Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование/ способ теор. или практ.овладения к-либо предметом) являются:
• диалектика;
• метафизика;
Фил.метод- познание всеобщего и необходимого в природе, в обществе, мышлении.
Метод зависит от: 1)предмета, 2) цели, 3)средств(понятие, приборы, принципы), 4)формы исслед. деятельности (опред. наследств.операций с предметами, чтобы достичь цели)
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
· Все изменяется, в т.ч.сущность
· Предмет рассматривается в его всеобщих связях
· Бытие и сущность вещей внутренне противоречивы
· Мир находится в развитии в соответствии с определенными законами
· Противоречия- источник и движ сила этого развития
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
· Существование некой неизменяемой вечной сущности всех вещей
· Нет многосторонней рассмотренности предмета
· Предмет рассматривается без противоречий
· Изменения предмета рассматривается без скачков, все эволюционно, чисто логически
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.
Др-инд.ф.предст собой первую форму фил.мировоззр вообще и востока в частности. Термином принято обозначать философ.воззрения арийцев периода древнеиндийск.религии и брахманизма.
|
1)ведийская религия-брахманизм-индуизм 2000лет
ВЕДЫ-источник основных идей-данные свыше знания/автора вед не существует (Вьяса), язык-санскрит.
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Условно В.разделил веды на 4 части
1)самхиты(сборник гимнов и мантр;песнопений)
2)брахманы(книги,напис брахманами в религ.целях)
3)араньяки(=лесные) (тексты,кот.появ в лесу и созд.их лесн отшельн)
4)упанишады(=сидящий около)(собственно фил.часть вед)- комплекс разнообр.архаич,мифологич и рел.предст-й,кот содерж некот фил размышления.
В наст.время известно около 200 У.,но только 10 из них назыв-ся подлинными
В целом вед.лит-ра предст.собой комплекс разнообр.миф-х представлений. 3 темы:
1)относящ.к абсолютному/макрокосму (кот.обожествяляется)
2)относ.к человеку (микрокосму)
3)относ.к связям м/микро и макрокосм или отн-е к жертвоприношению
Осн.фил.идеи,встреч.в ведах:
Основные философские идеи Вед:
1 Идея абсолютного (первого начала сущего, абсолютное есть Брахма-творец всего сущего(состояния – вселенский Атма, мысль, Прана)
2 Идея Богов(представления о боге
3 Идея бессмертия индивидуальной души
4 Идея непрерывности и круговорота жизни
5 Идея Кармы (работа, труд, деяние)
6 Представоение о множестве обитаемых миров
7 Идея праведного пути ведущего к освобождению (Мокша)
|
Школы Др.Индийской филсофии:
1 Ортодоксальные (признают веды)
2 Не ортодоксальные (не признают вед)
Ортодоксальные школы:
Санкья,йога,Ньяя,вайшешиха, мимиманса, веданта.
Неортодоксальные школы:
Локаята(чирвака), жайнизм, буддизм
Йога
Основоположником этой школы стал ПатанДжали.
Йога (в переводе) – слияние, соединение, путь слияния и соединения.
Йога это сосредоточение,путь к практике сосредоточения. Сосредоточение – это свойство сознания. В зависимости от характера и силы сосредоточения мы говорим о различных видах сосредоточения:
1)Блуждение
2)Остановление
3)Главная цель йоги – развить способность сосредоточения до максимума, когда деление на объект и субъект перестанет существовать, будет их тождество.
Для совершения этих способностей существует 8 шагов (ступеней),
1)Яма (самоконтроль), включает в себя 5 принципов: а)ахимо- не причинение боли б)правдивость- соответствие религии и реальной действительности в)честность – добросовестное выполнение своих чел. обязанностей, г) воздержание-контроль половых органов и чувств. желаний д) непринятие даров – отказ от всех подарков.
2)Нияма – контроль за соблюдением религиозных предписаний: а) чистота внешн. (лицо тело) внутреннее (мысли) б) удовлетворённость – отсутствие желаний присвоения в) подвижничество(аскетизм) – терпеливое переживание крайностей своего положения г)самообучение-йога не отвергает науку, если оно ведёт к освобождению. д) преданность Ипиваре(верх. божество) всё что мы делаем, все дела посвящены ему.
3)Асаны – поза, характеризующиеся положением тела и его частей в пространстве. (Располагаем части тела как хотим, но удобная и неподвижная поза.
|
4)Пранаяма - контроль за дыханием,. (Конечная цель – прекращение видимого дыхания)
5)Пратьяхара – отвлевлечение чувств, сосредоточение на объекте.
6 -8 – Сояма (внутр. Сосредоточение, сосредоточение нашего сознания.
6)Дхарана –сосредоточение на внешних объектах, на внешних частях нашего тела.
7)Дхьяна - однородное состояние нашего сознания.
8)Самадхи -макс. Сосредоточение приводит к полному отвлечению субьективного от обьективного.
Буддизм
Основатель буддизма – принц Сиддхартха (Гаутама – его родовое имя) родился около 567 г. до н. э..
Будда – состояние сознания, пробуждённый.
Буддизм возник в Индии. Занимает 5-ое место среди мировых религий.
Ядро буддийского учения состоит из благородных истин:
1)Представление о сущности жизни, жизнь – это страдание
2)Страдание имеет причину
3)Причину страдания можно устранить
4)Есть путь ведущий к прекращению страданий.
Удовольствие – следствие избавления от страдания.
Главный вопрос в буддизме – почему мы страдаем? ответ – мы страдаем потому что рождены в этом мире.
Причина страданий – жажда удовольствий. Более глубокая причина страдания – неведение.
Пока есть тело – есть жажда, желания.
Путь буддизма(благородный путь 8 ступеней)
-Праведное знание- знание, свободное от суеверий, заблуждений, знания и благ – их истин.
-Праведные помыслы, намерения.
-Праведная речь – воздерживайся от пустых разговоров, клеветы.
-Праведные действия – чистые, и честные, миролюбивые
-Праведный образ жизни.
-Праведный труд и усилия, только трудом можно преодолеть жажду
-Праведное внимание
-Праведное сосредоточение
Состояния в которые мы должны себя вводить:
1)радость
2) доброжелательность
3)сострадание
4)отрешённость от внешнего мира, полное успокоение чувств и ума.