ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра менеджмента
ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ
Методические указания и контрольные задания
для бакалавров заочной формы обучения
специальности 080200.62 «Менеджмент»
Мурманск
Составитель – Лощакова Анна Борисовна, старший преподаватель кафедры менеджмента Мурманского государственного технического университета
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой менеджмента «_12__» _сентября_____ 2013__ года, протокол № _1___.
Рецензент: Макаренко Екатерина Владимировна, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры менеджмента Мурманского государственного технического университета
Авторская редакция Лощаковой А.Б.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ................5
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………………8
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………13
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ
ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………….....…15
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ДИСЦИПЛИНЕ……………………...…36
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………...38
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ …………………………………....40
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ…………………………………………………………………….43
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические указания по дисциплине «Организационное поведение» федерального компонента цикла ОПД составлены на основе ФГОС ВПО № 544 по направлению подготовки 080200 «Менеджмент»(квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного 20.05.2010 г. и рабочего учебного плана данного направления подготовки.
|
Быстрые, глубокие и коренные изменения, происходящие в России в различных областях деятельности человека, потребовали более внимательного отношения к изучению психологических особенностей управленческой деятельности с целью более быстрой адаптации руководителей к меняющимся условиям. Сегодня, когда конкуренция в России все возрастает, менеджеры не могут достигать успеха, обладая только техническими навыками. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают необходимость повышения личной эффективности менеджеров для достижения ими большей результативности своей работы. Сильная (доминантная, креативная, уверенная в себе, целеустремленная) личность – непременное условие профессионального успеха менеджера. Формирование в себе качеств, необходимых для успешной деятельности является одним из обязательных условий работы будущего руководителя над собой.
Учебная дисциплина «Личная эффективность руководителя» направлена на приобретение знаний и навыков, необходимых для успешного управления в современных условиях. Программа основана на использовании главного принципа развития эффективности будущего руководителя - единства знаний и умений, направленных на их применение в практике управления.
Цели и задачи изучения дисциплины:
Цель преподавания дисциплины – получение студентами знаний об основных направлениях, способах повышения личной эффективности, выявления и активизации личностных ресурсов, необходимых для успешной управленческой деятельности.
|
Задачи изложения и изучения дисциплины «Личная эффективность руководителя»:
- оценка студентами своего «управленческого потенциала», осознание сильных и слабых сторон;
- научить использовать теоретические знания на практике;
- повысить личную эффективность студентов в управлении людьми, расширить их поведенческий и управленческий репертуар.
Процесс изучения дисциплины «Личная эффективность руководителя» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент»:
а) Общекультурных (ОК):
- стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
б) профессиональных (ПК):
- способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК- 4);
- способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК- 5).
Самостоятельная работа по дисциплине «Личная эффективность руководителя» имеет целью углубленное и дополнительное изучение основных проблем и тенденций в теории и практике освоения способов саморазвития и самосовершенствования, а также подготовку к практическим занятиям.
|
Основные задачи самостоятельной работы:
- изучить основные темы дисциплины «Личная эффективность руководителя», используя основную и дополнительную литературу, а также материалы периодических изданий, информационные Интернет - ресурсы;
- изучить лекционный материал по дисциплине;
- обобщить практические и научные знания по данной дисциплине;
- применить полученные знания на практических занятиях.
Требования к освоению самостоятельной работы
В результате изучения дисциплины «Личная эффективность руководителя» студент должен:
Знать:
- понятийный аппарат дисциплины;
- теоретический и практический материал по дисциплине «Личная эффективность руководителя».
Уметь:
- использовать теоретический материал для решения практических вопросов;
- анализировать различные стороны собственной личности;
- использовать современные формы и методы самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования для повышения собственной эффективности как будущего специалиста в области управления;
Владеть:
- навыками личной организованности и самоуправления;
- основными подходами к разрешению проблем в управленческой практике;
- способами выбора оптимальных направлений профессионального и
личностного роста;
Настоящие методические указания включают перечень тем дисциплины, рекомендации по наиболее трудным вопросам курса, ссылки на литературные источники к темам, вопросы для самопроверки.
Форма итогового контроля – экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для студентов 3 курса заочно-ускоренной формы обучения
Таблица 1
№ п/п | Содержание разделов (модулей), тем дисциплины | Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки | Компетенции раздела (модуля) | ||||
Лекции | ПР | ЛР | СР | ИР | |||
1. | Тема 1. Личностный потенциал руководителя и эффективность управления Сущность и значение управленческого труда. Личная эффективность руководителя (ЛЭР) как объект изучения. Подходы к пониманию термина «эффективность» в науке. Признаки эффективного руководителя. Базовые управленческие компетенции и психологический профиль современного руководителя. Ресурсы менеджера: технологические и психологические. Личная эффективность как условие самореализации менеджера. Факторы и структура личной эффективности в сфере управления. Психологическая культура в контексте ЛЭР. | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | |||
2. | Тема 2. Способы повышения личной эффективности. Самоменеджмент. Механизмы и психологические структуры личностного роста. Рефлексия и ее значение в развитии личности и деятельности руководителя. Стратегии развития личной эффективности. Способы повышения ЛЭР: самоменеджмент, коучинг, наставничество, тренинги личностного роста. Система самоорганизации менеджера. Сущность и содержание технологии самоменеджмента. Ограничения в развитии личности менеджера (по М. Вудкок и Д. Френсис).Типы личной неэффективности и парадигмы их преодоления. | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | |||
3. | Тема 3. Целеполагание и процесс достижения цели Цель как условие успеха менеджера. Значение навыка постановки целей, основные правила. Технология поиска, структурирования и формулирования целей. Ситуационный анализ (по Л. Зайверту). Этапы построения личного «дерева целей». SMART-технология постановки целей (по Д. Доурдэну). Способы достижения целей. Контроль достижения собственных целей. | -- | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | |
4. | Тема 4. Личный тайм-менеджмент и способы планирования Время как стратегический ресурс организации и человека. Руководитель и время. Алгоритм инвентаризации и анализа временных затрат.Принципы эффективного использования рабочего времени. Определение приоритетов в деятельности. Практичные способы планирования (Принцип Парето, АВС - анализ, Принцип Эйзенхауэра, метод Альпы).Система рациональной экономии рабочего времени.Как справиться с «похитителями» времени. Создание собственной системы управления временем. Организация рабочего места. | -- | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | |
5. | Тема 5. Интеллектуальная компетентность в решении управленческих проблем Интеллект и эффективность управленческой деятельности. Сущность интеллектуальной компетентности менеджера. Типичные проблемы в деятельности руководителя: классификация и причины возникновения. Личная готовность к разрешению проблемных ситуаций. Креативность и гибкость мышления в решении проблем, черты творческой личности. Этапы креативного процесса. Технология проведения анализа проблемной ситуации. Способы саморазвития нестандартного (творческого) мышления. | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | ||
6. | Тема 6. Эмоциональная компетентность руководителя. Проблема профессиональных деформаций Эмоции руководителя как управленческий ресурс. Структура «эмоционального интеллекта» и его практическая значимость. Управление руководителем собственными эмоциями. Стресс на рабочем месте: причины, симптомы, виды и фазы протекания. Влияние стресса на здоровье, работоспособность и поведение руководителя.Стресс-менеджмент. Основные личностно-профессиональные деформации менеджеров: причины и следствия. Профилактика психического здоровья в условиях профессиональной деятельности. | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | ||
7. | Тема 7. Личная эффективность руководителя в работе с персоналом организации Социально-психологическая компетентность руководителя - основа в управлении персоналом. Типология Майерс-Бриггс как инструмент в работе руководителя. Личная эффективность в оперативном управлении: «постановка задач - делегирование - контроль». Приемы оказания влияния с учетом уровня зрелости подчиненных. Беседа руководителя с сотрудником - эффективный способ обратной связи. | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | ||
8. | Тема 8. Имидж эффективного руководителя Имидж в системе индивидуального поведения и социального влияния. Социально-психологическая природа и типология имиджей. Технология построения имиджа. Влияние имиджа на результативность личных контактов и эффективность руководителя. Психологические рекомендации по формированию имиджа менеджера. Навыки эффективной самопрезентации. | -- | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | |
Итого за курс | -- | 125+9 | -- |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для студентов 4 курса заочной полной формы обучения
Таблица 2
№ п/п | Содержание разделов (модулей), тем дисциплины | Количество часов, выделяемых на виды учебной подготовки | Компетенции раздела (модуля) | ||||
Лекции | ПР | ЛР | СР | ИР | |||
1. | Тема 1. Личностный потенциал руководителя и эффективность управления Сущность и значение управленческого труда. Личная эффективность руководителя (ЛЭР) как объект изучения. Подходы к пониманию термина «эффективность» в науке. Признаки эффективного руководителя. Базовые управленческие компетенции и психологический профиль современного руководителя. Ресурсы менеджера: технологические и психологические. Личная эффективность как условие самореализации менеджера. Факторы и структура личной эффективности в сфере управления. Психологическая культура в контексте ЛЭР. | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | |||
2. | Тема 2. Способы повышения личной эффективности. Самоменеджмент. Механизмы и психологические структуры личностного роста. Рефлексия и ее значение в развитии личности и деятельности руководителя. Стратегии развития личной эффективности. Способы повышения ЛЭР: самоменеджмент, коучинг, наставничество, тренинги личностного роста. Система самоорганизации менеджера. Сущность и содержание технологии самоменеджмента. Ограничения в развитии личности менеджера (по М. Вудкок и Д. Френсис).Типы личной неэффективности и парадигмы их преодоления. | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | ||
3. | Тема 3. Целеполагание и процесс достижения цели Цель как условие успеха менеджера. Значение навыка постановки целей, основные правила. Технология поиска, структурирования и формулирования целей. Ситуационный анализ (по Л. Зайверту). Этапы построения личного «дерева целей». SMART-технология постановки целей (по Д. Доурдэну). Способы достижения целей. Контроль достижения собственных целей. | -- | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | |
4. | Тема 4. Личный тайм-менеджмент и способы планирования Время как стратегический ресурс организации и человека. Руководитель и время. Алгоритм инвентаризации и анализа временных затрат.Принципы эффективного использования рабочего времени. Определение приоритетов в деятельности. Практичные способы планирования (Принцип Парето, АВС - анализ, Принцип Эйзенхауэра, метод Альпы).Система рациональной экономии рабочего времени.Как справиться с «похитителями» времени. Создание собственной системы управления временем. Организация рабочего места. | -- | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | |
5. | Тема 5. Интеллектуальная компетентность в решении управленческих проблем Интеллект и эффективность управленческой деятельности. Сущность интеллектуальной компетентности менеджера. Типичные проблемы в деятельности руководителя: классификация и причины возникновения. Личная готовность к разрешению проблемных ситуаций. Креативность и гибкость мышления в решении проблем, черты творческой личности. Этапы креативного процесса. Технология проведения анализа проблемной ситуации. Способы саморазвития нестандартного (творческого) мышления. | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | ||
6. | Тема 6. Эмоциональная компетентность руководителя. Проблема профессиональных деформаций Эмоции руководителя как управленческий ресурс. Структура «эмоционального интеллекта» и его практическая значимость. Управление руководителем собственными эмоциями. Стресс на рабочем месте: причины, симптомы, виды и фазы протекания. Влияние стресса на здоровье, работоспособность и поведение руководителя.Стресс-менеджмент. Основные личностно-профессиональные деформации менеджеров: причины и следствия. Профилактика психического здоровья в условиях профессиональной деятельности. | -- | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | |
7. | Тема 7. Личная эффективность руководителя в работе с персоналом организации Социально-психологическая компетентность руководителя - основа в управлении персоналом. Типология Майерс-Бриггс как инструмент в работе руководителя. Личная эффективность в оперативном управлении: «постановка задач - делегирование - контроль». Приемы оказания влияния с учетом уровня зрелости подчиненных. Беседа руководителя с сотрудником - эффективный способ обратной связи. | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | ||
8. | Тема 8. Имидж эффективного руководителя Имидж в системе индивидуального поведения и социального влияния. Социально-психологическая природа и типология имиджей. Технология построения имиджа. Влияние имиджа на результативность личных контактов и эффективность руководителя. Психологические рекомендации по формированию имиджа менеджера. Навыки эффективной самопрезентации. | -- | -- | -- | -- | ОК-10, ОК-11, ОК- 19, ПК-4, ПК- 5 | |
Итого за курс | -- | 121+9 | -- |
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 399 с.
2. Ефремов, В. А. Риторика: учебник для бакалавров / В.А. Ефремов и др.; под общ. ред. В. Д. Черняк. - М.: Юрайт, 2013. - 430 с.
3. Кузнецов, И. Н. Эффективный руководитель: учеб.-практ. пособие / И. Н. Кузнецов. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2009. - 595 с.
4. Лузин, В.П. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / В.П. Лузин; Федер. Агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО «Мурман. гос. техн. ун-т». - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2013. – 139 с.
5. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник для бакалавров / В. М. Маслова. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 488 с.
6. Покровская, Е. А. Бизнес - коммуникации: учеб. пособие для вузов / Е. А. Покровская, И. Б. Лобанов. - М.: Дашков и К: Наука-Пресс, 2010. – 286 с.
7. Саватеева, О.В. Современные проблемы молодежи: учеб. пособие для вузов/ О.В. Саватеева, Я. Н. Одинцова. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2012. - 118 с.
8. Современный менеджмент: учебник для вузов / Базилевич А. И. и др.; под ред. М. М. Максимцова. - М.: Вузовский учебник: Инфра- М, 2012. - 297 с.
9. Тимофеев, М.И. Психология менеджмента: учеб. пособие / М.И. Тимофеев. - М.: Риор, 2011. – 204 с.
10. Ткачук, Л. Т. Менеджмент: учебник для вузов / Л. Т. Ткачук; под ред. М. И. Щадова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 539 с.
11. Шейн, Э. Организационная культура и лидерство: учебник / Э.Шейн; пер. с англ. И. Малкова; науч. ред. Ковалева Т.Ю. – 4-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2013. – 352 с.
Дополнительная
12. Головина, Г.В. Деловая культура руководителя: учеб.-метод. пособие. / Г.В. Головина. – М.: Литера, 2010. – 160 с.
13. Организационное поведение: Учебник для вузов / под ред. Г.Р. Латфуллина, О.Н. Громовой. – СПб.: Питер, 2008. – 460 с.
14. Полукаров, В. Л. Психология менеджмента: учеб. пособие для вузов / В. Л. Полукаров, В. И. Петрушин; Общественное движение поддержки нац. проекта "Образование", Акад. высокой моды, Ин-т моды, дизайна и технол. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2010. - 271 с.
15. Персональный менеджмент: учебник / С.Д. Резник, С.Н. Соколов, Ф.Е. Удалов, В.В. Бондаренко; под общ. ред. С.Д. Резника; Министерство образования РФ, Пенз. Гос. Архитектур. – строит. Акад. И др. – М.: Инфра-М, 2008. – 622 с.
16. Резник, С.Д. Персональный менеджмент: тесты и конкретные ситуации: учебное пособие / С.Д. Резник – М.: Инфра-М, 2005. – 160 с.
17. Управление организацией: учебник для вузов / [Г. Л. Азоев и др.]; под ред. А. Г. Поршнева, Н. А. Саломатина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. ун-т управления. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2008. – 734 с.
18. Шейнов, В.П. Как управлять другими. Как управлять собой (Искусство менеджера) / В.П. Шейнов.– Мн.: Харвест, 2007. – 750 с.