Философия, ее предмет и метод.
Философия (греч.) – любовь к мудрости.(Пифагор Самосский)
-стремление к совершенному знанию
-как особая форма сознания, возникла из потребности дать целостное, логически обоснованное, предельно широкое по обобщению и выводам знание об окружающем мире.
Признаки: 1) сист.пред-е о мире в целом и отдельно; 2) рац-но обосн.знание (док-во) 3)предельно широкое, всеобщее по своим рез-там и выводам
3 главенствующие формы мировоззрения:
· Мифологическое (миф воспринимается на веру, не требует подтверждений и доказательств и базируется на силе общественного мнения, предрассудков или идеологической пропаганды; в мифе 90% фантастики и 10% интуитивного понимания мира)
· Религиозное (отличается от мифологического тем, что из множества мифов выбирается лишь несколько; миф творится стихийно, бессознательно; религиозный миф обрабатывается идеологами общества применительно к задачам и потребностям того государства, где эта религия господствует)
· Философское (философия базируется не на религии, но на научном способе мышления)
Предмет философии: 1)не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. понять их внутреннюю связь и единство.
2)исторический анализ показывает, что ф. возн.как предельно общее теорит.мировоззрение, центр.вопросом которого является вопрос абсолютного(нечто,необусл.ничем,безусловное,первичное(архэ-вода),всеобщее всех вещей и явлений,единое во всем многообразии бытия,бесконечное,неисчерпаемое,непереходящее,совершенное) и отношение к нему человека
Осн.вопрос ф.: конкретизация об абс-м /это вопрос об отношении бытия и мышления, природы и духа, мат и созн (онт и гнос)
|
Предмет философии:
1. Онтология (что такое бытие?) 2. Гносеология (Что такое истина? учение о познании) 3. Методология (с помощью каких методов человек познает мир?) 4. Логика (каковы правильные формы и законы мышления?) 5. Антропология (что такое человек?) 6. Этика (как человек должен жить? учение о морали) 7. Эстетик а (что такое красота?) 8. Социология (что такое общество?) 9. Аксиология (что такое ценности?) 10. История ф.
Метод: При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – ее модус – есть проявление матери. Суть идеалистического философского метода – признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
Роль в обществе: Ф. удовлетворяет духовную потребность человека в том, чтобы иметь целостное представление о мире. Ф. решает вопросы о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-нибудь смысл и разумную цель, имеет ли какую-нибудь цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла.
Вопрос о природе абсолютного и его значение для философии.
См 1 вопрос
Основной вопрос философии и 2 его стороны.
Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.
|
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
объективный идеализм; субъективный идеализм;материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм; гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм.
Онтологическая сторона основного вопроса философии.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:
- материя реально существует;
- материя существует независимо от сознания
- материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
- материя существует и различается по своим внутренним законам;
|
- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
- сознание определяется материей (бытием).
Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях:
объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
-реально существует только идея;
-идея первична;
-вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
-«мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
-каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи
большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
-все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
-идеи существуют в разуме человека;
-образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
-вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
-существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
--в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;
-материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
Основателем эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:
-мир познаваем;
-возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):
-мир непознаваем;
-возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.