Социализацией агрессииможно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражению их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации.
В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
Основные механизмы научения формам поведения:
Имитация – отражение мимических и пантомимических движений (высовывание языка, открывание/закрывание рта, сжимание кулаков, стучание, бросание предметов и т.д.), воспроизведение предречевых и речевых вокализаций (интонации, темпа, громкости, ритма речи и т.д.). Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Появляется уже в возрасте до пяти месяцев, когда ребенок может вообразить себя на месте модели.
Копирование – воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами. Для эффективного копирования необходимо соблюдение определенных условий:
· многократная демонстрация модели (образца);
· обозначение модели (образца) речевой меткой;
· предоставление ребенку возможности манипулировать (поэкспериментировать) с образцом;
· эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение (оперантное подкрепление).
Появляется во второй половине младенческого возраста.
Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере (отношения, оценки, эмоциональные состояния и пр.). В целом, это следование какому-либо примеру, образцу в большей мере осознанное, поскольку требует выделения не только образца, но и его отдельных сторон, черт, манеры поведения.
|
Подражание, являясь особой формой научения в условиях общения, когда одно существо подражает другому, появляется у ребенка в раннем возрасте и разделяется на две категории:
– инстинктивное подражание – возникает как взаимная стимуляция (паника, агрессивное поведение в группе, погромы футбольных фанатов на стадионах и пр.);
– имитационное подражание – способ расширения и обогащения форм поведения (адаптации) путем заимствования чужого опыта.
Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В наиболее общем представлении это психологический процесс (полностью бессознательный), посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя (целиком или частично) по его образцу. Появляется в раннем дошкольном возрасте, достаточно часто используется в более поздние возрастные периоды и охватывает три пересекающиеся области психической реальности:
1. процессы объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании устойчивой эмоциональной связи, когда человек начинает себя вести так, как если бы он сам был тем другим, с которым данная связь существует, а также некритического и целостного включенияв свой внутренний мир и принятия как собственных норм, ценностей и образцов поведения другого человека;
|
2. восприятие субъектом другого человека как продолжения самого себя и проекция, т.е. наделение его своими чертами, чувствами и желаниями;
3. постановка субъектом себя на место другого, что выступает в погружение и перенесение индивидом себя в пространство и время другого человека, которые позволяют осваивать и усваивать «чужие» личностные смыслы и опыт.
Возникновение агрессии во многом обусловлено ролью родителей и семьи в целом в научении паттернамагрессивного поведения. Существуют неопровержимые доказательства того, что если ребенок ведет себя агрессивно и получает при этом положительное подкрепление, вероятность его агрессии в будущем в аналогичных ситуациях многократно возрастает. Постоянное положительное подкрепление определенных агрессивных актов формирует привычку агрессивно реагировать на различные раздражители.
Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессивность по отношению ко взрослому, чем по отношению к другому ребенку, особенно, если последний действительно заслужил это.
Приведенная таблица иллюстрирует зависимость санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте.
Таблица 1.
Зависимость санкций родителей и субъективные переживания детей по поводу агрессивности в более зрелом возрасте
|
Поведение родителей | Реакции ребенка в более зрелом возрасте |
Агрессивность по отношению к родителям или другим взрослым разрешается | Не испытывает какой–либо вины (или испытывает в незначительной степени) за агрессивное поведение по отношению к старшим |
Агрессивность по отношению к старшим не разрешается | Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к старшим |
Агрессивность по отношению к «заслуживающим этого» сверстникам разрешается | Не испытывает чувства вины (или испытывает в незначительной степени) при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам |
Агрессивность по отношению к сверстникам не разрешается | Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к сверстникам |
Агрессивность по отношению к младшим разрешается | Не испытывает чувства вины (или испытывает в незначительной степени) при проявлении агрессивности по отношению к младшим |
Агрессивность по отношению к младшим не разрешается | Испытывает чувство вины при проявлении агрессивности по отношению к младшим |
Исследованиями Р. Сирса, Е. Маккоби и Х. Левина доказано, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента: снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки ребенка) и строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка. При этом снисходительность рассматривается как поведение родителя до совершения поступка (ожидания родителя, предостерегательная тактика в отношении появления агрессии и др.), а строгость наказания – после совершения поступка (сила наказания за проявленную агрессию).
В процессе онтогенеза ребенок осваивает более эффективные агрессивные действия: чем чаще он их использует, тем совершенней становятся эти действия. Вместе с тем существенное значение имеет успешность агрессивных действий: достижение успеха при проявлении агрессии может заметно повысить силу ее мотивации, а постоянно повторяющийся неуспех – силу тенденции торможения.
Согласно теории социального научения, формирование агрессивного поведения может происходить несколькими путями:
1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно либо показывают пример соответствующим поведением по отношению к другим и к окружающей среде. Дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.
2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности:
– очень резко подавляющие агрессивность у своих детей воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы;
– разумно подавляющим агрессивность у своих детей удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.[3]