Натуралистическая антропология.
Психофизиологическое и социальное начала в человеке.
Самоутверждение человека в природе и обществе.
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журнала;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
4.1. Знать понятия:
антропоцентризм, космоцентризм, биоантропология, культурная антропология, этология, натуралистическая антропология, психофизиологическое и социальное начала в человеке, феноменология, герменевтика, экзистенциальная концепция человека, уникальность человеческой индивидуальности.
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология».– Красноярск., 2007.
6. Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. Эволюцию человека и образование человеческих рас изучает:
А. Антропология;
Б. Эмбриология;
В. Археология.
2. Автор изречения: «Человек есть мера всех вещей»:
А. Протагор;
Б. Фалес;
В. Пифагор;
Г. Сократ;
Д. Эпикур.
3. Автор определения: «Человек есть животное политическое»
А. Аристотель;
Б. Августин;
В. Вольтер;
Г. Маркс;
Д. Ницше.
4. «Человек есть мыслящая вещь», утверждал
А. Декарт;
Б. Гоббс;
В. Ламетри;
Г. Фейербах;
Д. Герцен.
5. Автор: «Человек всего лишь тростник, но он тростник мыслящий»:
А. Паскаль;
Б. Гоббс;
В. Гельвеций;
Г. Монтескье;
Д. Руссо.
6. Признаком прирожденного статуса человека является
А. Социальное происхождение;
|
Б. Престиж, авторитет;
В. Национальность;
Г. Образование;
Д. Производственная квалификация.
7. Экзистенциалисты утверждают, что сущность человека определяется
А. Собственным выбором человека своей цели;
Б. Совокупностью производственных отношений;
В. Божественным предопределением;
Г. Непостижимой судьбой;
Д. Национальной культурой.
8. Формула «Смысл жизни в единении с Богом» отражает позицию
А. Монотеизма;
Б. Атеизма;
В. Деизма;
Г. Политеизма.
9. Формула «Смысл жизни в достижении счастья» есть жизненная позиция
А. Эвдемонизма;
Б. Аскетизма;
В. Эгоизма;
Г. Альтруизма.
10. Концепция смысла жизни как получения максимума удовольствия от нее называется
А. Гедонизмом;
Б. Альтруизмом;
В. Аскетизмом;
Г. Эвдемонизмом.
7. Список литературы:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., Проспект, 1998.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 1998.
3. Хрусталев Ю.Н., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины. – М., 2005.
4. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли / Т.И. Алексеева. – М., 1998. 217 с.
5. Борзенко И.М. Человечность человека: Основы современного гуманизма / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина. – М., 2005. 390 с.
6. Быстрицкий, Е.Е. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие / Е.Е. Быстрицкий. – Киев, 1991. 320 с.
7. Быховская И.М. Homo somatikos: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. – М., 2000. 208 с.
8. Демиденко Э.С. Ноосферное восхождение земной жизни / Э.С. Демиденко. – М., 2003. 138 с.
9. Казначеев В.П. Космопланетарный феномен человека / В.П. Казначеев, Е.А. Спирин. – Новосибирск, 1997. 287 с.
|
10. Красиков В.И. Синдром существования / В.И. Красиков. – Томск, 2002.
11. Кудашов В. И., Кудашова И.В.Философские аспекты усовершенствования человека. – Красноярск, 2007.
12. Лем С. Сумма технологии / С. Лем. – М., СПб., 2002. 688 с.
13. Минюшев Ф.И. Социальная антропология / Ф.И. Минюшев. – М., 1997. 398 с.
14. Никонов А.П. Апгрейд обезьяны. Большая история маленькой сингулярности / А.П. Никонов. – М., 2004. 352 с.
15. Поликарпов В.С. Феномен человека – вчера и завтра / В.С. Поликарпов, В.А. Поликарпова. – Ростов-на-Дону, 1996. 576 с.
16. Психология телесности: между душой и телом. – М., 2005. 731 с.
17. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. – М., 2004. 557 с.
18. Тоффлер Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. – М., 2004. 669 с.
19. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее / Ф. Фукуяма. – М., 2004. 349 с.
20. Человек в контексте глобальных проблем. – М., 1989. 273 с.
21. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991. 455 с.
22. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии / В.В. Шаронов. – СПб., 1997.
23. Шевяков Г.С. Человек и его судьба: опыт непредвзятого исследования / Г.С. Шевяков. – М., 2004. 272 с.
Тема № 37: БИОЭТИКА
1.1. План семинарского занятия:
1. Человек, его жизнь, здоровье – центральные проблемы в мировоззрении врача.
2. Человек как социально-биологическое существо.
3. Основные проблемы биоэтики.
2. Формы работы:
подготовка к семинарскому занятию:
изучение лекционного материала;
написание реферата, аннотации на журнальную статью;
материалы по УИРС:
Темы рефератов:
1. Что такое жизнь? Каковы основные свойства жизни?
|
2. Какие основные уровни организации живой материи вы знаете?
3. Какие основные принципы биологической эволюции вы знаете?
4. Что такое микро- и макроэволюция? Как они соотносятся?
5. Каков механизм генетической эволюции?
6. Что такое мутации и мутагены? Каковы виды мутаций?
7. Что изучает генетика? Каково значение генетики для практики?
8. Что такое биоэтика? Перечислите предпосылки ее формирования.
9. Что такое биоэтика, чем она занимается и каковы ее основные принципы?
10. Назовите социально-этические проблемы генной инженерии человека.
11. В чем выражается противоречивость взаимоотношений между природой и человеком?
12. Существуют ли пределы оказания медицинской помощи, и каковы они в поддержании жизни смертельно больного человека?
13. Допустима ли эвтаназия?
14. С какого момента следует отсчитывать наступление смерти?
15. С какого момента зародыш можно считать живым существом?
16. Допустимы ли аборты?
3. Перечень вопросов для самоподготовки:
1. Человек, его жизнь, здоровье – центральные проблемы в мировоззрении врача.
2. Человек как социально-биологическое существо.
3. Основные проблемы биоэтики.
4. Перечень практических умений:
Студент должен уметь:
написать реферат, изложить его в форме доклада;
написать аннотацию на научную статью из журнала;
применять полученные знания;
идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.
4.1. Знать понятия:
этика, биоэтика, деонтология, аксиология, эвтаназия, суицид, аборты, этология, социобиология, евгеника, генная инженерия, трансплантология.
5. Рекомендации по УИРС:
Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия», и «стоматология». – Красноярск,2007.
6. Самоконтроль по тестовым заданиям:
1. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:
А. Возрастом (количество прожитых лет);
Б. Психической и физической полноценностью;
В. Расовой и национальной принадлежностью;
Г. Финансовой состоятельностью;