1.1. План семинарского занятия:
1. Теория познания и теория отражения. Субъект – объект познания.
2. Этапы познания, их диалектическое соотношение. Сенсуализм и рационализм.
3. Методы эмпирического и теоретического уровней познания.
4. Роль практики в познании.
5. Стили мышления. Особенности клинического мышления.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
1. Проблема метода научного познания в истории философии.
2. Индукция и дедукция как методы познания.
3. Наука в культуре современной цивилизации.
4. Роль науки в решении глобальных проблем современности.
5. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
6. Основные законы логики и их экспликация.
7. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.
Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия
1. Чем отличается научный факт от явления, феномена, события?
2. Каковы отличительные особенности эксперимента?
3. Какова роль аналогии в познании?
4. Каковы причины противоречий между теоретическим и эмпирическим познанием?
5. Каковы особенности медицинского эксперимента?
6. Опишите механизм развития научного знания.
4. Знать понятия:
гносеология, эпистемология, методология, метод, истина, научный факт, верификация, теория, рациональное познание, эмпирические методы, творчество, интуиция, стили мышления.
6. Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. Гносеология это:
А. Философская дисциплина;
Б. Учение о познании;
В. Учение об истине;
Г. Все сказанное верно.
2. Как называется отрасль философии, изучающая проблемы познания и приемы научного исследования?
|
А. Аксиология;
Б. Методология;
В. Онтология.
3. Эмпирическое познание это:
А. Уровень познания;
Б. Система методов познания, включающая наблюдение, описание, эксперимент;
В. Все верно.
4. Статистическая обработка данных относится к:
А. Методу эмпирического уровня исследования;
Б. Теоретическому уровню.
5. Научный факт от феномена (события) отличает:
А. Повторяемость и воспроизводимость в определенных условиях;
Б. Практическая важность.
6. Какие требования предъявляются к эксперименту?
А. Наличие контролируемых условий;
Б. Независимость от субъективных факторов;
В. Воспроизводимость.
Г. Все верно.
7. Каким требованиям должна удовлетворять теория?
А. Непротиворечивость;
Б. Совместимость с предшествующим знанием;
В. Ясность формулировок;
Г. Теория должна предсказывать факты в рамках своей компетенции;
Д. Все сказанное важно.
8. Какова доля теоретически хорошо обоснованного знания в медицине?
А. Все знание в медицине теоретически обосновано;
Б. Большая часть.
9. Медицинский прогноз относится к
А. Точному знанию;
Б. Прогноз в медицине носит, чаще всего, вероятностный характер.
10. Какое из двух суждений ближе к истине?
А. Медицина относится к наукам эмпирическим;
Б. Медицина – теоретическая наука;
11. В чем специфика медицинского эксперимента?
А. Сложность наблюдаемого явления, наличие многих факторов, влияющих на результат;
Б. Этические ограничения.
12. Когда на смену одной теории приходит другая?
|
А. Появляются факты, которые не могут быть объяснены в рамках старой теории;
Б. Появляется новая теория, которая объясняет факты, не получившие объяснение в рамках старой теории;
В. Переведутся защитники старой теории.
13. Интуиция представляет собой:
А. Аккумулированные знания и опыт;
Б. Внезапное озарение;
В. Все верно.
7. Список литературы:
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.
3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Дополнительная
1. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины – М., 2006.
2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие. – М., 2004.
3. Степин В.С. Наука: Новая философская энциклопедия. – М., 2001. – Т.3. – С. 23-2
4. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция.
Тема № 30: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ДИАЛЕКТИКА ИСТИНЫ
План семинарского занятия
1. Понятие «истина», ее характеристики.
2. Диалектика абсолютной и относительной истины. Догматизм и релятивизм.
3. Истина и вера.
4. Стили мышления. Особенности клинического мышления.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
1. Проблема метода научного познания в истории философии.
2. Индукция и дедукция как методы познания.
3. Наука в культуре современной цивилизации.
4. Наука и философия.
5. Основные законы логики и их экспликация.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
|
1. Чем отличается научный факт от явления, феномена, события?
2. Каковы отличительные особенности эксперимента?
3. Роль аналогии в познании.
4. Каковы причины противоречий между теоретическим и эмпирическим познанием?
5. Каковы особенности медицинского эксперимента?
6. Опишите механизм развития научного знания.
7. Что такое истина? Можно ли отождествить истину с доказанностью какой-то идеи или теории?
8. Опишите систему проверки истинности знаний.
9. Каково отношение истины и веры?
10. Охарактеризуйте стили мышления.
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журнала;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
4.1. Знать понятия:
диалектика истины, релятивизм, догматизм.
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007
6. Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. Истина – это:
А. Соответствие мысли, идеи, образа объективной реальности;
Б. Идея, с которой согласны все;
В. Вечная и неизменная идея;
Г. Истина – это правда.
2. Больше двух тысяч лет люди были уверены, что Солнце вращается вокруг земли. Правильно ли суждение: «Тогда это была истина»
А. Да;
Б. Нет.
3. «Верификация» означает:
А. Операцию сведения утверждения к суждению, допускающему проверку опытом;
Б. Логическую непротиворечивость суждения;
В. Любую проверку.
4. Принцип фальсифицируемости в современной науке означает:
А. Поиск фактов, которые могли бы опровергнуть гипотезу;
Б. Искажение истины.
5. Выражение «практика – критерий истины» имеет смысл:
А. Истинно то, что приносит практическую пользу;