Шкала ориентации гнева (Шпилберген, Джонсон, Рассел) создана в 1985 году. Шкала гнева как состояния (Шпилбергер, Якобс, Рассел) измеряет состояние гнева (эмоциональное состояние или настроение, включающее в себя чувство напряжения, досады, раздражения, злобы и ярости с сопутствующими активацией или возбуждением периферической нервной системы) и свойство гневливости (то есть индивидуальные различия в том, как часто возникает состояние гнева). У данной шкалы хорошая внутренняя валидность, которая подтверждается корреляцией с мерами враждебности и агрессивности.
Использует две субшкалы – «гнев внутрь», указывающий на подавление гнева, и «гнев наружу», измеряющий выражение гнева. Общий счет свидетельствует об уровне гнева в общем, независимо от его направленности.
Шкала враждебности Кука и Медли создана в 1954 году. Представляет часть батареи субтестов, разработанных для измерения установок учителей. Шкала состоит из вопросов, заимствованных в MMPI.
Шкала проявлений враждебности (Сигела) состоит из вопросов MMPI, отобранных клиническими психологами. Эта шкала, разработанная для измерения враждебности, не содержит в своих вопросах открытых упоминаний о враждебности. Хорошая внутренняя согласованность.
Диагностика эмоциональной сферы
Для оценки и определения эмоциональных профилей используются шкалы опросника, разработанного В.Э.Мильманом. Тест включает четыре шкалы: направленность на эмоциональные переживания стенического типа, направленность на эмоциональные переживания астенического типа, стенический тип переживания и поведения в ситуации фрустрации и астенический тип переживания фрустрации.
Диагностические показатели позволяют определить четыре вида эмоциональных профилей:
|
1. Стенический, характеризующийся доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях, так и в фрустрированном поведении.
2. Астенический, отличающийся превышением астеничности как в показателях эмоциональных переживаний, так и фрустрированного поведения.
3.Смешанный стенический, характеризующийся стеничностьюфрустрационного поведения и астеничностью эмоциональных предпочтений.
4. Смешанный астенический, отличающийся стенической эмоциональностью и одновременно астенически окрашенным поведением в ситуации фрустрации.
Диагностика волевой сферы
Для диагностики процессов волевой регуляции можно использовать тест-опросник волевого самоконтроля в модификации Е.В.Эйдмана. Опросник позволяет выявить степень способности человека владеть собой, управлять своими действиями, эмоциями и состояниями. Тест также оценивает степень активности и эмоциональной зрелости человека, его уверенность в себе и самостоятельность, реалистичность взглядов и устойчивость намерений; позволяет прогнозировать поведение человека при встрече с трудностями.
Тест включает десять шкал оценивает следующие параметры: волевая регуляция эмоций (расстраивающийся при неудачах – умеющий собраться); качество цели (целеустремленность); энергичность (энергосберегающий – энергорасточительный); рациональная регуляция действий (импульсивность – рациональность); самообладание (непосредственность – выдержанность); локус регулятивной мотивации (экстернальный – интернальный); стратегичность ("отношение к жизни"); коммуникативный контроль; сила намерений ("настойчивость"); самоконтроль эмоций ("самообладание").
|
Диагностика стиля межличностных взаимоотношений
Методика создана Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком в 1954 году.
Позволяет оценить доминирование того или иного варианта (стиля) межличностных отношений: властный-лидирующий; независимый-доминирующий; прямолинейный-агрессивный; недоверчивый-скептический; покорно-застенчивый; зависимый-послушный; сотрудничающий-конвенциональный; ответственно-великодушный.
Диагностика стиля семейного воспитания
Изучение стиля семейного воспитания осуществляется с помощью перцептивного варианта методики “Анализ семейных взаимоотношений”, разработанного для детей подросткового и юношеского возраста. Опросник содержит шкалы, которые позволяют выявить различные отклонения в отношениях родителей к детям: повышенный контроль за ребенком или явный недостаток его, чрезмерный или явно недостаточный уровень удовлетворения потребностей ребенка, чрезмерность или недостаточность количества обязанностей, чрезмерность или недостаточность запретов и ограничений, чрезмерная строгость или явная недостаточность санкций за нарушения поведения. Опросник предоставляет возможность изучить целый спектр “побочных” причин нарушения детско-родительских взаимоотношений. Анализ результатов опроса позволяет выделять шесть типов семейного воспитания: потворствующую, доминирующую гиперпротекцию, гипопротекцию, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, повышенную моральную ответственность.[12]
|
Проведение психокоррекции в случаях агрессивного поведения предполагает предварительное проведение диагностического обследования.[13]
При этом следует иметь в виду основные параметры изучения девиантного поведения:
1 группа параметров – психические и психофизиологические расстройства:
· адекватность поведения ребенка нормам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности;
· длительность сохранения расстройства;
· появление изменений в поведении ребенка по сравнению с обычным поведением;
· появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов (ночные кошмары);
· одновременное существование целого ряда симптомов, психологические особенности личности, порожденные аномалиями или акцентуациями.
2 группа параметров – особенности социальной ситуации или психологическая специфика проявлений характера подростка:
· отношение общества к подросткам;
· дефекты правового и нравственного сознания;
· содержание потребностей личности;
· особенности характера;
· особенности эмоционально-волевой сферы;
· неблагоприятная социальная ситуация развития;
· незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения;
· следование за группой;
· низкая самооценка и, как ее следствие, частое возникновение депрессии.
3 группа параметров – неоднократные поведенческие проявления, которые позволяют говорить о девиантности подростков:
1. нарушения правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий);
2. побеги из дома;
3. грубость, сквернословие;
4. употребление алкоголя, пьянство;
5. курение;
6. раннее начало половой жизни;
7. хулиганство;
8. унижение других;
9. воровство;
10. неподчинение, критика взрослых;
11. ношение «вызывающей» одежды, причесок, украшений;
12. отрицательное отношение к школе;
13. драки, нанесение телесных повреждений;
14. употребление наркотиков;
15. лживость;
16. беспорядочные половые связи;
17. самоповреждения;
18. нарушение общественного порядка.