На возникновение агрессии часто оказывают влияние не только факторы, опосредованные особенностями процесса развития в онтогенезе и социализации, но и ситуативные. К ситуативным факторам относятся:
1. Оценка другими людьми. Присутствие других лиц может усиливать или тормозить агрессию. Важную роль здесь играет оценка степени агрессивности наблюдателя. Так, если за поведением детей наблюдает человек, воспринимавшийся как лицо, склонное к агрессии, то дети проявляют больше актов агрессивного характера. Если в этой же ситуации наблюдателем оказывается лицо, воспринимаемое детьми как противник агрессии, то их поведение отличается большей сдержанностью. Следует отметить: как только наблюдатель уходил, уровень агрессии в поведении детей значительно снижался или достигал исходного уровня.
2. Намеренность агрессии. Для начала агрессии нередко бывает достаточно одного только знания, что другой человек имеет враждебные намерения, хотя непосредственного акта нападения не было. Часто в таких случаях основным запускным стимулом выступает гнев, возникающий как эмоциональная реакция на планируемое насилие. В тех случаях, когда противник заранее просит извинить его за агрессивное поведение, часто гнев не возникает и ответной агрессии не происходит.
Кроме того, если человек осознает, что конфликт или другой инцидент оказался непреднамеренным, и понимает, что произошла ошибка, то гнев, желание мести и стремление к ответной агрессии у него могут пройти.
3. Восприятие агрессии. Широкое распространение телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Однако, как считают детские психоаналитики, эти утверждения бездоказательны. В видеофильмах ребенок бессознательно реализует определенные свои потребности и отреагирует аффекты, чему во многом способствуют образы героев фильмов. Поэтому чрезмерное увлечение телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности и не могут решить их в реальной жизни.
|
В теории социального научения существует противоположное мнение, свидетельствующее о том, что переживания, вызываемые даже пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих на экране и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, а к возбуждению агрессии. Это мнение основано на том, что наблюдатель, особенно, если он ребенок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо за которым он наблюдает. Ожидание или просмотр сцен насилия по телевидению может увеличивать степень агрессивности. Зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видеонасилием, в то время как малоагрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.
Экспериментальные данные позволяют сделать предположение, что агрессивное кино негативно действует только на человека, подвергшегося агрессии и думающего о возмездии, поскольку некоторые его сюжеты могут не только привести к возникновению замещающего переживания, но возбуждать и умножать надежды на отмщение обидчику, а следовательно, приводить к усилению агрессивной мотивации.
|
Дети, чаще подвергающиеся наказаниям в семье, во-первых, больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач отмечают большее количество программ, в которых присутствует насилие, и, в-третьих, в качестве любимых героев выбирают телеперсонажей, проявляющих враждебность и агрессию.
4.Желание возмездия. Часто агрессия, особенно в детском возрасте, может возникать как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, то есть как акт возмездия за что-либо. Так, ребенок, часто подвергавшийся наказаниям, усваивает, что человек сам должен наказывать, если другие совершают неблаговидные поступки. Ответное причинение страданий своему обидчику (явное, косвенное или в фантазиях) и наблюдение его страданий ослабляют у ребенка реакцию гнева и удовлетворяют его потребность в агрессии.
Существуют данные, которые свидетельствуют о наличии прямой зависимости между возможностью осуществить возмездие и агрессией. При отсутствии возможности возмездия уровень агрессивной мотивации в результате фрустрации повышается, а уровень мотивации торможения агрессии снижается.[4]