Философское учение Демокрита.




Материалист. Основные положения: существует бытие и небытие. Бытие- атомы, небытие- пустота. Все остальное- лишь существующее. Все, что существует, состоит из атомов и пустоты. Атом- неделимое, чувственно непостигаемое.

«Если нет пустоты, то и нет движения». Чтобы было движение, нужна пустота. Что-то от эллейской школы. К существованию атомов мы приходим с помощью умозаключений. Атомы бывают разной формы. Атомы движутся, движение носит прямолинейный характер, создают сложный тела.

Душа- состоит из атомов особой формы, они и приводят в движения тела.

Смерть- прекратилось дыхание. От внешнего давления, атомы выходят из тела, растворяясь в среде.

Вывод: живем один раз: хоть и есть душа, она состоит из атомов, а после смерти разрушается.

Внутри атомов движения нет.

Первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества неделимых частичек – атомов, движущихся в пустоте.

Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота – единственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа.

Душа, по Демокриту, состоит из тончайших, круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – с единой субстанцией. Атомы складываются в различные конфигурации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей, различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействия между атомами.

Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Демокрит считал, что от предметов истекают своего рода флюиды, которые попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия.

По Демокриту, Боги состоят из атомов, а Бог есть космический разум.

Вывод: в отличие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслится как наименьшая частица, которая выступает как исходный в созидании и последний в разложении вещественный элемент сущего. А это – гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего. И самое понятие неделимости было введено атомистами именно ради того, чтобы возможность бесконечного деления данного тела не превратила его в ничто и тем самым не превратила бы все бытие в мираж.

14. Философское учение Платона.

В лице Платона идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, уоторое противопоставляется материализму.

Надо уяснить философский смысл различия Платона подлинного и неподлинного.

Подлинное бытие- обладает всей полнотой реального существования(абсолютна).

Неподлинное, не обладает полнотой реалистичного существования(относительно неабсолютно).

Подлинное бытие- бестелесная нематериальная. Сущность- основания для существования всех вещей. Причина существования всех вещей- идея. Они существуют в отдельном мире. Вещи- отражение идей. Весь мир разделен:

на мир вещей и мир идей.

Материя- наиболее точное выражение бытия, постоянно изменяется: образ истинного бытия- идей- причина существования вещей.

Платон- идеалист. Идея- бестелесна.

Платон- учение о человеке, о сущности, о душе.

Учение о душе: Душа 3-х частная:1)разум- высшая часть;2)воля и благородные страсти;3)чувственны вожделения

Учение о государстве: если человек обладает умом, то он не станет рабом.

Учение о познании: познание исходит из идеи о пред существовании души(в основе учения)- душа когда-то была причастна к миру божественных идей, в которых она не сущность всех вещей существующих в материальном мире. Познание- припоминание души о вечной сущности все вещей, которые она соединила в мире божественных идей.

__

Платон — основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи — это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей.
Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей.

Бытие — тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего — Бытие, движ., покой, тождество и изменение — могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен., и тождественен себе и приходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе — едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые треугольники или геометрическте бестелесные атомы.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа, по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их.

Поэтому суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие пораждает лишь мнения о вещах. В связи с этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, т. е искусство вести устную речь, искусcтво ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Чел душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т. к. люди не могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы.

Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души. Раз части должен соотв разрум правителей-философов, аффектной — воинов, вожделенной — ремесленников. Частная собств и семья — подрывают условия общества.

Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении для правит и воинов — личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: