Тема 6. Эмоциональная компетентность руководителя. Проблема профессиональных деформаций




Эмоции руководителя как управленческий ресурс. Структура «эмоционального интеллекта» и его практическая значимость. Управление руководителем собственными эмоциями.

Стресс на рабочем месте: причины, симптомы, виды и фазы протекания. Влияние стресса на здоровье, работоспособность и поведение руководителя.Стресс-менеджмент.

Основные личностно-профессиональные деформации менеджеров: причины и следствия. Профилактика психического здоровья в условиях профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студента по теме, изучение дополнительной литературы выбираемой из предложенного списка рекомендуемой литературы и других источников, а также в подготовке к практическому занятию.

 

 

Методические указания

Принято считать, что успех деятельности руководителя зависит от его интеллекта и опыта. Однако в последние годы в связи с ужесточающейся конкуренцией, в том числе и за персонал, менеджерам становится недостаточно этих ресурсов для эффективного управления. Современный мир требует от руководителя наличия развитых soft skills (навыков лидерства и коммуникации), и, в первую очередь, эмоциональной компетентности. Развитые навыки эмоциональной компетентности позволяют руководителю рассматривать свои эмоции и эмоции своих подчиненных как управленческий ресурс и благодаря этому повышать эффективность своей деятельности, а следовательно, и эффективность организации.

В теории психологии - эмоции – это отражениечеловеком жизненных ситуаций в форме переживаний. Помимо этого можно говорить и том, что эмоции являются средством общения между людьми и также средством влияния. Ведь когда мы что-то говорим другому человеку, он воспринимает не только содержательную сторону (смысл слов, фраз), но и саму форму подачи. Одну и ту же информацию можно сказать с разной эмоциональной окраской (спокойно, воодушевленно, агрессивно). И зачастую именно эмоциональная форма является более сильным мотивом к действию.

Эмоциональный интеллект - это способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной эффективности и эффективности организации. В процессе самостоятельной работы над темой рассмотрите компоненты эмоционального интеллекта.

Естественно, для того, чтобы управлять чужими эмоциями, руководитель для начала должен научиться управлять своими. Самостоятельно изучите в литературных источниках, каким образом можно научиться управлять своими эмоциями, как развивать эмоциональный интеллект.

Следующим вопросом в изучении данной темы является проблема стрессов в деятельности руководителя. Стресс (в переводе с английского «напряжение») - это физиологическое и главным образом психическое напряжение организма в ответ на воздействия окружающей среды.

Стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.

Информационный проявляется в ситуациях, когда человек не справляется с обрушивающимися на него потоками информации

Эмоциональный возникает в ситуациях житейских или производственных неурядиц, конфликтов, угроз, опасности, обиды, тревоги.

Стресс в последнее время становится все более распространенным явлением. Обычно стресс ассоциируется с двумя основными моментами: препятствиями и неосуществленными желаниями.

Стресс обычно принято характеризовать как исключительно негативное явление, в то время как в действительности в ряде случаев он может оказывать позитивное воздействие на производительность труда руководителя и его результаты. В ходе самостоятельной работы составьте список положительных и отрицательных последствий стрессовых ситуаций.

Все источники стресса могут быть условно разделены на три большие группы.

1. Внешние факторы. К числу внешних источников стресса можно отнести, например, вооруженные конфликты и столкновения, усиление экономической и политической нестабильности в обществе, инфляцию, увеличение безработицы.

2. Факторы, зависящие от организации, представляют собой весьма многочисленную группу, которая в свою очередь может быть разделена на следующие подгруппы:

· характер выполняемой работы (сложность решаемых задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия труда: степень опасности при выполнении работы, уровень шума, освещенность и т.п.);

· нечеткое распределение ролей (несоответствие формально установленных и реальных требований к поведению работников, ролевой конфликт);

· отношения в коллективе (отсутствие поддержки, проблемы с общением);

· организационная структура (например, матричная структура организации, предполагающая двойное подчинение, когда одновременно приходиться выполнять распоряжения двух вышестоящих руководителей);

· стиль управления вышестоящего руководства (методы неоправданного давления и угроз, сопровождающиеся чувством беспокойства, страха, угнетенным состоянием).

3. Факторы, находящиеся на стороне самого руководителя. В группу этих факторов могут быть включены личностные проблемы, а также специфические качества и черты характера самого менеджера.

Для оценки уровня стресса и причин его возникновения необходимо иметь в виду следующее важное обстоятельство: стресс имеет тенденцию накапливаться. Иногда сама по себе достаточно незначительная причина, дополняя уже накопленный до того уровень стресса, может явиться последней чертой, за которой наступают крайне негативные последствия. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих его возникновению и обусловивших те или иные последствия стресса.

Стресс может проявлять себя по-разному. Условно симптомы стресса могут быть разделены на три основные группы.

1. Физиологические симптомы стресса могут быть выражены в таких формах, как повышение кровяного давления, возникновение и обострение сердечнососудистых заболеваний и хронической головной боли, появление аллергических реакций.

2. Психологические симптомы стресса напряженность, беспокойство, тоска, раздражительность.

3. Поведенческие симптомы стресса: люди опускают руки, признают свою обреченность, у некоторых вспыхивают суицидальные устремления; злоупотребление алкоголем и другими токсическими веществами, нарушение сна и иные формы проявления стресса, негативно влияющие на количественные и качественные показатели работы, прогулы и увольнения с работы.

Стресс включает в себя три фазы:

1. Фаза тревоги. Люди с устойчивой психикой сравнительно быстро преодолевают фазу тревоги и «берут себя в свои руки», психически неустойчивых это влияет очень сильно, и они «сдаются».

2. Фаза сопротивления. У слабых людей она скоротечна, а порою даже и не выражена. Такие люди легко прекращают борьбу и психически истощаются. При встрече с препятствиями они часто оказываются совершенно сломленными.

3. Фаза истощения. Разрушающая фаза, когда не только нервная система, но и организм снижают свои защитные функции и ослабляются.

При изучении данной темы следует иметь в виду, что каждому человеку, не только менеджеру, очень важно выявить свои наклонности к стрессу, так как в любой профессии важно всегда сохранять спокойствие, рассудительность, умение реагировать правильно на неадекватные ситуации.

Спрогнозируйте возможные стрессовые ситуации в деятельности менеджера, их причины и последствия.

Особо остановитесь на технологиях стресс-менеджмента и постарайтесь их внедрить в повседневную жизнь.

Любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций - качеств, деструктивно влияющих на труд и профессиональное поведение. Степень выраженности деформации определяется стажем работы, полом, содержанием профессиональной деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности менеджера. Самостоятельно проанализируйте разновидности профессиональных деформаций менеджеров, причины их возникновения и способы преодоления.

 

Литература: [1], [3], [7], [9], [12] - [14], [16] - [18]

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте структуру «эмоционального интеллекта» и его практическую значимость в управленческой деятельности.

2. В различие между стрессом, эмоциональной напряженностью, перегрузкой, кризисом?

3. В чем специфика профессиональных стрессов?

4. Какие методы профилактики стрессов существуют?

5. Как вести себя в стрессовой ситуации?

6. В чем заключается «синдром эмоционального выгорания» у менеджера?

7. Что такое «стрессоустойчивость» и как ее выработать у себя?

8. Составьте коррекционный комплекс для профилактики профессиональной деформации личности менеджера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: