РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ. ПРАКТИКА





1.1. План семинарского занятия:

1. Теория познания и теория отражения. Субъект – объект познания.

2. Этапы познания, их диалектическое соотношение. Сенсуализм и рационализм.

3. Методы эмпирического и теоретического уровней познания.

4. Роль практики в познании.

5. Стили мышления. Особенности клинического мышления.

 

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

 

Темы рефератов:

1. Проблема метода научного познания в истории философии.

2. Индукция и дедукция как методы познания.

3. Наука в культуре современной цивилизации.

4. Роль науки в решении глобальных проблем современности.

5. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

6. Основные законы логики и их экспликация.

7. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия

1. Чем отличается научный факт от явления, феномена, события?

2. Каковы отличительные особенности эксперимента?

3. Какова роль аналогии в познании?

4. Каковы причины противоречий между теоретическим и эмпирическим познанием?

5. Каковы особенности медицинского эксперимента?

6. Опишите механизм развития научного знания.

4. Знать понятия:

гносеология, эпистемология, методология, метод, истина, научный факт, верификация, теория, рациональное познание, эмпирические методы, творчество, интуиция, стили мышления.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Гносеология это:

А. Философская дисциплина;

Б. Учение о познании;

В. Учение об истине;

Г. Все сказанное верно.

 

2. Как называется отрасль философии, изучающая проблемы познания и приемы научного исследования?

А. Аксиология;

Б. Методология;

В. Онтология.

 

3. Эмпирическое познание это:

А. Уровень познания;

Б. Система методов познания, включающая наблюдение, описание, эксперимент;

В. Все верно.

 

4. Статистическая обработка данных относится к:

А. Методу эмпирического уровня исследования;

Б. Теоретическому уровню.

 

5. Научный факт от феномена (события) отличает:

А. Повторяемость и воспроизводимость в определенных условиях;

Б. Практическая важность.

 

6. Какие требования предъявляются к эксперименту?

А. Наличие контролируемых условий;

Б. Независимость от субъективных факторов;

В. Воспроизводимость.

Г. Все верно.

 

7. Каким требованиям должна удовлетворять теория?

А. Непротиворечивость;

Б. Совместимость с предшествующим знанием;

В. Ясность формулировок;

Г. Теория должна предсказывать факты в рамках своей компетенции;

Д. Все сказанное важно.

 

8. Какова доля теоретически хорошо обоснованного знания в медицине?

А. Все знание в медицине теоретически обосновано;

Б. Большая часть.

 

9. Медицинский прогноз относится к

А. Точному знанию;

Б. Прогноз в медицине носит, чаще всего, вероятностный характер.

 

10. Какое из двух суждений ближе к истине?

А. Медицина относится к наукам эмпирическим;

Б. Медицина – теоретическая наука;

 

11. В чем специфика медицинского эксперимента?

А. Сложность наблюдаемого явления, наличие многих факторов, влияющих на результат;

Б. Этические ограничения.

 

12. Когда на смену одной теории приходит другая?

А. Появляются факты, которые не могут быть объяснены в рамках старой теории;

Б. Появляется новая теория, которая объясняет факты, не получившие объяснение в рамках старой теории;

В. Переведутся защитники старой теории.

 

13. Интуиция представляет собой:

А. Аккумулированные знания и опыт;

Б. Внезапное озарение;

В. Все верно.

7. Список литературы:

 

Основная

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная

1. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины – М., 2006.

2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие. – М., 2004.

3. Степин В.С. Наука: Новая философская энциклопедия. – М., 2001. – Т.3. – С. 23-2

4. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция.

 

 

Тема № 30: ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ДИАЛЕКТИКА ИСТИНЫ

План семинарского занятия

1. Понятие «истина», ее характеристики.

2. Диалектика абсолютной и относительной истины. Догматизм и релятивизм.

3. Истина и вера.

4. Стили мышления. Особенности клинического мышления.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Проблема метода научного познания в истории философии.

2. Индукция и дедукция как методы познания.

3. Наука в культуре современной цивилизации.

4. Наука и философия.

5. Основные законы логики и их экспликация.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Чем отличается научный факт от явления, феномена, события?

2. Каковы отличительные особенности эксперимента?

3. Роль аналогии в познании.

4. Каковы причины противоречий между теоретическим и эмпирическим познанием?

5. Каковы особенности медицинского эксперимента?

6. Опишите механизм развития научного знания.

7. Что такое истина? Можно ли отождествить истину с доказанностью какой-то идеи или теории?

8. Опишите систему проверки истинности знаний.

9. Каково отношение истины и веры?

10. Охарактеризуйте стили мышления.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

диалектика истины, релятивизм, догматизм.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Истина – это:

А. Соответствие мысли, идеи, образа объективной реальности;

Б. Идея, с которой согласны все;

В. Вечная и неизменная идея;

Г. Истина – это правда.

 

2. Больше двух тысяч лет люди были уверены, что Солнце вращается вокруг земли. Правильно ли суждение: «Тогда это была истина»

А. Да;

Б. Нет.

 

3. «Верификация» означает:

А. Операцию сведения утверждения к суждению, допускающему проверку опытом;

Б. Логическую непротиворечивость суждения;

В. Любую проверку.

 

4. Принцип фальсифицируемости в современной науке означает:

А. Поиск фактов, которые могли бы опровергнуть гипотезу;

Б. Искажение истины.

 

5. Выражение «практика – критерий истины» имеет смысл:

А. Истинно то, что приносит практическую пользу;





Читайте также:
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.02 с.