Мотивационная сфера
Дифференциация мотивации, разработанная А.Маслоу, выделяет мотивы «дефицита» и мотивы «роста».
Мотивы «дефицита» возникают, когда человек испытывает неудовлетворенность, недостаток в определенных условиях существования и функционирования. Удовлетворение мотива влечет за собой снижение напряжения, достижение эмоционального равновесия. Неудовлетворение влечет еще большее напряжение, нарастание чувства дискомфорта. Наиболее характерными мотивами дефицита являются мотивы, связанные с жизнеобеспечением, комфортом и безопасностью, а также условиями специального существования и взаимодействия с окружающими. Реализация мотива дефицита в некоторой степени зависит от среды и осуществляется достаточно однообразно, чаще всего стереотипными путями. Стремление устранить существующий дефицит потребностей нацелено на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Агрессия в этом случае используется как способ удовлетворения потребностей и последующего снятия напряжения.
Возникновение мотивов роста не связано с ощущением недостатка. Наиболее типичные мотивы «роста» связаны с творческими процессами, потребностями самореализации и самоактуализации. Удовлетворение таких мотивов длительно и чувство удовлетворения включено в структуру активности. Появляющееся в ходе реализации мотива напряжение воспринимается как естественное. Реализация мотива в значительной степени определяется индивидуально-психологическими характеристиками человека и совершается разнообразными средствами. В результате неудовлетворения мотивов роста могут возникать такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия, цинизм. Для людей с неудовлетворенными мотивами роста характерны гневливость, скептицизм, ненависть, безответственность, утрата смысла жизни.
|
Общая направленность мотивации детей с нарушениями поведения вне зависимости от пола и возраста имеет четко выраженные регрессивные тенденции, т.е. характеризуется доминированием поддерживающих «дефицитарных» мотивов над развивающими. Это свидетельствует о неудовлетворенности потребностей в безопасности (стремлении к защите от неустроенности, страха и гнева) и в социальных связях (стремлении к социальной присоединености, идентификации, насыщении желаний любви и нежности). Такой тип мотивации характерен для детей, нуждающихся в стабильности, предсказуемости событий, защите от угрожающих жизненных ситуаций. Дети постоянно пребывают в состоянии тревожности, недоверчивости, беспомощности и зависимости от взрослых. Другой особенностью является дефицит отношений привязанности и любви, что сопровождается ощущением одиночества, отверженности, отсутствия дружеских связей.
Эмоциональная сфера
В психологии эмоции рассматриваются как реакции человека на ту или иную ситуацию. Подавляющее большинство детей отличают серьезные отклонения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, депрессивного характера. Установленные между ними связи свидетельствуют об устойчивых симптомокомплексах эмоциональных нарушений, в рамках которых наблюдается парадоксальное сочетание стенических (аффективность, раздражительность, несдержанность) и астенических (тревожность, фобии, ипохондрия) реакций. Такая смешанная картина является не только причиной эмоциональной нестабильности или низкой фрустрационной толерантности, но и признаком неврастенического состояния, сильно выраженной психической неуравновешенности.
|
В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы выделяют следующие категории детей.
Общей характеристикой детей с невротическими тенденциями является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, вызывающая неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.
В этой категории выделяют следующие типы:
1. Дети с эмоциональной нестабильностью, которые отличаются переживаниями астенического типа (астенические эмоции связаны с чувствами, переживание которых окрашены негативными тонами чувства подавленности, уныния, печали, пассивного страха), проявляющимися в хроническом чувстве тревоги, беспокойства, наклонности к сомнениям, крайней нерешительности.
Неумение владеть собственными эмоциями, низкая фрустрационная толерантность (устойчивость психики индивида к воздействию тяжелых неблагоприятных стимулов, способность переносить жизненные трудности без срывов и психических сдвигов), неуверенность в собственных силах приводят к появлению тревоги и страха, что в нужный момент не хватит внутренних ресурсов, чтобы справиться с существующими трудностями. В связи с этим выбор цели деятельности, принятие какого-либо решения или выбор эффективного способа достижения цели для этих детей почти всегда является трудной задачей. Поэтому они чаще предпочитают отказаться от деятельности, чем осуществить какое-либо действие. Однако, если они принимают решение действовать, то ведут себя очень рассудительно, обдумывая каждое свое действие и сознательно контролируя выполнение намеченного плана. Вместе с тем плохо переносят отсрочки и отклонения от сконструированных ими правил и стратегий, испытывая при этом сильное беспокойство, сопровождающееся раздражением, страхом и гневом. Неудержимое стремление удовлетворить потребность, воплотить принятое решение в жизнь любым способом является основным мотивом избавления от тревожности.
|
2. Дети с низкой фрустрационной устойчивостью отличаются активными, деятельными, эмоциональными переживаниями, но неустойчивыми, неуправляемыми реакциями в трудных ситуациях. Способны выбирать и ставить адекватные цели, продумывать до мелочей способы их достижения, а также доводить начатое дело до конца, несмотря на помехи. Дети данной группы более адаптивны. Проявляют большую гибкость поведения при изменении ситуации. Из-за повышенной импульсивности, легкомысленности, беззаботности «сначала делают, а потом думают». Неспособность контролировать эмоции и импульсивность внешне выражаются в неумении выразить чувства в социально-приемлемой форме.
Отличительной особенностью детей с психотическими тенденциями являются психическая неадекватность личности. Они характеризуются аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира. Все их поступки, чувства, переживания в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся странными и парадоксальными.
Регуляции собственного поведения очень сложна. Ситуативно возникающие эмоции, из-за низкого контроля над ними, смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Любое событие, связанное с психическим напряжением, может породить у них одновременно несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не считают нужными сдерживать и скрывать от окружающих. Поэтому психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Это хроническое напряжение может без внешнего повода прорываться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха.
Еще одной существенной особенностью детей данной группы является их интровертированность, свидетельствующая о затруднениях в межличностных контактах, замкнутости, необщительности, скрытности, отрицательными отношением к людям, подозрительностью, враждебностью.
В рамках этой категории можно выделить три группы детей:
– дети с астеническим эмоциональным профилем, характеризующимся преобладанием астеничности как в показателях эмоциональных переживаний, так и фрустрационных реакциях. Особенности эмоционально-волевой регуляции состоят в неумении владеть собственными эмоциями, фрустрационной неустойчивости, плохом самообладании, стремлениях к гомеостатическому комфорту, эмоциональном переживаниям гедонистического типа.
– дети со смешанным астеническим эмоциональным профилем характеризующимся преобладанием стенической эмоциональности и одновременно астеническим фрустрационным поведением. Эти подростки эмоционально стеничны, однако, им трудно управлять собственным эмоциональным состоянием в трудных ситуациях.
– дети со смешанным стеническим эмоциональным профилем, характеризующимся астеничностью эмоциональных предпочтений и стенически не фрустрационным поведением. Особенности эмоционально-волевой сферы является разноплановость регулятивных механизмов. С одной стороны, это неумение владеть собственными эмоциями, плохое самообладание, низкая уверенность в своих силах в обычной ситуации, с другой – в ситуации фрустрации более эффективное регулирование эмоциональной сферы, проявление выдержки и самообладания, выбор конкретных целей и продуктивных способов их достижения.
Отличительной особенностью детей с депрессивными тенденциями является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационым событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая напряженная деятельность трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения. Дети с депрессивными нарушениями отличаются непослушанием, леностью, неуспеваемостью, драчливостью, часто убегают из дома.[5] Наряду с постоянной внутриличностной конфликтностью, напряженностью и возбужденностью, наблюдается общая психомоторная заторможенность, сопровождающаяся снижением настроения, медлительностью, отсутствием настойчивости и решительности. В ситуации фрустрации они не способны к длительному волевому усилию, при невозможности преодолеть трудности часто впадают в отчаяние. При субъективно непереносимых обстоятельствах могут предпринимать попытки уйти из жизни.
Нарушение депрессивного характера могут сопровождаться идеями самообвинения, самоунижения, суицидальными мыслями и действиями, аутоагрессией.
Все обозначенные группы агрессивных детей имеют ярко выраженные нарушения в нравственной сфере. Дети с психотическими тенденциями склонны к непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию социальных правил, требований и норм, пренебрежительно относятся к моральным ценностям. У детей с невротическими и депрессивными тенденциями существует внутриличностный конфликт внутри «Сверх–Я» самостоятельно сформированными и конвенциональными моральными критериями поведения (совестливостью и чувством вины).
Ведущей особенностью детей с психотическими и невротическими тенденциями является «мимозоподобность», болезненная ранимость и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые, они постоянно испытывают страхи и беспокойство, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. Спасаясь от ранящей действительности, они полностью уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым стремясь компенсировать себя за неудачи в реальной жизни
Могут встречаться два различных эмоциональных профиля, определяющие их состояние и поведение:
– смешанный астенический эмоциональный профиль (фоновая активность и апатия, пассивность в трудной ситуации);
– смешанный стенический эмоциональный профиль (фоновая тревожность, неуверенность в себе и активность, настойчивость, самообладание в ситуации фрустрации).
Особенностью детей экстровертированного типа является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает неиссякаемая энергия, стеничность, предприимчивость, активное достижение целей, высокая адаптивность и гибкость поведения. Привлекает активная, предпочительно физическая деятельность. Дети общительны, имеют много друзей, в дружбе заботливы и отзывчивы, легко адаптируются в любом коллективе, охотно берут на себя роль лидера, умеют сплотить людей, увлечь за собой. Обычно их слушаются и подчиняются их требованиям.
Для них характерно стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям. Часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно, легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают агрессивны и вспыльчивы. Вместе с тем обладают неплохой способностью к волевой регуляции эмоций: даже при встрече со значительными трудностями они могут проявить выдержку и самообладание, умеют «настроиться и собраться», когда это необходимо.
Главной чертой детей с гипертимными тенденциями является постоянно повышенный фон настроения. Их отличает активность энергичность, предприимчивость, целеустремленность, инициативность, общительность.
Вместе с тем дети с гипертимными особенностями личности склонны к риску, плохо переносят любую гиперопеку, не терпят и бурно реагируют на нотации нравоучения и призывы к дисциплине. Им чужды скромность и угрызение совести, к правилам и законам относятся легкомысленно, легко могут переступить грань «между дозволенным и запрещенным». Высокое самомнение приводит к тому, что любая критика, особенно со стороны старших, чаще всего вызывает раздражение и обиду. В коллективе сверстников стремятся занять лидирующее положение, однако из-за своего легкомыслия, неустойчивости интересов и высокомерия не могут удержаться в роли лидера.
Дети с высоким уровнем активности. К этой категории относятся дети предприимчивые, деятельные, активные, инициативные, постоянно стремящиеся к достижениям и успеху. Они с трудом переносят пассивность, их тянет к любой, предпочтительно физической деятельности. Обладают высокой фрустрационной толерантностью и сильной волей.
Волевая сфера
Неблагоприятное или благоприятное эмоциональное состояние у детей с нарушениями поведения связано с проблемами в сфере волевой регуляции. Нарушения в механизмах волевой регуляции наблюдаются у всех агрессивных детей вне зависимости от пола, возраста и модальности агрессивности. К нарушениям в волевой сфере при предрасположенности к физической агрессии относят импульсивность, несдержанность в проявлении эмоций, низкую фрустрационную толерантность, трудности в процессе целеполагания, плохое самообладание, нерациональность действий и поступков. При склонности к вербальной и косвенной агрессии – эмоциональная нестабильность, низкая фрустрационная толерантность, неустойчивость поведения (при негативных эмоциональных состояниях), импульсивность, низкий самоконтроль влечений (в случае позитивных эмоциональных состояний). При расположенности к негативизму у мальчиков наблюдается несдержанность и плохое самообладание, у девочек – эмоциональная нестабильнолсть и низкая фрустрационная толерантность.
В большинстве случаев дети не способны к длительному волевому усилию. В связи с этим любые отсрочки служат поводом для новых тревог и волнений, снижения позитивного фона настроения. Низкая фрустрационная толерантность приводит к парадоксальным реакциям в критических ситуациях: гнев и раздражение возникают внезапно и быстро прекращаются, сменяясь раскаянием, угнетенностью, слезами. Поэтому стереотипный образ жизни, ригидность поведения являются наиболее типичным способом компенсации и защитного поведения.
Нравственная сфера
Различные виды нарушений поведения обнаруживаются в поведении трех категорий детей, имеющих специфические особенности механизмов нравственной регуляции.
Первая – это дети (мальчики с физической агрессией, девочки с физической, вербальной и косвенной агрессией), не имеющие собственных устойчивых моральных принципов, этических стандартов поведения и нравственных ограничителей агрессивного поведения. У них фактически отсутствуют внутренние регуляторы их поведения (слабое «Я» подчиненное инстинктам «Оно»).
Вторая категория – это дети (мальчики с косвенной агрессией, юноши с вербальной агрессией, а также все половозрастные группы детей с негативизмом), имеющие конфликтные взаимоотношения между внутренними и внешними регуляторами поведения, а именно их отличает несформированность собственных моральных норм и необходимость подчиняться требованиями окружающих. Единственным фактором, сдерживающим их агрессивность, является страх наказания, отраженный в высоком чувстве вины (слабое «Я», находящееся между конфликтующими «Оно» и «Сверх-Я»). Таким образом, для них характерен постоянный конфликт между совестливостью и чувством вины, который приводит к усилению негативных эмоциональных состояний.
Третья – это дети (с физической агрессией, девочки с вербальной и юноши с косвенной агрессией) более зрелые в нравственном плане. Однако для них характерен конфликт между собственными нормами поведения и чрезмерно завышенными морально-этическими стандартами окружающих или неприемлемыми конвенциональными нормами (зрелое «Я», испытывающее значительные трудности в реализации «принципа реальности»).
Таким образом, отсутствие внутренних моральных оценочных критериев и неадекватные (завышенные/заниженные) нравственному развитию ребенка требования со стороны окружающих приводят к возникновению различных видов нарушений поведения.