Сфера межличностных отношений




Нарушения поведения и особенности межличностного взаимодействия обусловлены целым рядом психологических причин, являющихся следствием неравномерности онтогенетического развития и особенностей воспитания.

С одной стороны, человек реализует во взаимоотношениях свою систему ценностных ориентаций и установок, с другой – для него очень важны оценки и мнения других людей, с которыми он соотносит свое поведение, подвергая его коррекции или изменяя на диаметрально противоположное. Поэтому в педагогической практике очень важно знать личностные установки, которые ребенок реализует при взаимодействии с окружающими.

Социальная адаптация детей с различными видами нарушений поведения независимо от пола и возраста отличается доминированием процессов активного приспособления и использованием прямолинейно-агрессивного стиля взаимодействия, властно-лидирующего стиля межличностного общения, независимо-доминирующего стиля взаимоотношений с окружающими.

Менее распространенными являются стратегии адаптивного самоограничения с использованием сотрудничающе-конвенционального стиля общения и недоверчиво-скептического стиля взаимодействия с окружающими.

Дети с косвенной агрессией и негативизмом отдают предпочтение пассивному приспособлению:

– зависимо-послушному стилю общения, характеризующемуся потребностью в помощи и доверии со стороны окружающих, неуверенностью в себе, неустойчивой самооценкой, подавленной эгоистичностью и агрессивностью;

– покорно-застенчивому стилю межличностных отношений, проявляющемуся в скромности, повышенном чувстве вины, самоуничижении.

 

 

Методы диагностики агрессивного поведения

Психодиагностический блок необходим для получения информации об индивидуально-психологических особенностях каждого ребенка, выявления возможных причин агрессивного поведения, характера нарушений в поведении. Необходимо собрать полную информацию о поведении ребенка дома, в образовательном учреждении, общественных местах. Психолого-педагогическая диагностика осуществляется по двум основным направлениям:

- определение имеющегося уровня агрессивных тенденций, типичных форм агрессивного поведения у детей и подростков, применяемых ими для преодоления трудных (фрустрирующих) ситуаций;

- выявление основных факторов, способствующих возникновению и проявлению агрессивности в поведении детей и подростков.[6]

Учитывая все многообразие причин возникновения агрессивности, выделяется ряд основных задач диагностической работы этого направления:

- изучение личностных особенностей агрессивных детей и подростков (диагностика темперамента, характерологических черт, особенностей развития мотивационной, эмоциональной, нравственной сфер);

- изучение особенностей семейного воспитания (общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи, особенности воспитательных воздействий, ведущий тип семейного воспитания, характерологические особенности родителей, родительские установки по отношению к детям);

- диагностика межличностных отношений ребенка со сверстниками (социометрический статус ребенка в коллективе сверстников, особенности установок ребенка по отношению к сверстникам, степень удовлетворенности потребности в общении и взаимодействии ребенка со сверстниками, особенности восприятия ребенка группы сверстников);

- изучение особенностей взаимодействия ребенка с педагогами (стиль взаимоотношений, особенности педагогических воздействий, особенности установок по отношению друг к другу).

Для выявления агрессивных тенденций в поведении детей и подростков используются различные методы: наблюдение, интервьирование, беседа, экспертные опросы педагогов, родителей, сверстников, различные проективные техники и рисуночные тесты (методика «Дом – дерево – человек» (ДДЧ), «Рисунок несуществующего животного» и др.), «Тест руки» (Hand-тест) Э.Вагнера, (1971), опросник Басса-Дарки (1957), шкала агрессивности в методике Т.Лири (1954) и др.

Наблюдение

Метод наблюдения наиболее часто используется в педагогической практике для составления характеристики учащегося. Этот метод позволяет, во-первых, получить богатую информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения ребенка и составления программы исследования. Во–вторых, наблюдение можно использовать, когда психолого-педагогическая информация не может быть получена никакими иными методами.

Наблюдение представляет собой метод сбора информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех элементов поведения ребенка в соответствии с целью и задачами исследования.

В психологической практике в зависимости от того, какой степени точности информацию необходимо получить психологу, используются два вида наблюдения: неструктурализированное и структурализированное.

При неструктурализированном наблюдении заранее не определяется, какие именно элементы поведения будут подвергнуты наблюдению. Оно не имеет строгого плана, заранее определены лишь объект и ситуация наблюдения. Психолог или педагог определяет конкретного ребенка, за которым будет вестись наблюдение и ситуацию, в которой происходят те или иные события.

Понятно, что все поведение ребенка невозможно охватить наблюдением. Поэтому обычно составляется самая простая схема наблюдения поведения, выделяются основные его элементы. В качестве такой схемы можно использовать подход, основанный на принципах, заключенных в разработках С. Розенцвейга, который считал, что критическая или фрустрирующая ситуация является прекрасным индикатором, позволяющим диагностировать нарушение поведения детей. Это справедливо потому, что невозможность удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия расценивается ребенком как негативная, неприятная, трудная ситуация. В результате ребенок начинает проявлять активность, направленную на изменение сложившегося положения. Детская активность проявляется во внешнем плане в поведении и включает эмоциональные реакции, вербальные (слова) и невербальные (жесты, мимика) реакции и поступки. Внутренний план тоже имеет не малое значение – это касается в первую очередь психологических защит.

Результаты наблюдения фиксируются в специальном протоколе и анализируются.

Протокол наблюдений

Фамилия, имя, отчество наблюдателя

Фамилия, имя, отчество объекта наблюдения

Дата __________________

Время начала ______________Время окончания ______________________

Ситуация:

Фрагмент ситуации Эмоциональные реакции Вербальные реакции Невербальные реакции Поведенческие реакции Комментарий
           
           

Заключение: ____________________ Подпись наблюдателя ___________

 

При структуализованном наблюдении – заранее определяется круг изучаемых элементов или ситуаций, которые в наибольшей степени интересуют психолога. В этом случае специальный план записи или фиксации результатов наблюдений составляется еще до начала сбора информации. В качестве примера названного вида наблюдений можно назвать методику «Карта наблюдений» Д. Стотта.[7] Данная методика направлена на выделение характера дезадаптации ребенка. В ее основу положена фиксация различных форм поведения ребенка по результатам длительного наблюдения.

Карта наблюдений включает 198 фрагментов фиксированных форм поведения, сгруппированных в 16 синдромов, за наличием или отсутствием которых у ребенка должен следить наблюдатель, заполняющий карту. Осуществлять наблюдение за поведением детей и подростков нужно на уроках, во внеурочное время (в процессе осуществления внеклассных образовательных мероприятий). Карта включает 16 шкал для оценки: 1) недоверие к новым людям, вещам, ситуациям 2) депрессия 3) уход в себя, 4) тревожность по отношению к взрослым, 5) враждебность по отношению к взрослым, 6) тревога по отношению к детям, 7) асоциальность, 8) враждебность к детям, 9) неугомонность, 10) эмоциональное напряжение, 11) невротические симптомы, 12) неблагоприятные условия среды, 13) сексуальное развитие, 14) умственная отсталость 15) болезни и органические нарушения, 16) физические дефекты. Данная методика позволяет выявить общие характеристики поведения, уточнить дальнейшую работу по взаимодействию с ребенком. Неточность формулировок, описывающих поведение ребенка, не позволяет зафиксировать формы проявляемой агрессии подростка («обижает других детей», «пристает к более слабым»). Для преодоления указанного недостатка методики при диагностике агрессии в процессе исследования возможно на отдельном листе добавлять комментарии, уточняющие типы агрессивных действий и особенности их проявления, например, обижает других, используя вербальные угрозы.

В регистрационном бланке наблюдатель зачеркивает те цифры, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). Номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома в общем описании синдрома. При оценке симптома фрагмент, находящийся слева от вертикальной черты оценивается одним баллом, справа – двумя. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов всех синдромов. Большее число зачеркнутых фрагментов поведения у ребенка дает возможность сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии его личности и поведения.

Безусловно при оценке агрессивности ребенка особое внимание следует уделять синдромам, описывающим враждебность по отношению ко взрослым, к детям и недостаток социальной нормативности.

Карта наблюдений может заполняться как психологом, так и педагогом. Однако в последнем случае не всегда удается получить объективную картину поведения ребенка из–за нередкого субъективизма представления педагога о данном ребенке или из–за предвзятого отношения к нему. Поэтому в тех случаях, когда полученная информация вызывает сомнение, есть неуверенность в правильности оценки тех или иных нарушений поведения ребенка следует провести самостоятельное наблюдение, особенно за группой дезадаптированных детей.

Интервью

В диагностической работе для определения характера нарушений поведения и причины их возникновения используется метод интервью. Модель интервью, его содержание и направленность вопросов определяется методологической и теоретической схемой, которой придерживается специалист в работе с детьми.

Одним их примеров психоаналитической модели интервью может служить разработанный А.Адлером «Индивидуальный психологический опросник». Опросник позволяет понять и определить биологические, психологические, социальные условия формирования стиля жизни, в рамках которого возникают нарушения личностного развития и поведения, направления и особенности коррекционной помощи в преодолении проблем детей и подростков, а также выявить психологические механизмы, позволяющие ребенку справляться с негативными ситуациями.

Примером диагностического интервью может служить схема, предложенная Н.Мак-Вильямс.[8]

Демографические данные

Имя, возраст, пол, этническая и расовая принадлежность, религиозная ориентация, состояние отношений, родители, уровень образования, работа, предшествующий опыт психотерапии, кто направил на терапию в этот раз, другие (кроме клиента) источники информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: