Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, второе - как следствие. Причинность есть связь, всегда вызывающая к жизни нечто новое, превращающая возможность в действительность, являющаяся необходимым источником развития. Цепь причинно-следственных связей объективно необходима и универсальна. Она не имеет ни начала, ни конца, не прерывается ни в пространстве, ни во времени. Принцип причинности имеет огромное значение в научном познании действительности. Первейшей предпосылкой всякого научного исследования всегда было, по мысли М.Планка, предположение, что во всех событиях естественного и духовного мира имеет место закономерная связь, которая именуется законом причинности. Любое следствие вызывается взаимодействием по крайней мере двух тел. Поэтому явление-взаимодействие выступает в качестве истинной причины явления-следствия. Иными словами, характеристика явления-следствия определяется природой и состоянием обоих взаимодействующих тел. Временное отношение между причиной и следствием заключается в том, что существует временной интервал в виде запаздывания между началом действия причины и началом проявления соответствующего следствия. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие в конечном счете превращается в новую причину. И так до бесконечности. Внутренний механизм «причинения», связанный с переносом, движения и информации, есть процесс взаимодействия и следствия.
Взаимодействие причины и следствия именуется принципом обратной связи, который действует во всех самоорганизующихся системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использование информации. Причина выступает как активное и первичное по отношению к следствию. Но «после этого» не всегда означает «поэтому». Например, день следует за ночью, а ночь - за днем, однако день не есть причина ночи, а ночь не есть причина дня. Причина их взаимной смены состоит во вращении Земли вокруг своей оси. Представление о причинности возникло в сознании человека благодаря его практической деятельности. Человек никогда не узнал бы, что огонь может согревать, если бы он на своем повседневном опыте не убеждался в этом. Познание причинных связей имеет огромное значение для жизни человека, общества, развития науки: вся наша уверенность в жизни покоится на признании причинности и закономерности.
|
ЗАКОН ПРИЧИННОСТИ:
- один из общих законов действительности, согласно которому все явления в мире имеют свою причину, т. е. такое явление, которое предшествует следствию и с необходимостью вызывает это следствие.
39. Необходимость и случайность.
“Чему быть, того не миновать”, вера в судьбу – базируется на том положении, что в мире, все предписано и предопределено. В мире абсолютно все свершается с необходимостью: все, что мы наблюдаем, не может быть иначе, чем оно есть. Так Спиноза утверждал, что случайным явление называется исключительно по причине недостатка наших знаний. В подобном утверждении отождествляются два разных понятия: необходимость и причинность. Случайные явления причинно обусловлены. Но от этого случайные явления не становятся необходимыми. Не все, что возникает, возникает по необходимости. Если необходимость выражает лишь существенные связи, тенденции, то на жизнь каждого индивидуального влияют и существенные, и множество иных связей и тенденций. Случайность не имеет своего основания в существенных свойствах и отношениях объекта. Она не есть нечто исторически подготовленное ходом развития данного объекта. Случайность – это то, что в данных условиях может быть, но может и не быть, может произойти так, но может и иначе. Случайность может быть внешней и внутренней. Внешняя - (Человек оступился и упал. Налицо причина падения, но она не вытекает из логики поступков упадшего. Он мог и не упасть.). Внутренняя (незаметные изменения организмов и т.п. приводят к изменениям вида.) Внутренние случайности вытекают из самой природы объекта, они являются как бы “завихрениями” самой необходимости. Необходимость – это такое развитие явления, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существующих свойств, взаимоотношений этих явлений. Если случайное имеет причину в другом – в пересечении различных причинно-следственных связей, то необходимое имеет, быть может, причину в самой себе. Необходимость бывает внутренней и внешней, т.е. порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Диалектика необходимости и случайности заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Случайности оказывают влияние на ход развития необходимого процесса, и сами превращаются в необходимость. Как бы ни были рассчитаны наши поступки, они связаны с тем, что мы оставляем долю случайного. Задача научного познания заключается в проникновении через видимые случайные связи в необходимые.
|
|
40. Возможность, действительность и вероятность.
Под действительностью разумеют творческий итог действия всех реальных сил мира: это природа и всемирная история, человек и его разум, единство сущности и явления, необходимого и случайного, причины и следствия, это окружающий нас мир во всем его красочном многообразии. Понятие действительности употребляется и в смысле лишь наличного бытия: действительность противопоставляется или соотноситься с возможностью, т.е. с тем, что существует лишь в качестве зародыша чего-то иного. Например, мальчик – это отец, мужчина в возможности. Действительность – это, то что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Понятие действительности употребляется и в значении полноты проявления какого-либо качества. Так, о том, кто живет полной, богатой творческой жизнью, говорят: “Это настоящая, действительная жизнь”. Действительность есть процесс, и для нее существенен внутренний, скрытый момент возможностей – этих своего рода “надежд” бытия. Всякое изменение объекта есть переход от возможности к действительности. Бытие возможности связано с изменением, развитием. Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях. Во времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности. Сторонники механистического детерминизма полагают, что все существующее полностью предопределенно прошлым точно так же, как будущее настоящим. Подобно тому как росток содержит в себе всю природу дерева: его форму, цвет, вид, так и газопылевое облако, породившее Солнце, планеты и Землю, уже заключало в себе всю последующую историю. Это значит, что все дано разом, что будущее можно прочесть в настоящем. Но если бы все возможности были бы даны раз и навсегда, и никаких новых возможностей не было, тогда миру грозило бы истощение возможностей. Развитие – это не просто развертывание свитка готовых возможностей. Как в следствии имеется нечто большее, чем в причине, так и в действительности постоянно рождаются все новые и новые возможности. Известно, что любая причина определяет лишь непосредственно вытекающее из нее следствие и не ответственна за то, что вызовут к жизни сами эти последовательные следствия, становясь причиной в отдаленном будущем. Подобно этому, каждое данное состояние вещей определяет не все последующие, а лишь непосредственно из него вытекающее. В силу этого отдаленное будущее станет таким, каким оно и не “снится” настоящему. “Туман будущего” объективно “сгущается” по мере его удаления от настоящего. Чтобы возможность перешла в действительность, необходимы два фактора: действие определенного закона и наличие соответствующих условий. Любая система заключает в себе больше возможностей, чем может реализовать. На пути к реализации возможности лежит множество препятствий, происходит борьба между ними. Жизнь производит как бы отбор одних и браковку других. Все, что существует в действительности результат этого отбора. В природе превращение возможностей в действительность происходит в целом стихийно. В обществе историю делают люди. Будущее не предопределено однозначно тем, что есть в настоящем. То или иное событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно. Вероятность - это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности. Стопроцентная вероятность или необходимость – это полная достоверность события. Отсутствие всякой вероятности – это полная недостоверность, или невозможность события. Необходимость существует не только уже реализованной возможности, актуально, но и потенциально. Превращение возможности в действительность обусловлено тем, насколько необходима реализация именно этой возможности. Вероятностная связь данных событий выявляется при многократном повторении данных условий. Вероятность – это свойство множества событий.
Закон противоречия.
Противоречие – это единство и борьба противоположностей.
Развитие понимается как борьба противоположностей (например, жизнь).
Закон противоречия говорит о противоречащих друг другу высказываниях, т. е. о таких высказываниях, одно из которых является отрицанием другого. К ним относятся, например, высказывания «Луна — спутник Земли» и «Луна не является спутником Земли», «Трава — зеленая» и «Неверно, что трава зеленая» и т.п. В одном из противоречащих высказываний что-то утверждается, в другом — это же самое отрицается.
Идея, выражаемая законом противоречия, кажется простой и даже банальной: высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными.
Стадии: 1. Возникновение противоречия.
2. Развитие противоречия до конца.
3. Разрешение противоречия.
Закон противоречия говорит о противоречащих высказываниях — отсюда его название. Но он отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости — отсюда другое распространенное имя — закон непротиворечия.
З.п. был открыт Аристотелем, считавшим его наиболее важным принципом не только человеческого мышления, но и самого бытия.
Закон меры.
Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Чтобы понять существо этого закона, следует, прежде всего, выяснить, что такое качество и количество.
Все то, что делает предмет именно данным, а не другим предметом, что отличает его от бесчисленного множества других, и есть его качество.
Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволяет нам определять, различать их. Кроме определенного качества каждый предмет обладает и количеством. В отличие от качества количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т.п. как правило, количество выражается числом. Численное выражение имеют размеры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов и т.д.
Количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же количества в известных пределах не приводит к заметному преобразованию предмета. Единство количества и качества называется мерой. Мера — это своего рода границы, рамки, в которых предмет остается самим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания количественной и качественной сторон, приводит к изменению предмета, к превращению его в другой предмет.
Переход количественных изменений в качественные — всеобщий закон развития материального мира. Именно в процессе этого перехода происходит движение предметов и явлений от низшего к высшему, от старого к новому.
Этот закон есть такая взаимосвязь и взаимодействие количественных и качественных сторон предмета, в силу которых мелкие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают меру предмета и вызывают коренные качественные изменения, протекающие в виде скачков и осуществляющиеся в зависимости от природы объектов и условий их развития в разнообразных формах.
В объективной действительности имеет место не только переход количественных изменений в качественные, но и обратный процесс — возрастание количества под влиянием качественных изменений. Количественные и качественные изменения, таким образом, взаимосвязаны и обусловливают друг друга.