Агрессивное поведение является одним из наиболее часто встречаемых нарушений поведения у детей. Существуют различные точки зрения на природу детской агрессивности и различные подходы к ее коррекции.
Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с детьми и подростками имеет свои особенности. Взаимодействие педагога с агрессивным ребенком строится на основании результатов психолого-педагогической диагностики.
Психолого-педагогическая помощь по преодолению агрессивности в поведении детей и подростков должна быть направлена на факторы развития личности и характеристики среды, которые в данном возрасте могут стать ее основными причинами. Так, если в основе агрессивного поведения ребенка лежат те или иные нарушения в эмоционально-волевой или нравственной сферах, то коррекционные мероприятия в первую очередь должны быть направлены на преодоление этих нарушений.
Если основной причиной возникновения и проявления агрессивности в поведении детей являются недостатки семейного воспитания, то ведущим направлением психолого-педагогической коррекции должна стать работа с родителями агрессивного ребенка. Основными задачами являются гармонизация имеющихся межличностных отношений; обогащение и переориентация совместного эмоционального опыта родителей и ребенка; коррекция имеющихся взглядов, установок, позиций родителей по отношению к ребенку; выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми, а также коррекция отдельных характерологических особенностей родителей, обуславливающих выбор тактики воспитания ребенка.
Работа педагога с родителями агрессивного ребенка осуществляется в виде бесед, лекций, разнообразных тренинговых занятий. Тренинги целесообразнее организовывать с родителями из нескольких семей, имеющих схожие проблемы. Участникам тренинга предлагаются различные задания и упражнения, совместное выполнение и обсуждение которых способствует выработке новых педагогических умений, приобретению нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков, корректирует взгляды и позиции родителей по отношению к детям. При умелом руководстве специалиста тренинговая группа превращается в группу взаимопомощи и поддержки.
|
Нередко коррекционная работа по преодолению того или иного нарушения личностного нарушения у ребенка осложняется отсутствием у родителей элементарных психолого-педагогических знаний. Следовательно, особенностью работы педагога в данном случае будет осуществление психолого-педагогического просвещения родителей.
Особую роль в возникновении и проявлении агрессивных тенденций в поведении детей играют трудности в межличностных отношениях со сверстниками. Агрессивность в этом случае может выступать как способ самоутверждения, попытка занять определенный статус в группе либо как эмоциональная реакция на неуверенность в себе, тревожность, чувство одиночества. В связи с этим особую значимость приобретает работа по гармонизации межличностных отношений в коллективе сверстников, созданию условий для расширения и углубления межличностных связей, удовлетворение статусных притязаний ребенка, потребности в самовыражении и самоутверждении. В первую очередь эта работа проводится в детском, ученическом коллективе.
|
Укреплению детских, подростковых коллективов способствует внешне задаваемая, педагогически организуемая социально одобряемая деятельность, как внутришкольная, так и внешкольная. Организация подобной деятельности требует инициативы и творчества, отвечает ожиданиям растущего человека, предоставляет практику для развития самосознания, формируя нормы жизнедеятельности.
Организация системы социально одобряемой деятельности детей и подростков укрепляет их личные взаимоотношения, способствует развитию делового сотрудничества между ними. В процессе деятельности у ребенка вырабатываются организаторские умения и навыки, формируется сознание долга, умение поступаться личными интересами во имя общего дела, что способствует преодолению эгоцентризма и агрессивных тенденций. В коллективных формах работы по выполнению значимых дел вырабатываются требовательность, самокритичность, самоконтроль и другие важнейшие личностные качества.
Необходимо привлекать детей к планированию этой деятельности, чтобы она выступала для них как самостоятельно организуемая. При этом целесообразно распределять организационные дела так, чтобы не было «актива», а периодически во главе каждого дела стоял и менялся свой ответственный организатор. Не менее важна заинтересованность каждого участника в результатах деятельности. Именно заинтересованность вовлекает детей и подростков в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенных детей в признании их прав и возможностей, что способствует снижению агрессии.
|
Обучение детей взаимопониманию, умению планировать и выполнять совместную социально значимую деятельность, приучение к взаимодействию и кооперации, помощь в формировании ученического коллектива представляют собой важные условия для развития личности, коррекции и профилактики агрессивных тенденций у детей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогам. Поэтому целесообразным является информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности ребенка с нарушением поведения и обучение эффективным способам взаимодействия с такими детьми средствами конфликтологии и игротерапии (проигрывание критических и конфликтных ситуаций в сфере межличностных отношений). Педагогам необходимо обучиться «ненаправленным» способам отреагирования отрицательных эмоций, возникающих при общении с агрессивными детьми и подростками, и приемам регуляции психического равновесия, а также освоение методики контакта с неблагополучными детьми разного возраста и выработку эффективного стиля взаимодействия.
Перечисленные направления психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию агрессивного поведения, представляют собой воздействие на основные факторы, провоцирующие возникновение и проявление агрессии.
Коррекционная работа с ребенком должна проводиться параллельно с работой со взрослыми, окружающими ребенка: родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо сделать несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- изменение стиля взаимодействия с детьми;
-расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений.
Основными задачами коррекционной работы с агрессивными детьми являются обучение приемам регулирования эмоционального состояния, начиная от дыхательных упражнений до аутогенной тренировки, а также формирование и закрепление альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию, с помощью демонстрации такого поведения и проигрывания критических и конфликтных ситуаций.
Большую трудность в проведении коррекционных мероприятий представляет отсутствие личной заинтересованности детей в изменении собственного поведения. В целях преодоления этого сопротивления специалисты рекомендуют обсуждение с ребенком возрастных проблем, личностных трудностей, возникающих во взаимоотношениях с окружающими, их разрешение путем устранения основных препятствий, мешающих достижению целей.
После получения согласия ребенка коррекционную работу необходимо проводить поэтапно, последовательно осуществляя следующие задачи: расширение информации ребенка о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; осознание и оценка собственного поведения и его последствий, как для самого ребенка, так и для окружающих; формирование и закрепление осознанного намерения изменить собственное поведение и укрепление уверенности ребенка в собственной способности сделать это; поиск и обучение альтернативным способам поведения и эмоционального реагирования в ситуациях, провоцирующих агрессию; формирование и закрепление уверенности ребенка в способности предотвратить рецидив агрессивного поведения в любых условиях.
Изучение литературных данных по проблеме взаимодействия с агрессивным ребенком, коррекции агрессивного поведения позволило выделить два основных подхода к решению этого вопроса. В первом предлагается использовать рациональную организацию педагогического процесса (В.И. Енин, М.М. Калашникова, Л.М. Кацук, К.В. Маслова, Д.И. Фельдштейн и др.). В основе второго (С.А. Кулакова, А.Е. Личко, Д.В. Лубовский, С.П. Хорунжий, С.И. Чаев, И.Е. Шварц, В.В. Юстицкий и др.) лежат психологические и психотерапевтические методы, среди которых социально-психологический и ролевой тренинг, гештальттерапия, психодрама и т.п.).
Выбор стратегии психокоррекционной работы с агрессивными детьми и подростками должен строиться, исходя из следующих методологических принципов:
– принципа взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности;
– принципа учета закономерности процесса изменения поведения, который включает следующие стадии: предобдумывание (отсутствие намерения изменить собственное нежелательное поведение), обдумывание (серьезное рассмотрение возможности изменить поведение), подготовка (возникновение намерения изменить поведение), действие (решительное изменение образа жизни и стабильное сохранение нового стиля поведения), поддержание (окончательное преодоление нежелательного поведения, максимальная уверенность в собственной способности предотвратить рецидив в любых условиях).
– принципа комплексности: психотерапевтические воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию малоосознаваемого содержания переживаний; в эмоциональной сфере – катарсис, эмоциональную поддержку, эмпатию; в поведенческой сфере – мотивацию, новый эмоциональный и межличностный опыт, подкрепление.
– принципа интегративности:принимая во внимание множественность нарушений поведения, а также имеющийся и собственный практический опыт работы был сделан вывод о необходимости интегративного подхода при психокоррекции агрессивного поведения в группах детей подросткового и юношеского возраста.