«Личностный потенциал руководителя и эффективность управления»
Цель практического занятия: Закрепление теоретического материала то теме
Задачи практического занятия: Проанализировать требования к современному руководителю; оценить собственный «управленческий потенциал», выявить свои сильные и слабые стороны, формирование стремления к личностному и профессиональному саморазвитию
Методические указания
1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.
2) Для того чтобы достичь личной эффективности, необходимо, по меньшей мере, четко представлять, понимать, к чему необходимо стремится. На первом этапе занятия каждый студент в течение 10 минут проводит «инвентаризацию» качеств и умений человека и составляет собственную модель эффективного руководителя. Для этого нужно по 10 - 12 раз заполнить нижеприведенную таблицу. Эта часть работы выполняется индивидуально. Результаты заносятся в таблицу:
Психологические и деловые качества | Умения и знания |
1 2 3 4 5 и т.д. |
Далее студенты приступают к составлению обобщенной модели современного руководителя. Для этого они садятся в большой круг и решают вопрос о процедуре обсуждения: кто и в каком порядке будет высказываться, каким образом будут приниматься решения о включении того или иного качества и умения в обобщенную модель. После принятия правил процедуры группа приступает к обсуждению предложений. Причем задача каждого - убедить всех остальных, что именно его предложения наиболее разумны и соответствуют действительности. По количеству предложений, включенных группой в обобщенную модель руководителя, определяется место каждого. Итоговый балл подсчитывается по принципу: одно принятое предложение - один балл. Время на обсуждение – 20 мин.
|
После совместного обсуждения студенты представляют обобщенную модель и выявляют человека, который набрал наибольшее количество баллов.
3) На следующем этапе занятия студенты работают в микрогруппах над следующим заданием:
«Необходимо определить три главных качества для того, чтобы стать успешным менеджером:
- в торговле;
- в сфере высшего образования;
- в сфере туризма;
- на топографо-геодезическом предприятии;
- в банковском деле.»
Группа должна аргументировать собственную позицию.
4) Следующее упражнение «Самоанализ»
Умение анализировать свои действия присуще любому эффективному руководителю. Поэтому на занятии студенты должны провести анализ собственных качеств. На листе бумаги в течение 5 минут индивидуально они должны дать не менее 5 ответов на каждый из вопросов:
1. Какие мои качества и умения помогут мне быть эффективным руководителем?
2. Какие привычки и качества мешают мне им быть?
Затем студентам необходимо совместно обсудить свои ответы на оба вопроса. При необходимости каждый может комментировать свои ответы. Время на эту работу- 10-15 минут.
5) Последним этапом практического занятия является выполнение задания «Лидер, которого я знаю»:
Используя факты и события из своей жизни, описать поведение человека, который, по вашему мнению, в определенных ситуациях проявлял лидерские качества во взаимодействии с другими людьми. В качестве лидера могут быть не только руководители, но и родители, друзья, учителя, преподаватели, политические деятели и т. п.
|
Литература: [3], [4], [8], [9], [10], [13], [17]
Практическое занятие № 2
«Интеллектуальная компетентность в решении управленческих проблем»
Цель практического занятия: Закрепление теоретического материала то теме
Задачи практического занятия: Развитие креативного мышления, воображения: тренировка в принятии управленческих решений методом «мозгового штурма», развитие способности осуществлять деловое общение
Методические указания
1) До начала практического занятия студенту необходимо изучить лекционный и общетеоретический материал по предложенному перечню основной и дополнительной литературы по теме практического занятия.
2) На начальном этапе занятия студенты участвуют в экспресс-диагностике гибкости мышления (по заданию преподавателя)
3)Затем студенты должны ответить на вопросы:
1. Что такое креативность, каковы ее проявления?
2. Какие барьеры препятствуют актуализации творческих ресурсов?
3. Какова роль креативного мышления в решении управленческих проблем?
4) Далее студенты знакомятся с методом мозгового штурма и технологией его проведения. Преподаватель кратко информирует о сути методики «мозгового штурма»: где, как и для чего она обычно применяется. Студенты должны определить, когда, в каких ситуациях эта методика может оказаться полезной для решения конкретных управленческих проблем.
Мозговой штурм – это групповой метод творческой деятельности при отсутствии всяких критериев оценки и направлений поиска идей. Он делится на этапы:
|
I. спонтанная генерация любых идей (за отведенное время);
II. экспертиза идей (отбор 1-2 наиболее удачных).
5) На следующем этапе занятия студенты принимают участие в деловой игре «Время на перекуры», с использованием метода мозгового штурма.
Перед игрой, в качестве интеллектуальной разминки, участники решают несколько задач на развитие логического и нестандартного мышления, воображения, умения задавать вопросы.В этих задачах обычно заключены странные ситуации, требующие объяснения. Участники задают вопросы преподавателю, который отвечает «да», «нет», «не имеет значения». Необходимо найти максимум возможных объяснений, т.к. у некоторых задач могут быть альтернативные решения.
Сама же деловая игра проходит в несколько этапов:
1. Определение проблемы преподавателем.
2. Генерация идей студентами. Участники учебной группы разбиваются на несколько команд (по 5–6 человек в каждой).
3. Анализ идей. Основной задачей этого этапа является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.
4. Поиск возможностей для реализации. Оценка идей с точки зрения их соответствия двум критериям — оригинальности и возможности реализации.
В заключении представители групп делают сообщения об итогах своей работы.
Литература: [2], [3], [6], [9], [11], [15], [16], [18]