Охватывает три рукописи. 45 глава




<p>«В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде города сего, полного идолов. И так он рассуждал в синагоге с иудеями и с чтущими бога и ежедневно на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним. И одни говорили: чтò хочет сказать этот суеслов? А другие: кажется, он проповедует о чужих божествах, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение».</p>

<p>Конечно, и _ _Шеллинг_ _ мог рассердиться здесь в Берлине при виде сего столь идолопоклоннического города. Ибо, где же больше, чем именно здесь, поклоняются идолам и земным вещам, маммоне и почестям мира сего, и собственному драгоценному «Я» и где же относятся с бòльшим пренебрежением к истинному богу? Где светская жизнь с её пышностью, с её роскошью, с её пустым суетным великолепием, с её блестящими пороками и прикрытыми грехами достигла высшей степени, чем именно здесь? Не желали ли ваши учёные, ваши поверхностные и нехристианские писатели льстить вам, когда они так часто сравнивали ваш город с Афинами? О, какую горькую истину они вам высказали! Да, конечно, Афины, полные языческой гордой образованности и цивилизации, которые именно до такой степени ослепили ваши глаза, что вам неясна простая истина евангелия; Афины, полные блеска, обмана и земного великолепия; Афины, где люди, привыкшие к довольству и комфорту, потягиваются и зевают на мягких постельках и считают речи о кресте слишком скучными и покаяние слишком утомительным; Афины, полные заносчивого, дикого упоения и чувственного опьянения, в котором заглушается громкий голос совести, внутреннее беспокойство и страдание прикрываются блестящим покровом! Да, конечно, Афины с надменными мирскими мудрецами, которые ломают себе головы над бытием и небытием и другими нелепостями и давно справились с богом и с миром, которые, однако, смеются над словами о смирении и о нищих духом, как над безумием и нелепостями минувших времён. Афины, богатые основательными учёными, которые знают наизусть все виды инфузорий и все главы римского права и из-за этого забывают о вечном спасении, в котором заключается блаженство душ! Здесь и _ _Шеллинг_ _, конечно, может разгневаться, как некогда Павел, когда он прибыл в подобный город. И когда он появился, мирские мудрецы, как некогда в былые времена эпикурейцы и стоики в Афинах, говорили: что хочет сказать этот суеслов? Они дурно отзывались о нём ещё прежде, чем он открыл рот; они поносили его ещё прежде, чем он появился в их городе. Однако мы видим, как нам далее повествует священное писание: «И, взяв его, привели в Ареопаг и говорили: можем ли мы знать, чтò это за новое учение, проповедуемое тобой? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? Афиняне же все, и живущие у них иностранцы и гости, ни в чём охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое».</p>

<p>Разве это не берлинцы, как живые? Не проводят ли и они время в том, чтобы слушать и видеть что-нибудь новое? Зайдите как-нибудь в ваши кофейни и кондитерские и посмотрите, как новые афиняне набрасываются на газеты, между тем как библия лежит дома, покрытая толстым слоем пыли, и ни один человек не раскрывает её. Прислушайтесь к их взаимным приветствиям, когда они встречаются, вы не услышите ничего, кроме вопросов: что нового? ничего нового? Всегда нужно что-нибудь новое, что-нибудь небывалое, иначе им смертельно скучно при всей их образованности, их роскоши и их наслаждениях. Кого они считают любезным, интересным и заслуживающим внимания? Того, кто всего более просвещён святым духом? Нет, того, кто всегда умеет рассказать всего больше новостей. О чём они более всего заботятся? О том, не обратился ли на путь истинный какой-нибудь грешник, по поводу чего ведь радуются ангелы божии? Нет, – какие скандальные истории произошли ночью, что пишут из Берлина в «Leipziger Allgemeine Zeitung»! Но хуже всех – ядовитое племя политиков и болтунов, которые больше всего помешаны на новостях. Эти лицемеры нахальнейшим образом суются в дела государственного управления, вместо того чтобы предоставить королю решать эти дела по его благоусмотрению, и совсем не заботятся о спасении своей бессмертной души; они хотят вынуть сучок из глаза правительства и не хотят заметить бревна в своём собственном неверующем глазу, чуждом любви к Христу. Эти люди особенно напоминают древних афинян, которые также целый день расхаживали по рынку, стараясь узнавать новости, а старые истины оставляли нетронутыми под спудом. Чего хотели они от _ _Шеллинга_ _, кроме того, чтобы услышать нечто новое, и как они презрительно морщились, когда он преподнёс им лишь старое евангелие! Как мало было среди них таких, которые не стремились всегда к новинкам, но желали от _ _Шеллинга_ _ лишь старой истины, слова об искуплении через Иисуса Христа!</p>

<p>И, таким образом, с _ _Шеллингом_ _ здесь повторилось всё то, что произошло с Павлом там. Они выслушали его проповедь с критическим выражением лица, время от времени важно улыбались, качали головой, многозначительно переглядывались, а затем с сожалением поглядывали на _ _Шеллинга_ _; когда же они услышали о воскресении мёртвых, тогда они стали насмехаться («Деяния апостолов», 17, 32). Лишь немногие последовали за ним, ибо ещё и теперь дело происходит так же, как в Афинах: особенное раздражение вызывает у них воскресение из мёртвых. Большинство настолько честно, что и слышать не хочет ни о каком бессмертии; меньшинство допускает весьма недостоверное, неопределённое, туманное бессмертие души, но по мнению последних тело вечно тлеет, и все они одинаково смеются над действительным, определённым и явным воскресением плоти, считая его совершенно невозможным, как будто в писании не было сказано: для бога нет ничего невозможного.</p>

<p>К изложенной уже верующим читателям истории церкви христовой, как она символически представлена нам в лице трёх апостолов – Петра, Павла и Иоанна – нам остаётся, однако, сделать ещё одно замечание. Отсюда следует, что если мы, как некоторые делают ещё и теперь, желаем презирать католическую церковь и унижать её по сравнению с нашей, то это в высшей степени несправедливо, греховно и противоречит постановлениям самого бога. Ибо и она, точно так же, как протестантская, установлена божественным решением, и мы ещё кое-чему можем от неё научиться. В католической церкви ещё сохраняется древняя апостольская церковная дисциплина, которая совершенно исчезла у нас. Мы знаем из писания, что апостолы и общины исключали из общения святого духа всех неверующих, лжеучителей и грешников, являющихся соблазном для общины. Не говорит ли Павел (Первое послание коринфянам, 5, 3 – 5): а я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас, сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день господа нашего Иисуса Христа. Не сказал ли Христос Петру: и дам тебе ключи царства небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Матф., 16, 19). Не сказал ли он после воскресения всем ученикам своим: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся? (Евангелие от Иоанна, 20, 23). Такие места из священного писания относятся к суровой церковной дисциплине в том виде, как она процветала в апостольской церкви и ещё существует у католиков, и если апостольская церковь является нашим образцом и священное писание нашим руководством, то и мы должны стараться вновь придать силу вышеупомянутому древнему постановлению, и при той ярости, с которой злой враг ныне преследует церковь господню и нападает на неё, нам, конечно, следует позаботиться о том, чтобы мы были вооружены не только внутренне, верой и надеждой, но и внешне, солидарностью верующих и изгнанием лжепророков. Нельзя дать волку проникнуть в стадо без того, чтобы не изгнать его вновь оттуда. Далее, не следует также полностью отвергать безбрачия католических священников. В Евангелии от Матф. 19, 10 – 12 сказано: Говорят ему ученики его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для царства небесного. Кто может вместить, да вместит. Затем в 1 кор. 7 от начала до конца говорится о преимуществах безбрачия пред браком, и я приведу оттуда лишь несколько мест: строфы 1, 2: Хорошо человеку не касаться женщины; но во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа; строфа 8: Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я; строфа 27: Остался ли без жены, не ищи жены; строфы 32, 33: Неженатый заботится о господнем, как угодить господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене; стр. 38 и сл.: Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а, думаю, и я имею духа божия. – Ведь эти изречения довольно ясны и трудно понять, как при таких предписаниях безбрачие могло пользоваться столь дурной славой у протестантов. Итак, мы видим, что католическая церковь в некоторых отношениях ближе к священному писанию, чем мы, и у нас нет никакого основания презирать её. Наоборот, наши братья в католической церкви, верующие и богобоязненные, стоят ближе к нам, чем отрекшиеся от веры и переставшие быть христианами протестанты, и пора нам начать устройство церкви Иоанна, соединившись с католиками против общих врагов, которые угрожают всему христианству. Теперь уже не время спорить о различиях отдельных вероисповеданий, – мы должны предоставить решение этого вопроса господу; после того как мы, люди, в течение трёхсот лет не могли прийти к определённому решению, мы должны бодрствовать и молиться и быть готовыми во всякое время, препоясав чресла истиною и облекшись в броню праведности и обув ноги в готовность благовествовать мир, а паче всего мы должны взять щит веры, которым возможем угасить все раскалённые стрелы лукавого и взять шлем спасения и меч духовный, который есть слово божие (Послание ефесянам, 6, 14 – 17). Ибо наступило плохое время, и враг ходит, «как рыкающий лев, ища кого поглотить» (Первое Петра, 5, 8). И если автор может позволить себе смиренно выразить своё мнение там, где могли говорить столь многие благочестивые и просвещённые мужи, то он полагает, что церковь Иоанна и с нею последние дни – близки. Кто следил за событиями последних лет в ожидании господа и не замечал, что приближаются великие дела и что рука господа управляет ходом событий, совершающихся с царями и странами! Со времён ужасной французской революции совершенно новый дьявольский дух вселился в значительную часть человечества, и безбожие столь бесстыдно и надменно поднимает свою наглую голову, что приходится думать об исполнении в настоящее время пророчеств писания. Посмотрим, однако, что сказано в писании о безбожии последних времён. Господь Иисус говорит, Матф., 24, 11 – 13: И многие лжепророки восстанут и прельстят многих. И по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасётся. И проповедано будет сие евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда прийдет конец. И строфа 24: …восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. И Павел говорит, Второе послание фессалоникийцам 2, 3 и сл.: …и откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся _ _выше всего, называемого богом или святынею_ _; …по действию сатаны будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих; за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. _ _И за сие пошлёт им бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи_ _, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. И Первое послание Тимофею, 4, 1: дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским.</p>

<p>Не доказывает ли это, что господь и Павел как бы воочию видели наше время, как живое? Всеобщее отступничество от царствия божия всё усиливается, безбожие и богохульство с каждым днём становятся всё наглее и наглее, как говорит Пётр (Второе послание Петра, 3, 3): И знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям. Все враги бога ныне соединяются и нападают на верующих со всевозможным оружием; равнодушные, которые предаются светским удовольствиям и для которых слишком скучно было слышать о кресте, объединяются теперь, терзаемые совестью, с атеистическими мирскими мудрецами и хотят посредством их учения заглушить угрызения совести; с другой стороны, эти последние открыто отрицают всё то, чего нельзя видеть глазами, бога и всякое загробное существование, и тогда само собой разумеется, что они всего выше ставят этот мир с его плотскими наслаждениями, с обжорством, пьянством и развратом. Это худшие язычники, которые ожесточились и сами довели себя до упорного отрицания евангелия и о которых господь говорит, что жителям Содома и Гоморры лучше будет в день страшного суда, чем им. Это уже не равнодушие и холодность к господу; нет, это открытая, явная вражда, и вместо всяких сект и партий мы имеем теперь только две: христиан и противников Христа. Но те, у кого есть глаза, для того чтобы видеть, пусть видят и не ослепляются, потому что теперь не время для сна и отговорок; когда знамения времени свидетельствуют так ясно, тогда следует обращать на них внимание и вникать в смысл пророчеств, которые не напрасно даны нам. Мы видим среди нас лжепророков, и даны им уста, говорящие гордо и богохульно, и отверзают они уста свои для хулы на бога, чтобы хулить имя его, и жилище его, и живущих на небе. И дано было им вести войну со святыми и (получается почти такое впечатление) победить их. Откр. Иоанна, 13, 5 – 7. У них не осталось никакого стыда, смущения и благоговения, и отвратительные насмешки какого-нибудь Вольтера являются детской забавой по сравнению с отвратительной серьёзностью и с обдуманным богохульством этих соблазнителей. Они странствуют по Германии и хотят украдкой всюду проникнуть, проповедуют свои сатанинские учения на рынках и переносят дьявольское знамя из одного города в другой, увлекая за собой бедную молодёжь, чтобы ввергнуть её в глубочайшую бездну ада и смерти. Искушение неслыханным образом усилилось, и невозможно, чтобы господь допускал это без особого намерения. Не следует ли применять и к нам изречение: лицемеры! различать лице неба вы умеете; а знамений времён не можете? Матф., 16, 3. Нет, мы должны раскрыть глаза и смотреть вокруг; время грозное и следует бодрствовать и молиться, чтобы мы не впали в искушение и чтобы господь, который придёт, как тать в нощи, не застал нас спящими. Нас ждут многие бедствия и соблазны, но господь не покинет нас, потому что он сказал в Откр. Иоанна. 3, 5: Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни и исповедаю имя его пред отцом моим и пред ангелами его. И строфа 11: Се гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего! Аминь.</p>

<cite>

<subtitle>• • •</subtitle>

<p>_ _Написано Ф. Энгельсом в начале 1842 г._ _</p>

<p>_ _Напечатано в виде отдельной брошюры в Берлине в 1842 г._ _</p>

<p>_ _Печатается по тексту брошюры_ _</p>

<p>_ _Перевод с немецкого_ _</p>

</cite>

</section>

<section>

<title>

<p>Библии чудесное избавление</p>

<p>от дерзкого покушения,</p>

<p>или торжество веры,</p>

</title>

<subtitle>сиречь ужасная, но правдивая и поучительная история о блаженной памяти лиценциате Бруно Бауэре, иже, диаволом соблазнённый, от чистой веры отпавший, князем тьмы ставший, наконец, был уволен в отставку</subtitle>

<subtitle>Христианская героическая поэма в четырёх песнях</subtitle>

<subtitle>ПЕСНЬ ПЕРВАЯ</subtitle>

<poem>

<stanza>

<v>Чтоб ты могла воспеть достойно славу веры,</v>

<v>Лети, моя душа, в пределы горней сферы!</v>

<v>Но в силах ли сама ты совершить полёт</v>

<v>Без помощи того, кто крыльям мощь даёт?</v>

<v>Молитесь за меня, о верующих рати,</v>

<v>Да возгремит мой стих под сенью благодати!</v>

<v>_ _Лев_ _ с Зальских берегов, с рычанием воспрянь,</v>

<v>О _ _Хенгстенберг_ _, простри победоносно длань!</v>

<v>Учёный _ _Зак_ _, тебе послушны лиры струны:</v>

<v>Великий маг, свои мне одолжи перуны!</v>

<v>Служитель ревностный небесного отца,</v>

<v>_ _Круммахер_ _, научи глаголом жечь сердца!</v>

<v>Огнём своих стихов, превозносящих веру,</v>

<v>_ _Кнапп_ _, дай мне осветить греховную пещеру!</v>

<v>И ты, насмешников крестом разивший в грудь,</v>

<v>Меня сопровождать, о _ _Клопшток_ _, не забудь!</v>

<v>Чем был бы без тебя, о богослов _ _Иоанн_ _, я?</v>

<v>Благослови моё великое дерзанье.</v>

<v>О царь _ _Давид_ _ и ты, _ _Иезекиил_ _ пророк,</v>

<v>Я с вами сокрушу неверия порок.</v>

<v>Чтоб до конца довёл я песнь во славу божью,</v>

<v>Вы, верой мощные, молитвенно к подножью</v>

<v>Престола вышнего свой обратите лик:</v>

<v>Тогда не страшен мне хулы безбожный крик! –</v>

</stanza>

<stanza>

<v>Что смолк блаженный хор, и не слышна осанна?</v>

<v>И песни ангельской почто иссякла манна?</v>

<v>Ужель на небеса проник лукавый дух</v>

<v>И от его очей свет радости потух?</v>

<v>В пределах, где царят блаженство и отрада,</v>

<v>Кто поднял плач и стон? О чём иеремиада?</v>

<v>То души праведных подняли голоса,</v>

<v>Стенанием они смущают небеса:</v>

</stanza>

<stanza>

<v>«Услышь, господь, услышь! Внемли моленью верных,</v>

<v>Не дай погибнуть им в страданиях безмерных!</v>

<v>Терпенью твоему когда конец придёт,</v>

<v>Когда ты казнь пошлёшь на богохульный род?</v>

<v>Доколе процветать ты дашь в земной юдоли</v>

<v>Безбожным наглецам? Скажи, господь, доколе</v>

<v>Философ будет мнить, что „я“ его есть „я“,</v>

<v>А не от твоего зависит бытия?</v>

<v>Всё громче и наглей неверующих речи…</v>

<v>Приблизь же день суда над скверной человечьей».</v>

</stanza>

<stanza>

<v>Господь на то в ответ: «Не пробил час для труб,</v>

<v>Ещё не так смердит от разложенья труп.</v>

<v>К тому ж и воинство моё – от вас не скрою –</v>

<v>Не подготовлено к решительному бою.</v>

<v>Богоискателями полон град Берлин,</v>

<v>Но гордый ум для них верховный господин;</v>

<v>Меня хотят постичь при помощи понятий,</v>

<v>Чтоб выйти я не мог из их стальных объятий.</v>

<v>И _ _Бруно Бауэр_ _ сам – в душе мне верный раб –</v>

<v>Всё размышляет: плоть послушна, дух же слаб.</v>

<v>Но уж недолго ждать. Он сбросит мыслей сети,</v>

<v>И сатана его не сможет одолети;</v>

<v>Взыскующий меня, в конце концов, найдёт:</v>

<v>Он дух свой вызволит из гибельных тенёт</v>

<v>Гордыни мышленья, что душу раздвояет,</v>

<v>И в ликовании душа его взыграет.</v>

<v>Для философии вот будет-то подвох,</v>

<v>Когда уверует он в то, что бог есть бог».</v>

</stanza>

<stanza>

<v>И души праведных тогда возликовали</v>

<v>И славить господа согласным хором стали:</v>

</stanza>

<stanza>

<v>«Достоин славы ты, владыка вышних сил,</v>

<v>Который шар земной и небо сотворил.</v>

<v>Уж близок день: твой гнев накажет нечестивых,</v>

<v>И возвеличишь ты рабов своих радивых».</v>

</stanza>

<stanza>

<v>Господь же продолжал: «Да, Бауэр избран мной,</v>

<v>Чтоб верующих стан вести в последний бой.</v>

<v>Когда на грешный мир прольются чаши гнева,</v>

<v>Разверзнется земля и выкинет из зева</v>

<v>Поток огня, когда кровавые бичи</v>

<v>Хлестнут морскую гладь, и туча саранчи</v>

<v>Покроет небосвод, и содрогнутся горы,</v>

<v>И звери в ужасе свои покинут норы, –</v>

<v>Тогда со знаменем: „за веру и престол“</v>

<v>_ _Он_ _ в битву полетит, как молодой орёл».</v>

</stanza>

<stanza>

<v>И души праведных сильней возликовали</v>

<v>И славить господа согласным хором стали:</v>

<v>«Ты, господи, велик, и ты непобедим.</v>

<v>Пусть жертвенный к нему вовек струится дым».</v>

</stanza>

<stanza>

<v>Ещё не отзвучал псалом их величавый,</v>

<v>Как появился вдруг шумя, смердя – лукавый.</v>

<v>Нечистым пламенем горел свирепый лик,</v>

<v>И крови праведных алкал его язык.</v>

<v>Он быстро подошёл к господнему престолу</v>

<v>И, наглые глаза не опуская долу,</v>

<v>Вскричал кощунственно: «Доколь ты будешь ждать,</v>

<v>Меня к бездействию доколе принуждать?</v>

<v>Боишься, верно, ты, что в день, когда сраженье</v>

<v>Между тобой и мной за власть произойдёт,</v>

<v>Я нанесу вам пораженье</v>

<v>И захвачу твой небосвод.</v>

<v>А если ты не трус, готовься к бою,</v>

<v>Вели архангелу трубить.</v>

<v>Я войско дикое моё в ряды построю:</v>

<v>Мы жаждем встретиться с тобою</v>

<v>И ангелов твоих сразить».</v>

</stanza>

<stanza>

<v>Господь: «Терпение! Уж близок, близок час,</v>

<v>Когда узнаешь ты, кто всемогущ из нас.</v>

<v>Взгляни на землю вниз: там множатся знаменья,</v>

<v>Ввергающие мир в великое смятенье:</v>

<v>Поджоги, мятежи и за войной война;</v>

<v>Закон в забвении, а вера предана;</v>

<v>Хулители цветут, а праведники в горе…</v>

<v>Но – погоди! – в сто раз ужасней будет вскоре.</v>

<v>Я верного слугу теперь себе избрал,</v>

<v>Чтобы он грешникам о царствии вещал.</v>

<v>Осмеян будет он как потерявший разум;</v>

<v>Мне это на-руку, чтоб всё покончить разом.</v>

<v>Ещё не пробил час. Но если всё пойдёт</v>

<v>И впредь, как шло досель, – то скоро час пробьёт».</v>

</stanza>

<stanza>

<v>«Кто ж избран? Имя чьё у вас отныне свято?»</v>

<v>«Я _ _Бауэра_ _ избрал». –</v>

<v>«Какого? Лиценциата?»</v>

<v>«Да, именно его». –</v>

<v>«Ну, он не так уж прост:</v>

<v>Его не радуют ни пение, ни пост,</v>

<v>Он просит у тебя сокровищ чрезвычайных,</v>

<v>Чтоб умозрительно их постигать в тиши;</v>

<v>А в догматах, в их выспреннейших тайнах</v>

<v>Не обретает он покоя для души».</v>

</stanza>

<stanza>

<v>Господь: «Пускай теперь со странностями он, –</v>

<v>В его мозгу, поверь, всё скоро прояснится;</v>

<v>Пускай он в дерзкие раздумья погружён, –</v>

<v>Ты в том уверен будь: рассудка он лишится».</v>

</stanza>

<stanza>

<v>Лукавый: «Я берусь отбить его у вас</v>

<v>И вставлю в мой венец чудесный сей алмаз.</v>

<v>Ведь _ _Гегель_ _ в нём засел гвоздём, как говорится;</v>

<v>Уж я за этот гвоздь сумею ухватиться».</v>

</stanza>

<stanza>

<v>Господь: «Я отдаю его тебе во власть,</v>

<v>За праведной его душой ступай! Не мешкай!</v>

<v>Заставь его с собой в твой чёрный ад упасть</v>

<v>И оглуши его злорадною насмешкой.</v>

<v>Но чтò как доказать сумеет он, что тот,</v>

<v>Кто верует в меня, путь не теряет правый,</v>

<v>Куда б ни завели его огни болот?»</v>

</stanza>

<stanza>

<v>«Я вызов принял твой! – ответствовал лукавый, –</v>

<v>От _ _Бруно Бауэра_ _ не жди для неба славы!»</v>

<v>Сказал и бурею понёсся в чёрный ад,</v>

<v>Оставив за собой невыносимый смрад.</v>

</stanza>

<stanza>

<v>Пока бесчинствовал на небе враг господний,</v>

<v>Волненье вспыхнуло внезапно в преисподней;</v>



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: