ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. ПОЗИТИВИЗМ
План семинарского занятия
1. Основные теоретические и идеологические установки экзистенциализма.
2. Общее и различное в религиозном и атеистическом экзистенциализме.
3. Сущность позитивизма.
4. Исторические формы позитивизма.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
1. Проблема бытия в философии М. Хайдегера.
2. Понимание свободы Ж.-П. Сартром.
3. А. Камю. Бунтующий человек.
4. Позитивизм как ветвь философии.
5. Т. Кун. Структура научных революций.
6. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
Тематика докладов:
1. Понятие свободы в экзистенциализме.
2. Сущность принципов верификации и фальсификации.
3. Особенности логического позитивизма.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
1. Проверяем ли принцип верификации?
2. Каково философское содержание категории экзистенция?
3. Является ли принцип фальсификации более философски значимым, чем принцип верификации?
4. Является ли экзистенциальная философия гуманистической?
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журнала;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
4.1. Знать понятия:
экзистенциализм, экзистенция, 3 стадии восхождения личности к подлинному существованию (эстетическая, этическая, религиозная), тоталитаризм, свобода, ответственность, «экзистенциальная тревога», «экзистенциальный вакуум», фрустрация, неврозы.
|
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.
6. Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. Экзистенциализм преимущественно занимается исследованием:
А. Развитием техники;
Б. Смысла человеческого существования;
В. Методологией научного познания;
Г. Доказательств бытия Бога.
2. Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:
А. Это учение о высшем понимании мира;
Б. Это познание причин и принципов сущего;
В. Это теория социальной революции;
Г. Это учение о человеческой свободе.
3. Какое философское направление XX века сделало своей главной проблемой смысл жизни человека?
А. Неотомизм;
Б. Экзистенциализм;
В. Неопозитивизм;
Г. Прагматизм.
4. Основателем позитивизма является:
А. Э. Фромм;
Б. Ж.-П. Сартр;
В. О. Конт;
Г. Р. Карнап.
5. Автором книги «Структура научных революций» является:
А. З. Фрейд;
Б. А. Шопенгауэр;
В. Т. Кун;
Г. С. Кьеркегор.
6. Эпистемологическим анархистом называют:
А. В. Дильтея;
Б. П. Фейерабенда;
В. О. Шпенглера;
Г. А. Бергсона.
7. Философские тексты:
Камю А. Бунтующий человек.
Печчеи А. Человеческие качества
Сартр Ж-П. Экзистенциализм - это гуманизм.
Швейцер. А. Проблема мира в современном мире.
Шпенглер О. Закат Европы.
Ясперс К. Истоки истории и ее цель (III. Проблема будущего).
Ясперс К. Философская вера (Третья лекция: ЧЕЛОВЕК.).
8. Список литературы:
|
Основная:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2007.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.
3. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2004.
Дополнительная:
1. Спирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2000.
Тема № 21: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В РОССИИ – XVIII ВЕК
План семинарского занятия
1. Общая характеристика русской философии.
2.XVIII век – пролог к философии в России: идеи Просвещения, вольтерианство.
3. Ломоносов – первый русский ученый, просветитель.
4. Гуманизм Радищева.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
1. Место и роль русской философии в социально-политической жизни России.
2. Философские взгляды А.Н. Радищева.
3. М.В. Ломоносов: ученый и философ.
4. Идеи Вольтера в России.
Тематики докладов:
1. «Москва – третий Рим».
2. Философия декабристов.
3. Философия русских масонов.
3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:
1. Начало философии в России: христианские идеи.
2. Влияние западноевропейской философии на философскую мысль России.
3. Место и роль русской философии в социально-политической жизни России.
4. Гносеологические и антропологические воззрения А. Н. Радищева.
5. Философские взгляды и религиозный мир М. В. Ломоносова.
6. Философские идеи в русском масонстве.
7. Научные заслуги М.В. Ломоносова.
8. Философские идеи Ломоносова.
9. А.Н. Радищев, его влияние на социально-политическую мысль России.
10. Радищев о сущности человека.
|
11. Радищев о природе сознания.
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журнала;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
4.1. Знать понятия:
философия, религия, соборность, духовность, историософия, антропоцентризм, масонство, вольтерианство
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.
6. Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. Какому из разделов философии русскими мыслителями уделяется наибольшее внимание?
А. Онтология;
Б. Гнесеология;
В. Историософия.
2. По мнению ученых, российской цивилизации свойственны следующие особенности:
А. На её формирование большое влияние оказала Византия, в том числе связи с принятием христианства;
Б. В истории России постоянно происходил процесс расширения географического пространства, освоения новых земель;
В. Государство играло важную роль в развитии общества;