов мироздания со стороны структурности, протяженности, сосуществования и взаимодействия;
Б. Пустое вместилище, где находится вещество Вселенной;
В. Априорные схемы чувственного познания;
Г. Мыслительный конструкт для удобства пользования познавательным материалом.
7. Время – это:
А. Форма бытия материи, выражающая последовательность развития и длительность существования ее параметров;
Б. Форма чувственного созерцания, упорядочивающая комплексы ощущений;
В. Вектор мирового движения;
Г. Неотвратимость будущего;
Д. Все перечисленное;
Е. Все перечисленное, кроме Б.
8. Развитие – это изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся:
|
А. Объективностью;
Б. Необратимостью;
В. Закономерностью;
Г. Причинностью;
Д. Преемственностью;
Е. Накоплением положительного;
Ж. Направленностью;
З. Б, В, Ж.
9. Виды материи:
А. Вещество.
Б. Произведения искусства.
В. Электромагнитное поле.
Г. Плазма.
Д. Аура
Е. Вакуум.
Ж. Общество.
З. А, В, Г, Е.
10. Формы движения (отметить лишнее):
А. Механическое;
Б. Физическое;
В. Химическое;
Г. Геологическое;
Д. Археологическое;
Е. Растительное (фитодвижение);
Ж. Животное (зоодвижение);
З. Кибернетическое.
7. Список литературы:
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.
3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Дополнительная
1. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - Воронеж, 1995.
2. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология». – Красноярск, 2007.