Цель как условие успеха менеджера. Значение навыка постановки целей, основные правила. Технология поиска, структурирования и формулирования целей. Ситуационный анализ (по Л. Зайверту). Этапы построения личного «дерева целей». SMART-технология постановки целей (по Д. Доурдэну). Способы достижения целей. Контроль достижения собственных целей.
Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студента по теме, изучение дополнительной литературы выбираемой из предложенного списка рекомендуемой литературы и других источников.
Методические указания
Личная эффективность высокого уровня подразумевает, что руководитель может грамотно ставить цели и не задерживаться на пути к их достижению.
Цель - это желаемое состояние или результат действий человека или группы. Она является ответом на вопрос: «Чего вы хотите?» Цели — это источник мотивации, и они могут стимулировать мощные процессы самоорганизации, мобилизующие в свою очередь явные и скрытые ресурсы.
Конкретная цель считается «хорошо сформулированной», если она удовлетворяет следующим условиям:
· Результат сформулирован в позитивных терминах
· Результат предполагает возможность подтверждения сенсорным опытом
· Желаемое состояние инициировано Вами, и находится в сфере Вашего непосредственного влияния
· Желаемое состояние сохраняет любые позитивные побочные продукты уже существующего состояния
· Цель экологична. Результат соответствует окружению и безопасен.
· Выбран соответствующий масштаб обобщения
В процессе самостоятельной работы над темой раскройте содержание этих условий, а также потренируйтесь в формулировках личных и профессиональных целей разными способами.
|
Литература: [1], [3], [5], [8], [9], [14], [15], [16]
Вопросы для самопроверки:
1. Разъясните понятие «целеполагание».
2. Обоснуйте значение умения ставить цели в деятельности менеджера.
3. Какие виды целей существуют?
4. Перечислите способы постановки целей. Какой из них наиболее приемлем лично для вас?
5. В чем особенность SMART-технологии постановки целей (по Д. Доурдэну)?
6. Какие трудности в процессе целеполагания может испытывать руководитель?
Тема 4. Личный тайм-менеджмент и способы планирования
Время как стратегический ресурс организации и человека. Руководитель и время. Алгоритм инвентаризации и анализа временных затрат.Принципы эффективного использования рабочего времени.
Определение приоритетов в деятельности. Практичные способы планирования (Принцип Парето, АВС - анализ, Принцип Эйзенхауэра, метод Альпы).Система рациональной экономии рабочего времени.Как справиться с «похитителями» времени.
Создание собственной системы управления временем. Организация рабочего места.
Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студента по теме, изучение дополнительной литературы выбираемой из предложенного списка рекомендуемой литературы и других источников
Методические указания
Время (в общем смысле этой категории) - длительность, последовательность (от прошлого через настоящее к будущему) и смена существования всех вещей, явлений, процессов по отношению друг к другу (раньше, одновременно, позже).
Три наиболее важных особенности времени состоят в том, что оно неотвратимо, необратимо и неповторимо.
|
Необратимость и неповторимость времени делают особенно важным его экономичное и разумное использование, то есть управление временем.
Управление временем (Time Management) – это система повышения личной эффективности путем рационального использования времени.
Основными элементами стратегии управления временем являются:
а) Анализ реальной ситуации с использованием времени и временных потерь.
б) Планирование использования времени. Планирование предполагает постановку целей, разработку самого плана использования времени и доведение его до исполнителей.
в) Реализация плана.
г) Организация контроля, учета, анализа, оперативного корректирования хода выполнения планов.
Важнейшим талантом руководителя признается умение правильно распоряжаться своим рабочим временем и приучить к тому же подчиненных, а также умение делегировать подчиненным задачи руководителя.
Система экономии времени включает в себя следующие процедуры:
· выработку социально-психологической установки на экономию времени;
· планирование времени: учет времени, анализ затрат, выявление факторов нерационального увеличения затрат времени, составление графиков-регламентов рабочего дня, недели, месяца;
· рациональное использование времени: передача технических работ специальным помощникам, сокращение потоков информации, проходящей через руководителя;
· повышение скорости выполнения функций за счет применения технических средств и совершенной техники личной работы.
|
При изучении данной темы следует иметь в виду, что существуют так называемые «похитители времени». В процессе самостоятельной работы определите, что или кто являются «похитителями времени» у руководителя и рассмотрите способы борьбы с ними.
Проанализируйте собственные затраты времени, определите насколько они эффективны. Заполните матрицу Эйзенхауэра, чтобы выделить приоритеты в собственной деятельности и начать работу по развитию у себя навыков управления временем.
Отдельно изучите различные приемы тайм-менеджмента (Принцип Парето, АВС анализ, метод Альпы и др.).
Литература: [1], [3], [12], [14], [15] - [18]
Вопросы для самопроверки:
1. Что включает в себя система тайм-менеджмента?
2. Насколько актуально говорить об умении управлять собственным временем в деятельности руководителя?
3. Раскройте один из способов управления временем, который Вам наиболее понравился.
4. Какие способы планирования времени вы знаете?
5. Как бороться с «похитителями» времени?
6. Есть ли у Вас собственные методы тайм-менеджмента?
7. Как организовать свое рабочее место, чтобы рационально управлять временем?