Материалистическое понимание движения.
Связь материи и движения. Если допустить, что они не связаны, то можно допустить вывод, что есть материя без движения, а материя такой быть не может.
Для того чтобы правильно понять существо современного подхода осмысления движения нужно дать ответ на три вопроса:
1. какова связь материи и движения - может ли существовать материя без движения и движение без материи.
2. в чем сущность движения
3. в каких формах проявляется или может проявляться сущность движения.
1.)Вопрос о связи - исходный и основной.
Что первично, материя или движение, можно ли ставить такой вопрос.
Либо материя первична, либо движение первично. Чтобы проверить к чему это приводит, то у нас получится такая логика. Допустим, что материя первична, тогда сначала существует материя, потом движение. Если она первична, то это значит, что она без движения, потом задаемся вопросом откуда тогда берется движение. Аристотель допускал, что бог приводит в движение эту массу материи. Но получается дуализм. Получается материя первична, но движения там нет. Тогда нужен бог, тогда это будет уже не материализм.
Альтернатива, что материя первично отпадает.
Остается что движение первично, тогда материя вторична. Если движение первично, то что тогда движется? Движутся мысли, они и порождают материю. Опять получается идеализм.
И в итоге вопрос о том, что первично, в современном материализме неуместен, материя и движения неразрывно связаны.
Современные философы материалисты пришли к выводу, что материя и движение связаны.
Движение - свойство материи. А свойство это то, что присуще предмету, то есть неотделимое от нее. Но оно не совсем удачно. Свойство - это то что может быть в предмете, а может и не быть. То есть получается, что движение может быть у материи, а может и не быть.
Следующее определение движение - движение - атрибут материи - необходимо присущее, то есть без этого не существует.
Движение - способ, каким существует материя. Материя существует в движении. И нигде нельзя найти материю без движения.
2.) в чем сущность движения.
Вопрос о сущности движения представляет сложность, так как понять сущность движения легче, чем дать ей понятие.
В апории Зенона сложно описать саму возможность движения. Если в мышлении нет движения, то и в бытии нет движения. Ошибка состоит в том, что мыслить пытаются избегать противоречия. Если утверждать, что тело в данный момент здесь и не здесь - противоречие.
Современная философия использующая диалектику, утверждает, что сущность движения по своей природе есть противоречие. Сущность движения то что оно в данный момент времени здесь и не здесь - оно движется. Занон хотел описать движение избегая противоречий, в то время как движение само противоречие.
Сущность движения - в противоречии.
Движение это изменение. Но что можно сказать об изменении, если мы не знаем что к чему изменяется. Но само состояние - некая устойчивость. И получается, что устойчивость и изменчивость связаны.
Момент изменчивости в философии Гераклита.
Лао дзы - покой - главная форма движения. Движение - результат изменения. Не будет устойчивых состояний, не будет возможности что от чего изменилось.
3.) в каких формах проявляется или может проявляться сущность движения.
Сущность движения проявляется в различных формах изменения.
Различают следующие формы:
1. механическое движение - перемена места в пространстве.
2. физическое движения - подчиняются физическим законам.
3. химическое движение - химический реакции - примеры форм движения.
4. биологическое движение. Дарвин - движущая сила эволюции - изменчивость и наследственность - противоречие.
5. социальное движение - движение общества.
6. духовные движения - мышление.
В каждой из этих форм лежит свое специфическое противоречие. Например движение планет вокруг солнца. По эллипсу - силы притяжения увеличиваются, потом сила выталкивания, потом наоборот. И есть противоречие притяжения и отталкивания.
|
|
Пространство и время.
Материя имеет расположение во времени и пространстве.
По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:
• субстанциональный;
• реляционный.
Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпикур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.
Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.
В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
• время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;
|
• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.
Теория относительности, открытая в середине ХХ в. Альбертом, Эйнштейном:
• подтвердила правильность реляционной теории — то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи;
• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.
С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.
Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
Четвертым базовым свойством материи (наряду с движением, способностью к самоорганизации, размещенности в пространстве и времени) является отражение.