6. Противоположность «истины» является:
А. Заблуждение;
Б. Неверие;
В. Догма.
7. Относительная истина – это:
А. Истина для своего времени;
Б. Неточность, незавершенность какой-то идеи, теории.
8. Догматиком называют человека
А. Верного своим принципам;
Б. Не желающего пересматривать свои взгляды, когда этого требует новая информация.
9. Синоним «истины» является:
А. «Достоверность»;
Б. «Объективность».
7. Список литературы:
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002
3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Дополнительная
1. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины – М., 2006
2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие. – М., 2004.
3. Рассел Б. Мудрость запада. – М.: Республика, 1998.
4. Степин В.С. Наука: Новая философская энциклопедия. – М., 2001.
5. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.
6. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.
Тема № 31: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА. СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. План семинарского занятия:
1. Понятие «эволюция».
2. Понятие о природе и о сущности человека.
3. Охарактеризовать Человека как существо разумное, производящее, общественное, культурное, нравственное.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
Тематика докладов:
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
|
1. Что такое эволюция и какое место в эволюционном процессе занимает происхождение человека?
2. Назовите ученых поставивших и решавших проблему антропогенеза
3. Какова сущность человека?
4. Какова морфофизиологическая специфика человека?
5. Охарактеризуйте человека как существо разумное, производящее, общественное, культурное, нравственное.
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журнала;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
4.1. Знать понятия:
эволюция, антропогенез, труд, сознание, мышление, сущность человека, общественные отношения, субъект деятельности.
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск., 2007.
6. Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. Человеческое сознание это:
А. Свойство человеческого мозга;
Б. Субъективная реальность;
В. Часть психики человека;
Г. Все сказанное верно.
2. Чем отличается психика человека от психики животного
А. Наличием памяти;
Б. Способностью мыслить абстрактно;
В. Наличием членораздельной речи;
Г. Способностью к эмоциональному переживанию;
Д. Все сказанное верно.
3. Что означает понятие «антропогенез»?
А. Возникновение человека;
Б. Совокупность генетических признаков человека;
В. Соответствует термину «человеческий ген»;
|
Г. Общечеловеческая история;
Д. Раздел науки о человеке.
4. Креационизм – это:
А. Учение о развитии творческих способностей;
Б. Учение о таланте;
В. Религиозная теория сотворения богом мира и людей;
Г. Алгоритм изобретательства.
5. Откуда слова: «Сотворим человека по образу Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
А. Коран;
Б. Библия;
В. Илиада;
Г. Легенда о Гильгамеше;
Д. Акбузат;
Е. Типи таки.
6. Этнография – это:
А. Наука об истории, образе жизни и культуре народов;
Б. Наука о различных группах в обществе, различающихся по материальному положению;
В. Учение об особенностях разных наций;
Г. Учения о географических местах расположения народов планеты;
Д. Учение о превосходстве одних народов над другими;
Е. А, Г.
7. Когда примерно произошло отпочкование человеческой ветви от животной?
А. 20 миллионов лет назад;
Б. 3-4 миллиона лет назад.
В. 40 тыс. лет назад.
Г. 2 тыс. лет до н. э.
Д. Около 2000 лет назад.
8. Кто входит в группу «ископаемых людей» («троглодитов»)? Зачеркнуть лишнее.
А. Австралопитек.
Б. Homo habilis («человек умелый»);
В. Гейдельбергский человек;
Г. Питекантроп;
Д. Синантроп;
Е. Неандерталец;
Ж. Человек из Кро-Маньона.
9. Когда примерно появился кроманьонец («человек разумный»)?
А. 1 миллион лет назад;
Б. 100 тыс. лет назад;
В. 40-30 тыс. Лет назад;
Г. 10 тыс. лет назад;
Д. В 1-ом тысячелетии до н.э.;
Е. 20 веков назад.
10. Кто создал научные основы концепции животного происхождения человека?
|
А. Л. Кар;
Б. Августин;
В. Д. Бруно;
Г. Ч. Дарвин;
Д. Морган;
Е. К. Маркс, Ф. Энгельс;
Ж. Г,Е.
11. Когда и где были найдены первые остатки питекантропа?
А. Р. Соло на о. Ява, 1890-1891;
Б. Северная Африка, 1954;
В. Южная Африка, 1949;
Г. В пещере Чжоукоудянь, 1927;
Д. Близ Гейдельберга, 1907;
Е. Вертешселлеш в Венгрии, 1965;
Ж. ЮАР, 1924;
З. Олдувайское ущелье, 1960.
12. Какая группа «ископаемых людей» считается непосредственно предшествующей кроманьонцам?
А. Австралопитек;
Б. «Человек умелый»;
В. Питекантроп;
Г. Синантроп;
Д. Неандерталец.
13. Какие главные факторы возникновения людей выделил Ф. Энгельс?
А. Мутация;
Б. Орудия труда;
В. Коллективность;
Г. Прямохождение;
Д. Речь;
Е. Письменность;
Ж. А, В, Д;
З. Использование огня.
14. Кому принадлежат слова:
«Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, тогда как люди производят»?
А. Ф. Бекон;
Б. Геккель;
В. Морган;
Г. Тайлор;
Д. Дюркгейм;
Е. Ф. Энгельс;
Ж. Леви-Брюль;
З. де Шарден.
15. Какой признак человека отличает его от животных?
А. Чувство юмора;
Б. Чувство красоты
В. Разумность;
Г. Производительная деятельность;
Д. Нравственность;
Е. Любовь и творчество;
Ж. Все перечисленное.
7. Список литературы:
Основная
1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.
3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.
Дополнительная
1. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. – СПб, 2004.
2. Лисицын Ю.П. Психологическая медицина. – М., 2004.
3. Психология и культура. Под ред. Д. Мацумото. – СПб., 2003.
4. Солсо Р. Когнитивная психология. – М., 2003.
5. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.