Философское мировоззрение древнего Китая как и Др. Индии было ориентировано на решение нравственных проблем.Постановка общих теор. Вопросов имеет смысл лишь в решении нравственных проблем (с совершенствованием человека).
Источника знаний в Др. Китае – книги (шудды и нидзы) – книга истории и книга перемен 8 век. До н. э.
Наиболее значительные идеи:
1) Идея космического дуализма и взаимодействия противоположных начал ИНЬ и ЯНЬ.
Инь (темное начало, пассивное женское, символ – земля) Янь(начало светлое, активное,верхнее, легкое, символ - небо)
2) Идея Дао небо, поднебесная (иерархии) Улао Цзы: “Человек подчиняется земли, земля следует законам неба, небо следует законом Дао, а Дао следует самому себе “
Дао не зависит ни от чего.
3) Идея небесной природы человека и его пути совершенствования.
Школа Даосизма. Конфуцианство.
Основоположник даосизма – Лао Цзы. (6 век до н. э)
Трактат “ Дао Де цзын “ (О пути Дао Цзы)
В современном виде трактат можно выделить три мировоззрения
1)Дао
2)Да
3)у – вэй
1)Естественный путь и закон изменения всего вещественного.
2)Количество достоинства, Количество от Дао, связано с моралью
3)Этическое учение, согласно которому необходимо научиться следовать Дао.
Дао – закон изменения всех веществ.
Характеристика Дао
1) первое и глубочайшее, врата рождения
2)безымленное начало неба и земли. Мать всех вещей.
3)Неисчерпаемое
4)невидимое
5)безвкусное
6)неизменное (постоянное)
7) то что, абсолютно. – свободно.
Этика “ недеяния ” – образ совершенного действия. Только тогда человек научиться следовать Дао.
Действие естественности по средствам, действие не насильстевенное, действие без борьбы, необусловленное страстями
|
Принципы “ недеяния”
1) Осуществляя учения не прибегать к словам
2) Вызывать изменение вещей, самому их не осуществлять
3) Не обладать созданным
4) Приводить в движение, не прилагая усилия
5) Не гордиться.
1. Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:
• VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;
• III — XIX вв. н. э. — проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н. э.) и его влияние на национальные философские школы;
• ХХ в. н. э. — современный этап — постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
2, Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись:
• даосизм;
• конфуцианство;
• легизм.
1. Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Главные источники — философские трактаты "Даоцзин" и "Дэцзин", совместно именуемые "Даодэцзин".
2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения:
• путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира;
• субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту. "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир.
|
3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
• все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями;
• материя, из которой состоит мир, едина;
• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека — покой и недеяние ("у-вэй");
• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит "Дэ" — животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше "Дэ" перейдет от императора к нему;
• познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему;
• путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;
• необходимо во всем уступать друг другу.
1. Конфуцианство — древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.
Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?
• Как вести себя в обществе?
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.
|
Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.
2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:
• жить в обществе и для общества;
• уступать друг другу;
• слушаться старших по возрасту и по званию;
• подчиняться императору;
• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
• быть человечным.
3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким должен быть начальник (руководитель).
Руководитель должен обладать следующими качествами:
• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
• управлять на основе добродетели ("бадао");
• обладать необходимыми знаниями;
• верно служить стране, быть патриотом;
• быть благородным;
В свою очередь, подчиненный должен:
• быть лояльным по отношению к руководителю;
• проявлять старание в работе;
• постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.
4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя). Его основателями были Шан Ян (390 - 338 гг. до н. э.) и Хань Фэй (288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) легизм стал официальной идеологией.
Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управлять обществом?
Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы. Таким образом, легизм — философия сильной государственной власти.