ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………………………... 4
Современные классификации нарушений поведения ………………………………….... 5
Виды нарушений поведения ……………………………………………………………………. 5
Типология агрессивного поведения ……………………………………………………....…... 6
Регуляция агрессивного поведения …………………………………………........................... 7
Социализация агрессивности …………………………………………………………………. 8
Ситуативные социально-психологические предпосылки агрессивности……………… 10
Психологическая характеристика детей с агрессивным поведением ………………….. 12
Мотивационная сфера ………………………………………………...………………………… 12
Эмоциональная сфера …………………………………………………………..............……… 12
Волевая сфера …………………………………………………………………………..………. 15
Нравственная сфера ………………………………………………………………..…………… 16
Сфера межличностных отношений ………………………………………………...………….. 16
Методы диагностики агрессивного поведения ………………………………….………… 18
Наблюдение ………………………………………………………………………...………….. 18
Интервью …………………………………………………………………………………..……. 20
Проективные методы……………………………………………………………………………. 22
Опросники ………………………………………………………………………………..…….. 24
Методики диагностики компонентов регуляции агрессивного поведения …………….….. 24
Взаимодействие педагога с агрессивным ребенком …………..………………………..... 28
Направления психосоциальной помощи ………………………………………………........... 28
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения …………………….. 30
|
Способы конструктивного взаимодействия с агрессивным ребенком ……………………… 39
Заключение ……………………………………………………………………………………... 46
Список использованной литературы …………………………………………………….... 47
Пояснительная записка
Согласно многочисленным исследованиям, проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится сталкиваться взрослым: педагогам и родителям. Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия: от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений и угроз. У многих детей отмечаются случаи смешанной физической агрессии, как косвенной, так и прямой. Подобное агрессивное поведение всегда инициативно, активно, а иногда опасно для окружающих и потому требует грамотной коррекции. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Следует отметить, что в психологической науке советского периода проблема агрессивности не изучалась. Публикации на эту тему были единичны и представляли собой главным образом обзор зарубежных исследований.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. В настоящее время начинает складываться общая психологическая теория нарушений поведения (агрессивности, негативизма), состоящая из трех компонентов:
|
феноменология нарушений поведения, этиология нарушений поведения, профилактика и коррекциянарушений поведения.
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции.
Данные методические рекомендации углубляют представления педагогов о причинах возникновения детской агрессивности, типологии агрессивного поведения, социализации агрессивности, обозначают основные направления и задачи коррекционного воздействия, знакомят с когнитивным, поведенческим, гештальт-подходами к решению данной проблемы.
В методических рекомендациях изложены основы психокоррекционной работы с детьми и подростками с агрессивным поведением и негативизмом. В рекомендациях рассматривается апробированный комплексный подход к управлению агрессивным поведением, включающий одновременную работу с ребенком, педагогом, родителем, разработанный И.А. Фурмановым (авторская психокоррекционная программа «Тренинг модификации поведения»).
Современные классификации нарушений поведения
Психологические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Согласно справочной психиатрической литературе, поведение определяется как психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. В связи с этим нарушения поведения рассматриваются как повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной и асоциальной направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации поведения. Они проявляются либо в игнорировании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил.
|
Виды нарушений поведения
С точки зрения деструктивной направленности предлагаем рассмотреть три типа нарушений поведения.
· Нарушения поведения – одиночный агрессивный тип. У детей доминирует агрессивного поведения в физическом или вербальном плане, преимущественно направленное против взрослых и родственников. Такие дети склонны к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму.
Дети с данным типом нарушений не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, употребляют табак, алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганств, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.
У многих нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками. Такие дети могут быть аутичными или держаться изолированно. Некоторые из них дружат с более старшими или более младшими, чем они, или же имеют поверхностные отношения с другими антисоциальными молодыми людьми.
Для большинства детей, отнесенных к одиночному агрессивному типу, свойственна низкая самооценка. Характерно, что они никогда не заступаются задругих, даже если это им выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу без малейшей попытки добиться взаимности. Дети не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти дети имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиняются дисциплине. Их недостаточная адаптированность проявляется не только в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах, но и в недостаточности сексуального торможения. Частые наказания почти всегда усиливают выражение ярости и фрустрации, носящие дезадаптивный характер, и не способствуют решению проблемы.
Основной отличительной особенностью такого агрессивного поведения является одиночный, а не групповой характер деятельности.
· Нарушения поведения – групповой агрессивный тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников обычно вне дома, которое включает прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию или выпады против других. Прогулы, воровство, незначительные правонарушения и антисоциальные поступки являются скорее правилом, чем исключением.
Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения являются значительное влияние группы сверстников на поступки подростков и их чрезвычайная потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Поэтому дети обычно дружат со сверстниками. Часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы, не склонны обвинять или доносить на них.
· Нарушения поведения в виде непокорности и непослушания. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Эти действия, встречающиеся при других формах расстройств поведения, однако не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность.
Дети с указанными признаками поведения часто спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют просьб и требований, чем провоцируют конфликт с окружающими. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Это почти всегда проявляется дома и в школе при взаимодействии с родителями или взрослыми, сверстниками, которых ребенок хорошо знает.
Нарушения в виде непослушания и непокорности всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких детей часто нет друзей, они недовольны тем, как складываются человеческие отношения. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или не успевают, поскольку не хотят ни в чем участвовать, сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи.